SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
В ходе исследования рассматриваются различные аспекты перехода к устойчивым и экологически чистым источникам энергии, а также вопросы реализации принципов инклюзивности и справедливости в этом процессе. Цель. Выявить основные противоречия, возникающие между странами в процессе разработки мер по переходу к низко- и безуглеродным энергетическим системам, и определить возможности и пути реализации справедливого энергетического перехода, который учитывает интересы всех субъектов международных отношений и способствует обеспечению как глобальной энергетической безопасности, так и безопасности каждой отдельной страны. Методы. Для решения поставленных в исследовании задач автор прибегает к использованию таких методов, как статистический анализ, системный и сравнительный анализ, научное обобщение и экспертные оценки. Результаты. Наблюдается отсутствие единой позиции у стран-импортеров и стран-экспортеров углеводородного сырья по вопросу роли и места ископаемого топлива при реализации энергетического перехода. Страны, зависимые от поставок ресурсов, рассматривают энергопереход как способ обеспечения своей энергетической безопасности и отождествляют этот процесс с экономическим ростом и развитием. При этом экспортеры нефти, газа и угля рискуют потерять рынки сбыта и весомую часть доходов при вытеснении ископаемого топлива возобновляемыми источниками энергии, что ставит под угрозу как экономическое развитие государства, так и возможность выполнения им своих функций по обеспечению достойного уровня жизни населения. Выводы. Справедливый энергетический переход должен основываться на принципе обеспечения равноправного, инклюзивного и справедливого международного сотрудничества, учета национальных особенностей стран, «технологической нейтральности», необходимо уделять повышенное внимание социальному аспекту энергоперехода.
Формирование политической идентичности современной российской молодежи - динамичный процесс социализации, включающий постоянную коммуникацию с различными акторами и переоценку норм и убеждений в политическом и культурном медиадискурсах. Используя методы акторно-сетевой теории, мы можем лучше понять, как отдельные группы, аккаунты конструируют политическую идентичность через культурные нарративы и практики посредством своих аффордансов, таких свойств акторов, которые формируют доверие к ним в случае дискурсивных совпадений и общих рамок самоидентификации внутри сети. Изучая практики акторов и эффекты их аффордансов в политической социализации, мы сможем понять, как эти процессы формируют коллективные убеждения и следующие из них практики молодежи. Цель статьи - выявить источники политической социализации студенческой молодежи как акторов, вызывающих доверие и способствующих последовательным процессам формирования социализации. Применены методы опроса, фокус-групп, анализа текстов, методы акторно-сетевой теории, а также программы Python, Gephi, Google Excel для картирования и репрезентации результатов. В исследовании проанализированы эссе, опросы и интервью (всего 300 студентов) с целью квалифицированного выявления акторов, влияющих на политическую социализацию молодых людей. Среди этих акторов - официальная культурная политика, семья, школа, СМИ и соцсети, церковь, общество, политические лидеры и блогеры. Исследование позволило обозначить наиболее устойчивые когнитивные, аффективные и практические компоненты дискурсов этих акторов, подчеркивая особую значимость фактов культуры и истории в формировании политической идентичности. Процесс политической социализации начинается в детстве и продолжается на следующих этапах личного развития, всегда переплетенного с той или иной социальной рефлексией, формируя когерентную картину мира. Молодежь доверяет информации, подтвержденной фактами и соответствующей их мировоззрению; влияние на молодежь оказывают родители, официальные источники и блогеры. В политической сфере молодежь интересуется политическими лидерами, выборами, работой органов власти, влиянием политики на такие сферы жизни, как культура и экология. Проведенный анализ в оптике АСТ позволил выявить механизмы того, как студенческая молодежь подвергается влиянию различных акторов, и как это влияние формирует ее политические убеждения и поведение. Исследование подчеркивает важность постоянной коммуникации для формирования политической идентичности молодежи через влияние различных акторов медиадискурса.
