SCI Библиотека

SciNetwork библиотека — это централизованное хранилище... ещё…

Результаты поиска: 19 док. (сбросить фильтры)
Книга: Современное зарубежное искусство о христианском гуманизме

Эта брошюра — отклик на обострившийся в последние годы в самых разных кругах нашего общества интерес к христианскому гуманизму. Это явление автор рассматривает, обращаясь к тем произведениям современной зарубежной литературы и искусства, в которых делается попытка художественного осмысления таких вопросов, как соотношение общечеловеческого и религиозного в христианском гуманизме; роль христианского гуманизма в решении глобальных проблем современности; борьба различных тенденций в рамках христианско-гуманистических движений.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 1989
Кол-во страниц: 66
Загрузил(а): Иванова Анна
Язык(и): Русский
Статья: ПАСТЫРЬ ИЛИ ПСИХОАНАЛИТИК: ТРАНСФОРМАЦИЯ СФЕРЫ РЕЛИГИОЗНОГО ЛИДЕРСТВА В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

В статье рассматривается трансформация сферы религиозного лидерства под влиянием психоаналитической теории и практики на материале текстов протестантского пастора Оскара Пфистера и профессора-иезуита Йозефа Доната - участников богословской дискуссии, развернувшейся вокруг психоанализа в 30-е годы XX века. Актуальность статьи определяется значением этой полемики вокруг психоаналитических теорий в рамках масштабной трансформации представлений о религиозном лидерстве, происходящей в Новое время. На рубеже XIX - XX веков в общественном представлении начинает господствовать материалистическое представление о человеке, принципы физиологии переносятся на психологические процессы, «движения души» объясняются химическими и физическими закономерностями. В этом контексте психоанализ, исследующий душу «естественнонаучными» и исцеляющий «медицинскими» методами, обретает большую популярность. Церковное душепопечение оказывается критикуемым: священнослужитель «внушает трепет» уже своей должностью, его деятельность ограничена областью религиозно-морального, его ответы предсказуемы и не помогают в решении душевных проблем. Обратиться к врачу или к психоаналитику, как пишет один из участников этой дискуссии, «гораздо менее унизительно»: он нейтрален, объективен, естественнее и человечнее; помощь психоаналитика представляется также более эффективной в решении тех вопросов, которые традиционно находились в ведении священнослужителя. Эта ситуация требует реактуализации церковного душепопечения и выстраивания определенного отношения к психоанализу - в связи с чем в богословской среде появляется палитра реакций на психоаналитическую теорию и метод. Цель статьи - выявить те изменения границ области, подвластной религиозному лидеру, которые происходят в рамках богословской дискуссии о психоанализе и под его влиянием. Работы Оскара Пфистера представляют собой пример рецепции психоанализа, книга Йозефа Доната - пример его критической интерпретации, однако и тот, и другой признают новую антропологию (в широком смысле заданную Фрейдом) и вынуждены вывести душепопечение за пределы узко-очерченной области религиозно-морального.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): РЕЩИКОВА ЕЛИЗАВЕТА
Язык(и): Русский
Статья: "КРЕСТОВЫЙ ПОХОД" ПРОТИВ ФРАНЦУЗОВ: УЧАСТИЕ ДУХОВЕНСТВА В ИСПАНСКОЙ ГЕРИЛЬЕ 1808-1814 ГГ.

В мае 1808 г., после жестокого подавления французами восстания в Мадриде вынужденных отречений Карла IV и Фердинанда VII от испанского престола, на Пиренеях начался длительный военный конфликт, получивший в испанской историографии наименование Войны за независимость Испании. Значительную роль в мобилизации испанского населения на борьбу против французского вторжения сыграла католическая церковь. Большинство священнослужителей и монахов оказались среди тех представителей образованных слоев населения страны, которые не поддержали планы Наполеона и его ставленника Хосе I по секуляризации и реформированию испанского общества в соответствии с французскими образцами. Священники выступали с кафедр церквей и храмов с обращениями и проповедями, призывая бороться с «Антихристом» Наполеоном и его армией, а настоятели монастырей воодушевляли монахов и послушников сражаться против захватчиков с оружием в руках. Более того, клирики обосновали необходимость и прямого участия духовенства в подобном «крестовом походе» против армии Наполеона, что имело своим следствием формирование корпусов «крестоносцев-герильерос», которые участвовали в партизанской войне против французской армии наравне с другими бойцами испанского сопротивления. Особенно активно в испанскую герилью оказались вовлечены представители монашеских орденов - капуцины, кармелиты и францисканцы, наиболее пострадавшие от религиозных реформ Хосе I, предполагавших, в частности, ликвидацию монастырей и монашеских и нищенствующих орденов на территории Пиренейского полуострова. Именно церковь стала элементом сплочения испанского населения перед лицом французского вторжения, обеспечив восставшим идеологическое обоснование их миссии по освобождению Испании.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Язык(и): Русский
Статья: ПРОТЕСТАНТИЗМ В КОРЕЕ: ОТ ЗАПРЕТА ХРИСТИАНСТВА ДО КРУПНЕЙШЕЙ В МИРЕ МЕГАЦЕРКВИ

