В статье рассматриваются вопросы формирования траектории развития человеческого потенциала студентов университета с позиции возможностей, открывшихся в условиях новой реальности. Выделены четыре ступени траектории, соответствующие уровням мотивации и вовлеченности студентов в индивидуальное развитие в системе организации учебной и научно-исследовательской деятельности - Университет; Проектные мастерские, центры, кружки; Команды и индивидуальные исследователи; Кадровый резерв. В качестве проблемных выделены две позиции: положение педагога в системе современного образования России и эффективность инвестирования в человеческий потенциал студентов в современных условиях.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
На первой ступени – общеуниверситетском уровне – универсальными вариантами развития ЧПС являются разнообразные курсы повышения квалификации, изучение и совершенствование уровня владения иностранными языками. Эти возможности, как правило, встраиваются в образовательный процесс и не требуют отдельной мотивации. При этом расчет на более глубокое развитие способностей предполагает необходимость межкультурного и межстранового взаимодействия, в силу чего языковая практика и соответствующие курсы остаются актуальными на всех ступенях развития ЧПС. При этом курсы всё же требуют дополнительных усилий, в связи с чем обозначаем их актуальными для активных студентов. Уровень мотивации может быть любым (возможность реализуется автоматически, на первом месте процесс), специализация широкая – осуществляется первоначальный выбор направления дополнительного развития.
Список литературы
1. Ендовицкий Д. А. На пути создания национальной системы высшего образования (история и современность) / Д. А. Ендовицкий, Ю. А. Бубнов, К. М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2024. - № 1. - С. 5-18. EDN: EOHHMS
2. Сосунов Д. В. Проблемы трансформации высшего образования на современном этапе развития российского общества (материалы круглого стола, состоявшегося на кафедре социологии и политологии исторического факультета ВГУ 28 февраля 2023 года)/Д. В. Сосунов, А. Б. Довейко, А. В. Глухова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2024. - № 1. - С. 105-109. EDN: BWTOJV
3. Norman Ph. D. Understanding the Effect of Distance Learning vs Face-to-Face Learning Experiences on Students’ Engagement in Higher Education (November 20, 2020) / Ph. D. Norman, D. Zoncita // Available at SSRN. - URL: https://ssrn.com/abstract=3734764.
4. Shaimerdenova A. Formation of the human potential of students through educational technologies / A. Shaimerdenova, K. Shalgynbayeva, K. Karas, К. M. Akhmetkarimovna, G. Tleumbetova // World Journal on Educational Technology. - 2022. - № 14(6). -Р 1712-1724. DOI: 10.18844/wjet.v14i6.8281 EDN: PQJFWI
5. Шакурова М. В. Год педагога и наставника и проблемы педагогики высшей школы в оценке лидеров вузов: аналитический обзор публикаций / М. В. Шакурова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2024. - № 1. - С.19-22. EDN: QAZTBL
6. Ткаченко Т. В. Индивидуальные траектории обучения в цифровой образовательной среде авиационного вуза / Т. В. Ткаченко // Транспортное дело России. - 2022. - № 3. - С. 59-60. 10.52375/ 20728689_2022_3_59. DOI: 10.52375/20728689_2022_3_59 EDN: GOCAIE
7. Глаголев С. Н. Инновационное технологическое образование в вузе / С. Н. Глаголев, Н. И. Аптынник, М. А. Игнатов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2023. - № 4. - С. 7-11. EDN: UEMMAK
8. Шмелева Е. А. Психолого-педагогические основы развития инновационного потенциала студентов и молодых ученых / Е. А. Шмелева // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского.-2013,-№ 3-1.-С. 12-18.