В статье рассматривается актуальное состояние проблемы обеспечения когнитивной безопасности российского общества. Научную новизну рассматриваемых вопросов определяют предложенные авторами классификация когнитивных угроз и возможные направления их реализации через создание и продвижение соответствующих субкультур как оснований для разработки психологически адекватных механизмов противодействия данным угрозам. В работе сформулировано представление о сущности психологического инструментария когнитивной войны как переформатировании смыслов, формирующих системообразующие элементы этнической картины мира на уровне второй сигнальной системы. Авторами рассмотрено содержание общественных идеологем на различных этапах отечественной истории, сделаны выводы о приоритетности деятельности органов государственной власти, руководства силовых ведомств, научного и медийного сообщества, общественных организаций по формированию мировоззренческих ценностей в условиях активизации негативного информационно-психологического воздействия деструктивных сил.
Целями статьи является обоснование компонентов системы управления фокусным предприятием трехзвенной цепи создания ценности, разработка последовательностей их формирования, а также создание методических предпосылок для цифровизации системы данного типа. К основным методам исследования относятся методы качественного исследования, реализуемые в следующей последовательности: терминологический анализ, дескрипторный и фасетный методы; методы синтеза и анализа, индукции и дедукции. В статье предложена уточненная версия термина «система управления цепями создания ценности», обоснованы ее базовые компоненты, элементы, а также взаимосвязи между ними; разработаны схемы формирования системы управления трехзвенной цепью, включающей поставщика, фокусное предприятие и потребителя; созданы предпосылки для цифровизации компонентов и элементов систем данного типа и процесса формирования интегрированных систем управления сетями в бизнесе. Результаты исследования позволяют разработать концепцию прототипа цифрового двойника не только цепей ценности, но и управления цепями данного типа; создать методические предпосылки для использования искусственного интеллекта, реализуемого в агрегате цифрового двойника, и с его помощью разрабатывать управленческие решения, отличающиеся минимальной упущенной выгодой. Оригинальность исследования подтверждается обоснованием выбора и использования актуальных качественных признаков объектов управления и их дихотомий, которые позволяют получить 2х варианта этих объектов и присвоить им двоичные коды, обработанные с помощью компьютерного программного обеспечения для управленческой деятельности.
Значительный углеводородный сырьевой потенциал на арктических территориях и сложные технологические решения по его освоению диктуют необходимость решения неординарных организационно-управленческих и технических задач стратегического характера. Существуют экономические сложности, связанные с добычей нефти и газа на месторождениях Арктики и, в особенности, при разработке морских объектов. В статье акцентируется внимание на отраслевых стратегиях развития нефтегазового комплекса, которые должны быть сбалансированы с региональными и корпоративными стратегиями. Отраслевые стратегии развития нефтегазового комплекса Арктики детализируют конкретный комплекс мероприятий, всецело отражающих технологические и экономические возможности отечественных компаний, особенно важно оценить достижимость стратегических целей в части освоения морских ресурсов. Целью настоящего исследования является обобщение стратегических проблем освоения углеводородных ресурсов Арктики с определением вариантов стратегий развития отраслевых нефтегазовых комплексов. Методология исследования базируется на методах стратегического управления. В рамках решения стратегических проблем и задач целесо образно применять различные сценарии с использованием методов стратегических альтернатив, и, в частности, матричных методов. Матричные методы позволяют использовать результаты анализа и предлагают конкретные альтернативы, которые могут быть положены в основу стратегического выбора при разработке отраслевых стратегий нефтегазового комплекса. Научные результаты исследования определяются обобщением проблем освоения арктического углеводородного потенциала и выработкой вариантов альтернативных стратегий по решению технологических и эколого-ориентированных стратегических задач. В статье представлены стратегические проблемы освоения нефтегазовых месторождений Арктики. Выделены ключевые экономические, организационные, технологические, социальные, экологические и геополитические проблемы. Технологические стратегии во многом зависят от рынков и политики технологического суверенитета. Использование внутренних рынков или обращение к внешним рынкам представляется важным стратегическим выбором, поскольку определяется уровень инвестиционных затрат - собственные разработки или покупка технологий на открытых рынках. Для развития прорывных технологий в морскую добычу углеводородов можно полагаться на внутренний рынок технологий, разрабатывая новые технические решения и цифровые системы. Эколого-ориентированные стратегии базируются на критериях устойчивости и эффективности с приоритетностью экономической или социально-экологических аспектов. Выявлено, что «зеленые» стратегии могут иметь место, однако для развития нефтегазовых промышленных комплексов важно соблюдать баланс между развитием производства и экологической безопасностью.