В статье рассматривается протестантизм в Корее и его роль в общественной жизни. Анализируются причины успеха христианской миссии, а также особенности корейского протестантизма в международном христианском движении. Развитие протестантизма показано как целостное явление во взаимосвязи с развитием католицизма и буддизма. Помимо отечественной и зарубежной историографии, используются официальные источники статистической информации. Изучены деятельность протестантских миссионерских организаций, религиозная политика страны и участие протестантских организаций в политической деятельности. Также были исследованы мегацеркви и их роль в корейском протестантизме. Исследование показало, что основная причина значительного распространения протестантизма в послевоенный период была связана как с влиянием США в послевоенной Корее, так и с политикой «борьбы с суевериями». После обретения независимости большинство исповедовало народные религии, государство поощряло обращение в христианство или буддизм. В настоящее время протестанты составляют 20% населения Кореи, буддисты - 16%, католики - 8%. Широкое распространение получили мегацеркви. Церковь полного Евангелия Ёыйдо является крупнейшей церковью в мире: ее посещают полмиллиона человек. Особенность Кореи - большое число миссий, отправленных за рубеж: по количеству протестантских миссионеров страна уступает только США. Сделан вывод, что христианство останется наиболее многочисленной религией страны. Вместе с тем влияние религиозных систем будет уменьшаться и на первое место выйдет индивидуальная религиозность.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): МЯЗИН НИКОЛАЙ
Язык(и): Русский
Статья: НЕМЕЦКИЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ И НАЦИЗМ: ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ

Статья посвящена исследованию позиции профессорско-преподавательского состава католических богословских факультетов университетов Германии по отношению к нацизму. Большинство преподавателей враждебно относились как к нацистской идеологии, так и к мероприятиям гитлеровского правительства в области науки и образования. Сторонники Гитлера среди католических теологов были немногочисленны и, как правило, не обладали должным авторитетом для оказания пронацистского влияния на коллег. В статье также рассматривается деятельность нацистов, направленная на воспрепятствование работе теологических факультетов.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Мордзилович Анна
Язык(и): Русский
Статья: СДВИГИ В КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНОВ И ГОРОДОВ ЛИТВЫ В 2001-2021 ГГ.

Литва является наиболее религиозной из трёх стран Прибалтики. Целью исследования является выявление связи между религиозной и этнической структурой населения Литвы, а также оценка сдвигов в конфессиональной структуре населения муниципальных образований Литвы в два межпереписных периода - с 2001 по 2011 гг. и с 2011 по 2021 гг. Основной метод исследования - статистико-картографический. Степень сложности конфессиональной структуры населения оценивается с помощью индекса религиозной (или конфессиональной) мозаичности. На основании величины индекса муниципалитеты страны классифицированы по степени гомогенности/гетерогенности конфессиональной структуры населения. Также в статье применяется расчёт потенциальной конфессиональной структуры населения исходя из традиционной религиозной принадлежности этносов, проживающих на территории. Общей чертой динамики конфессиональной структуры населения Литвы в оба периода было уменьшение доли католиков и рост доли нерелигиозного населения. В динамике доли православных и старообрядцев наблюдался рост в первом периоде, и падение - во втором. Доля протестантов, наоборот, уменьшалась в первом периоде и росла - во втором. Между 2001 и 2011 гг. подавляющее большинство городов и районов Литвы испытывало конфессиональную гетерогенизацию при росте доли нерелигиозного населения и реже - доли православных. Конфессиональную гомогенизацию в пользу католиков испытывал ряд муниципалитетов вблизи границы с Калининградской областью и Латвией. Между 2011 и 2021 гг. продолжалась конфессиональная гетерогенизация большинства самоуправлений Литвы, преимущественно за счёт роста доли нерелигиозного населения и протестантов. Более гомогенными в конфессиональном плане стало несколько муниципальных образований, расположенных вблизи границы с Латвией, Польшей и Республикой Беларусь.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Кроток Роман
Язык(и): Русский
Статья: Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ И ТРАДИЦИЯ СВЕТСКОГО БОГОСЛОВИЯ В РОССИИ

