SCI Библиотека
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище научных материалов всего сообщества... ещё…
Советский органист и композитор Михаил Леонидович Старокадомский (1901-1954) много лет дружил с выдающимся немецким органистом и дирижером Гюнтером Раминым (1898-1956). Они познакомились в 1927 г. во время зарубежной стажировки Старокадомского, и затем в течение ряда лет переписывались. Рамин был учителем Старокадомского, однако общался с ним практически на равных. Письма Рамина, хранящиеся в Москве, в архиве Старокадомского в РГАЛИ, затрагивают важные вопросы исполнения музыки И. С. Баха, прежде всего, органных хоральных прелюдий и «Искусства фуги». Большое письмо от 15 мая 1928 г. публикуется здесь в полном виде впервые, включая факсимиле. Контакты двух музыкантов в силу внешних причин прервались в конце 1930-х гг., и тогда же Старокадомский завершил свою карьеру концертирующего органиста. Однако искусство Рамина, и особенно, его интерпретации произведений Баха, оказали заметное воздействие на советских музыкантов в 1950-х гг., особенно после гастролей Рамина в Ленинграде и Москве в 1954 гг., вскоре после смерти Старокадомского. Некоторые проблемы исполнения произведений Баха, затронутые в письмах Рамина к Старокадомскому, остаются актуальными и в наше время - особенно это касается тембровой реализации «Искусства фуги» и «Музыкального приношения».
Публикуемые впервые пять писем выдающегося российско-американского музыканта - пианистки-исполнителя и педагога Розины Левиной - уникальные документы конца 1950-х гг., связанные с беспрецедентным успехом ее воспитанника Вана Клиберна (Вэна Клайберна) на Первом международном конкурсе имени П. И. Чайковского и последующим выходом в свет посвященной Клиберну монографии Софьи Хентовой. Они дают возможность уточнить ряд важных деталей, связанных с процессом создания книги.
Статья приурочена к 150-летию со дня рождения Елены Гнесиной, основательницы нескольких учебных заведений (трех музыкальных школ, трех колледжей и Российской академии музыки имени Гнесиных), воплощающих систему эффективной подготовки музыкантов. Принимая во внимание судьбу Елены Гнесиной и современную ей бурную и трагическую эпоху, нелегко представить, как потомок большой еврейской семьи мог вырасти в столь влиятельную личность, идеи которой лежат в основе современного профессионального музыкального образования. В статье представлено краткое изложение особого таланта Елены Гнесиной - сочетания музыкального, педагогического и организаторского дара, не имеющего себе равных. Автор дает ответ на очевидную загадку личности Елены Гнесиной: как она могла быть одновременно выдающейся пианисткой, педагогом-новатором и великим топ-менеджером, который делал невозможное возможным. «Гнесинский комбинат» под ее личным руководством пережил почти столетие исторических потрясений в России от последнего царя до 1970-х годов и стал авторитетным учебным заведением наряду с прославленной Московской консерваторией.