SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Цель. Выявить связь психологических характеристик личности сотрудников с особенностями возникновения и протекания конфликтов в трудовых коллективах.
Процедура и методы. Исследовалась взаимосвязь личностных и ситуативных характеристик сотрудников с особенностями возникновения и протекания трудовых конфликтов. В качестве респондентов выступили 23 сотрудника ООО «МРТ-Эксперт Сочи», 50 сотрудников НАО «Красная поляна», 31 сотрудник ИП Малявина Ю. В. Paul&Shark. Использовались опросники: «Личностный опросник» Г. Айзенка для выявления таких личностных характеристик сотрудников организаций, как экстраверсия-интроверсия и нейротизм; Методика «Шкала воспринимаемого стресса» в адаптации В. А. Абабкова для выявления актуального уровня стресса сотрудников организаций. С помощью методики «Оценка конфликтности личности» Д. М. Рамендика был определён уровень конфликтности сотрудников организаций. Наличие и характер взаимосвязи проверялись через корреляционный анализ.
Результаты исследования позволили показать преобладание социально-психологических причин в возникновении конфликтов в трудовых коллективах, которые обусловлены воздействием личностных психологических (темперамент и конфликтность) и ситуационных (стресс) характеристиками сотрудников.
Теоретическая и/или практическая значимость исследования. Исследование конфликтов в трудовых коллективах и организациях и факторов, которые их обуславливают, является необходимым этапом на пути выработки адекватных способов и механизмов их регулирования. По завершении работы полученные данные были предоставлены руководителям организаций, участвовавших в исследовании. По запросу руководителя ООО «МРТЭксперт Сочи» была разработана программа тренинга, целью которого является достижение бесконфликтного взаимодействия в трудовых коллективах. Данная программа была успешно реализована. Полученные данные могут быть полезны для руководителей организаций, заинтересованных в профилактике, конструктивном управлении конфликтами и в повышении эффективности трудовой деятельности сотрудников
Высокий спрос на добровольческую деятельность в различных сферах показал неоценимость вклада, который могут внести добровольцы в развитие социальной сферы. Вместе с тем, большинство направлений добровольческой деятельности связано с высокой эмоциональной нагрузкой, которая без должного сопровождения может приводить к различным неблагоприятным психологическим состояниям, среди которых выделяют астению и эмоциональное выгорание. Итак, цель исследования состоит в изучении взаимосвязей астении и эмоционального интеллекта у студентов-волонтеров при различном уровне эмоционального выгорания. В исследовании приняло участие 40 студентов-волонтеров ФГБОУ ВО КГМУ. Общая выборка была разбита на две экспериментальные группы по 13 человек в каждой (по 33% от всей выборки): в экспериментальную группу №1 вошли студенты-волонтеры с низким уровнем эмоционального выгорания, а в экспериментальную группу №2 − с высоким. Психодиагностика осуществлялась с использованием методики Шкала астенического состояния (ШАС) Л. Д. Малковой (адаптация Т. Г. Чертовой) и опросника «Профессиональное выгорание» (ПВ) (русскоязычная версия Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова). В результате исследования выявлены взаимосвязи между показателями астении и эмоционального истощения у волонтеров, а также между показателями астении и эмоционального интеллекта у волонтеров с низким уровнем эмоционального выгорания. Таким образом, повышение уровня эмоционального интеллекта волонтеров, а именно понимания своих и чужих эмоций, может выступать ресурсом в профилактике не только эмоционального выгорания, но и астении.
В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением особенностей влияния когнитивного стиля на профессиональную подготовку и профессиональную деятельность специалиста. Показано, что при профессиональном отборе необходимо учитывать когнитивные особенности специалистов и определять следующие типы будущих авиадиспетчеров. Более успешными в решении профессиональных задач на тренажере являются полевые независимые-рефлексивно-гибкие будущие авиадиспетчеры, а полевые-импульсивно-жесткие демонстрируют худшие результаты выполнения своих профессиональных задач на симуляторе. Эта разница особенно заметна при управлении самолетами с максимальной интенсивностью воздушного движения и при принятии решений в аварийных ситуациях. Поэтому при подготовке будущих авиадиспетчеров также необходимо учитывать психологические особенности восприятия, скорости обработки информации и принятия решений с использованием методик определения стилевых характеристик.