В статье анализируется традиция светского богословия в России XIX-XXI вв. Выявляются ее истоки, дается классификация основных этапов развития. Одним из наиболее ярких эпизодов развития светского богословия на русской почве выступает концепция Н. Я. Данилевского. Свою концепцию Н. Я. Данилевский развивал в рамках православного богословия, в полемике c католицизмом и его русскими последователями. Как известно, самым ярким адептом католицизма на русской почве был В. С. Соловьёв. Не случайно, что богословская концепция Н. Я. Данилевского была персонально направлена против экклезиологии этого мыслителя («Владимир Соловьёв о православии и католицизме», 1885). В дальнейшем В. С. Соловьёв и его последователи сделали все, чтобы богословская концепция оппонента их кумира не получила должного распространения. Настало время восстановить попранную справедливость.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Кожурин Антон
Язык(и): Русский, Английский
Книга: Игнатий Лойола

Наверное, трудно найти личность более противоречивую, чем Игнатий Лойола (1491—1556). Основатель ордена иезуитов, организации, имевшей политическое влияние по всему миру и до сих пор участвующей в крупных сделках и событиях, живущей под негласным лозунгом «Цель оправдывает средства», — и святой. Ключевая фигура Контрреформации, человек, создавший папскую тайную полицию, — и рыцарь-мечтатель, ставший прообразом Дон Кихота.

Автор книги Анна Ветлугина попыталась беспристрастно подойти к биографии человека, построившего почти 500 лет назад мощный аппарат для защиты традиции, проанализировать его достоинства и недостатки, а также черты характера, благодаря которым Лойола занял свое место в истории.

Формат документа: pdf, djvu
Год публикации: 2016
Кол-во страниц: 338
Загрузил(а): Соломин Игнат
Язык(и): Русский
Статья: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ В РОССИИ (Л. А. ТИХОМИРОВ И В. С. СОЛОВЬЁВ)

В статье анализируется понятие «политическая теология». Данное понятие вошло в язык юриспруденции и социально-политических наук благодаря Карлу Шмитту («Политическая теология», 1922). В своих работах немецкий теоретик указывал на генетическую и смысловую связь, существующую между теологическими и политико-правовыми установками. В рамках русской философской мысли интересующее нас понятие использовал еще в XIX столетии Михаил Александрович Бакунин. Один из основоположников анархизма рассматривал политику и теологию в качестве важнейших инструментов порабощения человека. В своих произведениях он требовал тотального ниспровержения государства и религии. Автор представленной статьи уделяет особое внимание двум наиболее развернутым версиям политической теологии в России второй половины XIX - начала XX в. Речь идет о концепциях Льва Александровича Тихомирова и Владимира Сергеевича Соловьёва. В контексте рассматриваемой эпохи данные концепции следует интерпретировать в качестве альтернативных. Они являют собой консервативную и либеральную версии политической теологии. Анализируются специфические черты этих концепций, выявляются основные пункты расхождения между ними. Особое внимание уделяется пониманию обоими мыслителями хилиазма - учения о Тысячелетнем царстве Божием на земле. Данное о учение имело в истории как свои религиозные, так и секулярные версии. Последние получили широкое распространение в духовной ситуации XIX столетия. Автор рассматривает преломление хилиастических установок в учении В. С. Соловьёва, а также радикальную критику хилиазма в философско-исторической и социально-политической концепции Л. А. Тихомирова. Библиогр. 15 назв.

Формат документа: pdf
Год публикации: 2024
Кол-во страниц: 1
Загрузил(а): Арефьев Михаил
Язык(и): Русский, Английский
Книга: Франциск Ассизский

Среди святых Франциск Ассизский выделяется особой популярностью. Данте Алигьери посвятил ему целую главу в «Божественной комедии», Ференц Лист — страницы прекрасной музыки, в его честь назван один из крупнейших американских городов — Сан-Франциско, о нем писали поэты русского Серебряного века. Франциска не обошли вниманием рок-музыканты, даже представитель современной субкультуры, известный рэпер Оксимирон упомянул его в одной из своих песен. Голливудская звезда Микки Рурк сыграл его в кино. Франциск стал героем мифов и легенд. Их сборник — знаменитые «Цветочки» — люди разных культур читают вот уже несколько столетий. Но ассизский святой проник в изящную словесность не только в качестве персонажа. Он сумел получить титул основоположника итальянской литературы, создав гениальный «Гимн брату Солнцу» — первый в истории литературный памятник на итальянском языке. Он считается покровителем бездомных животных. Его называют первым экологом, первым хиппи, даже «святым неверующих». При этом его духовное детище — францисканский орден — процветает вот уже девятое столетие и на сегодняшний момент насчитывает около 30 тысяч человек. И 266-й папа римский, выбранный в 2014 году, впервые в истории папства взял себе имя в честь святого из Ассизи.

В чем секрет такого широкого воздействия? Как менялось отношение к Франциску с течением времени? Насколько актуальны его идеи сегодня? Эти и другие подобные вопросы обсуждаются в данной книге.

Формат документа: mobi
Год публикации: 2018
Кол-во страниц: 288
Загрузил(а): Соломин Игнат
Язык(и): Русский