В статье проведен обзор современных исследований наставничества и сделан вывод о том, что с позиций социологии категория наставничества представляется недостаточно исследованной (в этом ключе ей уделяется значительно меньше внимания в научной литературе). Наставничество, изучаемое специалистами в рамках социологических наук, как правило, рассматривалось с позиции концепций структурного функционализма и социального обмена (А. Гоффман; Дж. Аллан; Э. Гардинер и др.). Для социологических концепций института наставничества базовым фактором является категория социализации. Наставничество, наряду с процессами обучения и воспитания, является составляющим компонентом социализации. Практика введения наставничества позволяет констатировать неясность и расплывчатость представлений наставника о себе и своей роли, равно как и образ наставника для его подопечных, что создает препятствия для прививания стандартов наставничества в части его организации и успешной реализации, как на индивидуальном, так и групповом уровнях. Следует констатировать смещение фокуса наставничества с его представления как проводника власти и держателя определенной структуры на его значение в образовании и развитии корпоративной культуры современной организации. Процессы социализации также связаны с механизмами адаптации и мотивации. Если адаптация рассматривается как часть социализационного процесса, то, что касается мотивации, ее роль в социологическом механизме института наставничества является дискуссионной.
Многие крупнейшие российские компании оцениваются международными финансовыми институтами или рейтинговыми агентствами с точки зрения их влияния на факторы ESG, которые учитывают вопросы окружающей среды, взаимодействия с обществом и корпоративного управления. Такие оценки могут иметь различные наименования, наиболее часто упоминаемые как ESG-рейтинги. Присущая оценкам субъективность, наряду с отсутствием общепризнанных стандартов и прозрачности методологии, вызывают озабоченность как со стороны оцениваемых компаний, так и со стороны инвесторов и регуляторов. ESG-рейтинги российских рейтинговых агентств находятся на ранней стадии своего развития, что выражается в малом количестве оцененных компаний. Цель исследования состоит в изучении основных методологических проблем при составлении ESG-рейтингов, выявленные академическим и бизнес-сообществом с фокусом на изучении вопроса выбора весов при построении сводного показателя. Информационной базой исследования являются данные, публикуемые рейтинговым агентством RAEX, которое позиционируется как крупнейшее агентство в области некредитных рейтингов. Проведен сравнительный анализ методик выбора весов рейтингового агентства с непараметрическими методами, такими как методы оболочечного анализа, определения предпочтений по сходству с идеальным решением и расчета среднегеометрического показателя. По результатам исследования исходных данных рейтингового агентства можно сделать вывод, что большинство компаний имеют низкие рейтинги по экологической компоненте и высокие рейтинги по компоненте корпоративного управления, в то же время ни одна из компаний не имеет эталонного рейтинга. Основной методологической проблемой при выборе весов является субъективный характер используемых весов рейтингового агентства. Корреляционный анализ исследуемых непараметрических методов показал высокую корреляцию между собой и с исходными рейтингами рейтингового агентства, однако на уровне некоторых отдельных компаний рейтинги могут отличаться в зависимости от выбранного метода.
