SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
С развитием государства и общества Гренландии, получения самоуправления в 1978 г. и расширения прав самоуправления в 2009 г., эволюцией уголовного и уголовно-исполнительного права, направленного на регулирование соответствующих отношений в Гренландии, в данном регионе с конца 1950-х гг. стала формироваться региональная пробационная служба и пенитенциарная система. В данной системе начальник полиции являлся инспектором следственного изолятора. Задачи, связанные с отбыванием долгосрочных тюремных заключений, тюрем для несовершеннолетних, домов трудолюбия и режимных учреждений, возлагались на инспекторов отдельных учреждений. Исполнение вышеперечисленных мер лишения свободы осуществлялось под централизованным руководством Министерства юстиции (Управление тюрем). Надзор за условно осужденными и выполнение других условий, предусмотренных при условном осуждении, почти без исключения поручалось частному учреждению Dansk Forsorgsselskab. В 1960-х гг. открыто несколько центров содержания под стражей, однако количество мест в них не позволяло разрешить стоящие перед пенитенциарной службой задачи. Также созданы частные центры содержания, запланированы места для открытия центров принудительных работ (Юлианехоб, Годтхоб, Эгедесминде и К’ор Кут), в 1967 г. открыта тюрьма для опасных преступников в Готхобе, начато строительство молодежных пансионатов, в том числе для девушек и душевнобольных. Созданная в Гренландии в 1960-х гг. пенитенциарная система складывалась с учетом местных политико-правовых, культурных, социальных условий, в тесной связи с гренландским обществом и его представителями (Национальный совет), представителями судейского корпуса, общественности, службы тюрем и пробации Дании.
Целью работы стало выявление и формулирование основных положений, исходных взглядов сторонников Школы критических правовых исследований, получивших развитие в США с 1970-х годов ХХ века, через анализ взглядов одного из активистов движения критических правовых исследований бразильского государственного деятеля и правоведа Роберто Мангабейра Унгера.
Задачи работы включают изучение условий возникновения и истоков критических правовых исследований, анализ методологической основы, исследование работ и высказываний Р. Унгера, формулирование постулатов школы критических правовых исследований и основ политико-правовой теории Р. Унгера.
Для достижения поставленной цели и решения задач автор использует такие общенаучные и частнонаучные методы, как анализ, синтез, исторический, системно-структурный, сравнительный методы. Кроме того, представлена авторская интерпретация взглядов Р. Унгера на основе перевода его англоязычных работ.
Результаты: определены объективные и субъективные факторы формирования Школы критических правовых исследований, выявлена связь идей сторонников школы с умеренным направлением американской социологической юриспруденции и реалистической школой права, сформулированы основные постулаты сторонников критических правовых исследований на основе положений политико-правовых взглядов Р. Унгера.
Выводы: Школа критических правовых исследований возникла на основе понимания права прежде всего в качестве социального института, призванного обеспечивать баланс индивидуальных, социальных и государственных интересов. Как и правовые реалисты, представители школы пытались демифологизировать правовые явления, анализируя правовую жизнь общества. Кроме того, Унгер, апеллируя к взглядам О. Холмса на право, как на продукт опыта, видел дальнейшее развитие человеческого общества через внедрение новых технологий и проведение экспериментов на основе социальной солидарности и сотрудничества, когда государство и право выступают хранителями общества, а не ограничивают его прогрессивное развитие.
Статья посвящена феномену злоупотребления правом в международном арбитраже, который в связи с развитием транснациональных экономических отношений представляется чрезвычайно актуальным предметом для изучения. Вместе с тем различные виды злоупотреблений в арбитраже заставляют задуматься о выработке определенной классификации всех случаев злоупотреблений правом. Целью настоящей статьи является всестороннее рассмотрение видов злоупотреблений правом в международном арбитраже и перспектив противодействия им, а также разработка теоретической базы такого противодействия на основе мирового опыта. В данной работе были рассмотрены следующие злоупотребления: затягивание процесса, оспаривание компетенции арбитража, злоупотребления при раскрытии информации и обмене документами, передача активов должника аффилированным или третьим лицам, мошенническое заявление о банкротстве должника, а также ложь арбитрам и подложные доказательства. При этом авторами отмечена проблема отсутствия обязательных этических стандартов в международном арбитраже и недостаточные полномочия арбитров в процессе. В статье делается вывод о необходимости продолжения работы над этическими кодексами поведения. Кроме того, подчеркивается необходимость применения мер ответственности и «процессуальных санкций». В связи с этим уже давно созрели нормативные изменения для осуществления «этического пересмотра», необходимого для положительных изменений в арбитраже.