9. Жуйкова О. В. Классификация самостоятельной работы студентов / О. В. Жуйкова // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. - 2016. - Т. 19, № 3(71).-С. 81-83. EDN: WMIEWL
10. Голунова Л. В. НИРС как вектор индивидуальной траектории обучающихся при освоении дисциплины “Информатика” / Л. В. Голунова // Цифровые трансформации в образовании (E-Digital Siberia’2023): материалы VII Международной научно-практической конференции, Новосибирск, апреля 2023 года. - Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2023. - С. 87-92. EDN: CSXUAG
11. Ковтуненко Л. В. Проектное обучение как новый формат образовательной деятельности вузов / Л. В. Ковтуненко, А. Б. Ковтуненко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2023. - № 4. -С. 51-54. EDN: JWICPT
12. Гчатюк М. А. Студенческие отряды как фактор, обеспечивающий рост социального капитала молодежи / М. А. Гнатюк, В. Н. Усов, Д. В. Кротов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2022. - № 9. - С. 40-43. DOI: 10.23672/д6420-5081 -0756-д. EDN: WMCXSP
13. Пачич С. Н. Проблемные вопросы реализации индивидуальной траектории обучения / С. Н. Панин // Формирование индивидуальной траектории обучения: возможности, тенденции, перспективы, особенности: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 25 октября 2023 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский Институт Бизнеса и Инноваций, 2023. - С. 154-158.
14. Дичец Д. А. Возможности индивидуализации образовательной траектории для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, при продолжении обучения в вузе / Д. А. Динец, Н. С. Михайлова // Техник транспорта: образование и практика. -2023. - Т. 4, № 3. - С. 266-272. 10.46684/ 2687-1033.2023.3.266-272. DOI: 10.46684/2687-1033.2023.3.266-272 EDN: LAAPAG
15. Чэнь Я. Исследование траектории обучения иностранным языкам в вузах по направлению “Мудрое образование” / Я. Чэнь // Reports Scientific Society. - 2023. - № 8(40). - С. 87-92. EDN: QQDZHU
16. Signore F. Social dimensions as resources in promoting academic well-being: the case study ofthe University of Foggia / F. Signore [at al.] // Front. Psychol.-2024. 10.3389/fpsyg.2024. 1347532. DOI: 10.3389/fpsyg.2024.1347532
17. Гарафиев И. З. Эффективность инвестирования в инновационный человеческий капитал: оценка студенческой молодежи Казани / И. З. Гарафиев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2012. - № 3. -С. 70-81.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается социальная успешность студентов, оставшихся без попечения биологических родителей, обосновывается ее специфика, критерии, определяющие факторы и возможности ее достижения.
В статье рассмотрены особенности подготовки специалистов в области суперкомпьютерных и квантовых вычислений, акцентирована важность создания системы непрерывного обучения «школа - университет - работодатель», отмечена необходимость формирования креативной образовательной среды при подготовке современного специалиста в области информационных технологий.
В статье рассматривается проблема формирования и развития лидерских качеств руководителей образовательных организаций в условиях магистерской подготовки. Подчеркивается значимость лидерских компетенций для успешного управления образовательными учреждениями в условиях современных вызовов. Анализируется опыт реализации магистерских программ и профессиональной переподготовки управленческих кадров, а также педагогические условия, способствующие развитию лидерского потенциала. На основе проведенного исследования предлагаются подходы и технологии для формирования лидерских качеств и управленческих компетенций у руководителей образовательных организаций.
В статье представлен анализ многогранной научно-педагогической деятельности профессора Воронежского государственного университета Ю. А. Бубнова. Раскрываются различные стороны его профессиональных достижений, исходя из аксиологически обоснованного подхода к философской профессии, включающей в себя ряд интеллектуальных и социокультурных измерений. Проведя детальный анализ деятельности и жизни Ю. А. Бубнова в Воронежском университете, авторы приходят к выводу, что ключ его профессионального успеха кроется в гармоническом единстве модусов Преподавателя, Исследователя, Эксперта, Руководителя и Личности.
В условиях современных социально-культурных изменений важно понимать, как различные социально-ценностные ориентации (индивидуализм, коллективизм, альтруизм и конкуренция) влияют на субъективное восприятие психологического благополучия у студентов. Результаты исследования показали, что просоциальные ориентации положительно коррелируют с высоким уровнем психологического благополучия, тогда как ориентации на личный успех и материальное благосостояние связаны с низким уровнем.
В статье рассматривается значение для работы вузов подготовки к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и проведения Года защитника Отечества, обобщается опыт работы ряда вузов ЦФО РФ, входящих в Ассоциацию вузов Центра России, обращается внимание на актуальные для исследований педагогики высшей школы проблемы.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/