SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Рассматривается создание специальной теории относительности, как решение проблем классической физики. Основные положения эйнштейновской теории относительности представлены как логически взаимосвязанные постулаты. Показана их конвенциональная природа и конвенциональный характер специальной теории относительности, как любой трансцендентальной теории.
В современной философии науки не существует ни единого определения научной истины, ни универсального критерия истинности научных теорий. И это отнюдь не случайно. Дело в том, что в науке имеются качественно различные по своему содержанию области научного знания, качественно различные по своим предметам отдельные науки внутри одной и той же области науки, различные по своему содержанию и методам уровни научного знания в любой конкретной науке. Поэтому вполне естественно, что разные уровни научного знания представлены разными (по содержанию и методам своего обоснования) типами научных теорий. Для эмпирического уровня научного знания это феноменологические теории (эмпирические по своему содержанию). Для идеальных объектов теоретического уровня это логически доказательные, аксиоматические теории. Для метатеоретического уровня это теории парадигмального или общенаучного статуса. Очевидно, что для столь разных по содержанию и методам построения теорий не может существовать единых критериев их истинности. Поэтому для современной методологии науки одной из актуальных проблем является разработка соответствующих критериев истинности для разных типов теорий. Только такой подход может наилучшим образом соответствовать структурному и методологическому плюрализму современной науки.
Восприятие реальности — ключевая тема философии Бертрана Рассела, который считал, что знание о мире обычно искажено индивидуальным восприятием. Рассел подчеркивал, что наши сенсорные впечатления формируют лишь ограниченное представление о действительности. Он утверждал, что человеческие чувства могут быть обманчивыми, и, следовательно, необходимо применить критическое мышление и логический анализ для достижения истинного понимания. Актуальность этой темы остается значительной в современном мире, где множественные источники информации и различные перспективы влияют на наше восприятие событий. Рассел бы, вероятно, указал на важность различия между эмпирическим опытом и теоретическими конструкциями, которые мы строим на основе этого опыта. Он акцентировал внимание на необходимости скептицизма: чем лучше мы осознаем свои убеждения и их источники, тем яснее у нас будет понимание реальности. Итак, восприятие реальности по Расселу стало основой для анализа не только философских, но и социальных и научных вопросов, делая его идеи актуальными в контексте современных дискуссий о субъективности и объективности знания.
Показана необходимость и возможность построения целостной картины мира в условиях продолжающейся дифференциации и специализации современной науки, значительно уступая сопутствующему процессу интеграции. Построение единой картины мира производится с помощью системно структурной методологии, главным методом которой являются уровни структурной организации материи, обеспечивающие последовательный переход как по цепочке с одного уровня на другой от элементарных частиц до максимальных космических объектов, включая биологические и социальные системы и обратно, обеспечивая закономерную последовательность перехода по уровням структурной организации материи. Все это полезно для любого научного исследования на начальном и конечном этапе, а также, в системе просвещения.
Abstract. The necessity and possibility to construct a holistic world picture in the conditions of on-going differentiation and specialization of modern science significantly inferior to the concomitant integration process is shown. The construction of a unified world picture is done with the help of the system-structural methodology, the main method of which is the levels of structural organization of matter providing a sequential transition as a chain from one level to another from elementary particles to the maximum space objects, including biological and social systems and back providing a law-governed sequence of transitions through the levels of structural matter organization. All this is useful for any scientific research at the initial and final stage, as well as, in an educational system.