Целью статьи являются поиск и описание различий между легальной конструкцией общественного контроля и ее осуществлением на материалах практики реализации Федерального закона от 21.07.2014 No 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» местными общественными палатами (советами). Рассматривались данные об осуществлении общественного контроля с официальных сайтов местных общественных палат (советов), список которых взят с соответствующих официальных сайтов органов государственной власти субъектов РФ. Проанализированы 5 % (19 сайтов) от общего количества сайтов субъектов РФ, где была найдена информация об общественных палатах. Был проведен анализ законодательства и муниципальных правовых актов, регулирующих рассматриваемые отношения, а также документов общественных палат (советов) об осуществлении контроля с 2019 по 2023 г. Автор делает вывод о том, что общественный контроль используется преимущественно как форма помощи граждан органам местного самоуправления, при этом положения Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», закрепляющие перечень объектов контроля, толкуются расширительно, а положения о составе информации, подлежащей размещению субъектами контроля по итогам проверочных мероприятий, — ограничительно.
Статья посвящена эстафете (преемственности) социальных регуляторов. Их гонка идет на всем протяжении существования человечества. Это связано с экономической трансформацией, в зависимости от которой можно выделить четыре стадии в развитии общества. Система социальных регуляторов разветвленная (всего их насчитывается 12). Детальному анализу подвергаются только лидеры эстафеты, или базовые социальные нормы. Базовыми являются регуляторы, регламентирующие жизненно важные общественные отношения (управление или властеотношения, собственность и девиации). Лидерство в эстафете социального регулирования первоначально принадлежит обычаям (в первобытном обществе), затем оно переходит к религиозным нормам (в аграрном обществе). Нормы права становятся главенствующими в индустриальном обществе. Моральные нормы приобретают первостепенную значимость в информационном обществе. Такая последовательность неслучайна. Автор высказывает гипотезу, что она определяется эволюцией сознания человечества и точно соответствует ее этапам. Сознание человечества проделало следующий путь: сначала человечество опиралось на визуальное восприятие мира, затем добавилось его аудиальное постижение, далее — деятельностное и, наконец, аналитическое. Выполнив роль главного средства регулирования, тот или иной базовый социальный регулятор передает миссию лидера другому регулятору, более подходящему для изменившихся социальных условий. Однако социальные нормы, уступившие лидерство, продолжают выполнять регулирующие функции, но уже второстепенные. Интеллектуальные накопления человечества остаются, и было бы расточительством отметать их вовсе.
В статье рассмотрены некоторые основные ограничения, связанные с применением телемедицинских технологий. В настоящее время неопределенность места, из которого медицинским работником могут оказываться телемедицинские услуги, является одной из основных проблем, затрагивающих как сферу лицензирования медицинской деятельности, так и трудовые отношения врача и медицинской организации.
Помимо этого, в статье поднимается вопрос о порядках оказания медицинской помощи. Отмечается, что в виду устаревания нормативной базы, большинство существующих порядков не учитывают необходимость приобретения соответствующего оборудования для рассматриваемых технологий. Более того, отмечено, что принятие новых актов также не учитывает потребности телемедицины, что создает препятствия для ее эффективного применения. Подчеркивается необходимость пересмотра правил оказания медицинской помощи с учетом требований телемедицинских технологий для обеспечения их более широкого использования и развития.
В статье рассматриваются аспекты использования дополнительных образовательных программ в формировании профессиональных компетенций будущих юристов.
