Кризис и саморазрушение так называемого “реального социализма” в СССР и большинстве других стран мировой социалистической системы привели к глобальным сдвигам в социальной философии. Доминирующие позиции (особенно ярко проявляющие себя в преподавании) заняли позитивизм и неолиберализм в странной смеси с постмодернизмом. В последние годы, правда, дает о себе знать “славянофильская” тенденция, восходящая к работам Бердяева, Булгакова и др. Крах марксизма в России стал казаться едва ли не очевидным.
И вот в центральной печати появляется целый ряд работ (в том числе — известных либералов), а в научной среде проходит ряд дискуссий, в которых активно обсуждается вопрос о роли и актуальности марксизма в XXI веке. При этом марксизм обычно отождествляется с его догматически сталинской версией. Между тем наряду с сохраняющимися ортодоксальным марксизмом в нашей стране (как и во всем мире) развивается новое течение, которое мы обозначим как “постсоветский марксизм”.
Это имя пока не устоялось, но оно указывает на социопространственное и социовременное позиционирование этой школы, а также на то, что она выросла из критики как старых догматических версий марксизма и попперовского либерализма XX века, так и современных вариантов неосталинизма (“философии имперскости”, державности и т. п.) и постмодернистских “дискурсов”.