Существенное увеличение миграционных потоков, направленных в Российскую Федерацию из государств постсоветского пространства, позволяет рассматривать современную Российскую Федерацию как один из главных центров миграционного притяжения в мире, а именно государства-реципиента внешней миграции. Миграционная политика государства-реципиента обладает определенными особенностями, что обусловлено необходимостью дифференциации внешней миграции на востребованную и нежелательную, обеспечение баланса интересов власти и общества, сочетания аспектов национальной безопасности государства и личности с экономико-демографическим подходом к миграции. В настоящее время существует несколько методик определения эффективности государственной миграционной политики, разработанных различными международными организациями, однако данные методики ориентированы на развивающиеся государства, которые, как правило, являются государствами-донорами миграции, либо рассматривают эффективность отдельных составляющих, например, социокультурной адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. В этой связи актуализируется необходимость выработки новых подходов оценивания реализуемого государством комплекса мер в области внешней миграции в контексте непосредственно государства-реципиента. Эффективная миграционная политика государства-реципиента сочетает подходы, обеспечивающие защиту национальных интересов, обеспечения безопасности государства, общества и личности, при этом адресно закрывает временные потребности национального рынка труда, что позволяет сформулировать ряд объективных критериев ее оценки.
В новейшей истории публичная власть расширила свое политологическое и правовое толкование. Поправкой к Конституции РФ от 2020 г. о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти, органы местного самоуправления (далее - органы МСУ) были отнесены к органам публичной власти. Согласно ст. 132 Конституции РФ органы МСУ вошли в единую систему публичной власти в Российской Федерации и стали осуществлять взаимодействие совместно с органами государственной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Европейской хартией о местном самоуправлении определена, а Конституцией России закреплена историческая и правовая основа установления местного самоуправления на определенной территории - его самостоятельность. При этом должны учитываться культурные и исторические особенности жителей, проживающих на данных территориях. Население Санкт-Петербурга через местное самоуправление реализует конституционное право на осуществление власти. Оно обладает своим культурным кодом, который выражается в особенной истории, местных обычаях и традициях, многонациональным населением, множестве конфессий. Местное самоуправление представлено 111 внутригородскими муниципальными образованиями (далее - ВМО) и 1 Советом муниципальных образований. Регулирование деятельности местного самоуправления осуществляется законом об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге. От качества исполнения полномочий местным самоуправлением зависит степень реализации права жителей на власть, а значит, и на политическую стабильность в регионе. Муниципальные выборы 2019 г. изменили качественные составы представительных органов, дополнив их самостоятельными несистемными депутатами. Данное обстоятельство позволило иначе взглянуть на особенности деятельности местного самоуправления, функционирования органов МСУ. По мнению авторов, такое обновление является не столько желанием населения мегаполиса сменить составы представительных органов, сколько следствием последовательной государственной политики по сокращению полномочий органов МСУ. После встраивания местного самоуправления в систему органов публичной власти, городская государственная власть в целях установления эффективного взаимодействия не осуществляет нормативно-правовое совершенствование межинституционных отношений, а консолидирует экономические механизмы решения местных вопросов, что ведет к сокращению самостоятельности органов МСУ. В статье сделана попытка определить уровень самостоятельности органов МСУ Санкт-Петербурга, направление вектора нормативно-правового регулирования государственной власти в отношении конституционного института, подвергнуть анализу результаты полученных материалов, сделать выводы и дать оценку уровню самостоятельности местного самоуправления в политологическом аспекте, а также возможным последствиям подобной государственной политики на местах. Целью настоящей статьи является научное обоснование необходимости принятия определенных решений органами государственной власти с целью недопущения уменьшения самостоятельности местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также увеличения относительной автономии, предложения конкретных мер для принятия управленческих и нормативно-правовых решений региональными органами государственной власти.
В статье рассмотрены вопросы развития инфраструктуры региональных систем среднего профессионального образования, а также территориальная доступность профессиональных образовательных организаций для молодежи. В рамках исследования авторы рассматривают соблюдение государственных гарантий реализации права молодежи на профессиональное образование в части обеспеченности бюджетными местами в образовательных организациях среднего профессионального образования и местами в общежитиях, а также допустимое значение удельного веса числа зданий государственных профессиональных образовательных организаций, приспособленных для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Основанием для исследования послужили Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р1 и Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ на период до 2030 г.2 В результате проведенного исследования авторами были выявлены регионы, находящиеся в группе риска по доступности среднего профессионального образования. Расчеты проводились с учетом демографического прогноза и миграции молодежи. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.