Авторы считают важным в процессе обучения разрабатывать и внедрять дополнительные курсы, которые не только помогут освоить непосредственно профессиональные компетенции, но и позволят будущим выпускникам оперативно включиться в профессиональную деятельность.
Статья посвящена рассмотрению понятия врачебной тайны в России в рамках конституционных прав и свобод граждан, а также пределов ее разглашения. Описанные в статье проблемы стали особенно актуальны в современном обществе, когда все процессы документооборота становятся автоматизированными, что приводит к еще большей вероятности утечки персональных данных пациентов. При изучении данной темы было дано понятие врачебной тайны, выявлено, какие сведения относятся к врачебной тайне, а также случаи, при которых возможно ее разглашение. В ходе рассмотрения данных вопросов были определены проблемы, возникающие при работе с данными, составляющими врачебную тайну: халатность уполномоченных лиц, цифровизация документооборота в сфере здравоохранения, недостаточная грамотность медицинских работников при работе с информационными ресурсами, плохая информированность граждан о том, какие сведения они передают медицинским организациям, несовершенство технических средств, при помощи которых осуществляется цифровизация, а также проблема предоставления информации о здоровье пациентов иным лицам после их смерти. Также авторами предложены способы решения указанных проблем: ужесточение наказания за халатное отношение работников к врачебной тайне, повышение цифровой грамотности медицинских работников, установление в законодательстве конкретных случаев правомерного разглашения врачебной тайны после смерти пациента. В свою очередь, внесение изменений в законодательство позволит сократить количество случаев утечки персональных данных пациентов.
В связи с принятием Устава уголовного судопроизводства возникла возможность изучения и исследования процессуального положения участников уголовного судопроизводства, в том числе защитника. Так, автором исследуется его процессуальный статус с позиции имеющихся в рассматриваемый период прав и обязанностей, а также анализируется возможность реализации им своей уголовно-процессуальной функции. Рассматривая нормы Устава уголовного судопроизводства, автор приходит к выводу, что защитник мог вступать в уголовное дело посредством назначения или приглашения, обладал как собственными правами, так и теми, которые предоставлены сторонам в целом. Вместе с тем права защитника, как правило, коррелируют с правами подсудимого, а нормами права подчеркивается совместность участия защитника и подзащитного. Целью настоящей статьи является изучение положения института защиты в период действия значимого для отечественного уголовного процесса документа - Устава уголовного судопроизводства. В предлагаемой статье предметом рассмотрения являются правовые нормы Устава уголовного судопроизводства, регулирующие участие защитника по уголовным делам, а также взгляды классиков уголовно-процессуального права. Автором в качестве примеров приводится практика советов присяжных поверенных, которая могла уточнять положения Устава уголовного судопроизводства в части участия защитника по уголовным делам.
В статье, на основе исследования судебной практики и сравнительно-правового анализа законодательства РФ и ряда зарубежных стран рассматривается проблема множественности вердиктов присяжных заседателей, т.е. наличия двух и более вердиктов коллегии присяжных заседателей по одному уголовному делу, соответствующих критериям ясности и непротиворечивости и подлежащих провозглашению. Автор отмечает, что феномен множественности вердиктов присяжных детерминирован процессуальной ошибкой председательствующего, признающего ясный и непротиворечивый вердикт присяжных заседателей не подлежащим провозглашению. В статье этот феномен рассматривается как негативное явление, противоречащее сущностным признакам суда присяжных. Автор полагает, что, с одной стороны, решение проблемы множественности вердиктов присяжных заседателей возможно путем уточнения и легализации оснований признания вердикта неясным или противоречивым. С другой стороны, необходима существенная модификация процессуальной формы проверки председательствующим вердикта присяжных на предмет его ясности и непротиворечивости и дачи им разъяснений коллегии присяжных заседателей в связи с этим. Автор предлагает законодательное закрепление обсуждения председательствующим со сторонами дефектов непровозглашенного вердикта присяжных заседателей, которое должно происходить в отсутствие присяжных и в закрытом судебном заседании.