В статье рассматривается социальная успешность студентов, оставшихся без попечения биологических родителей, обосновывается ее специфика, критерии, определяющие факторы и возможности ее достижения.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Обеспечение первого из критериев видится в дополнительном ресурсе времени для подготовки к поступлению на факультет (по типу рабфака), а также в индивидуальной траектории освоения учебного плана по продолжительности и последовательности прохождения учебных дисциплин. Обеспечение второго критерия достигается за счет студенческого актива, вовлекающего таких студентов в орбиту внеучебной работы, во взаимодействие с кураторами от вуза в сотрудничестве с местной системой постинтернатного сопровождения.
Список литературы
1. Япарова О. Г Психологические особенности студентов, оставшихся без попечения родителей / О. Г. Япарова, М. С. Платонова // Ученые записки университета имени П. С. Лесгафта. - 2018. -№11(165).-С. 434-439. EDN: YPSFBZ УДК: 159.9
2. Обух А. А. Подготовка выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни: дис.. канд. пед. наук / П. А. Обух. - Москва, 2007. - 197 с.
3. Радина Н. К. Социальная адаптация выпускников интернатных сиротских учреждений на этапе перехода от институционально организованной к самостоятельной жизни / Н. К. Радина, Т. Н. Павлычева // Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник]/под ред. Ю. Ю. Ивашкиной, О. В. Костейчука. - Санкт-Петербург: СПбГБУ “Городской информационно-методический центр “Семья”, 2015. - Вып. 4. - С. 44-50.
4. Галигузова Л. Н. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, Л. М. Царегородцева // Вопросы психологии. - 1990. - № 6. -С.15-20.
5. Прихожан А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 416 с. EDN: PFSKQY
6. Бондарева М. С. Социальная адаптация студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: выпускная квалификационная работа / М. С. Бондарева. - Белгород, 2017. -81 с.
7. Ермакова Л. В. Социально-психологические проблемы студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Л. В. Ермакова // Молодежь и наука: сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 50-летию первого полета человека в космос [Электронный ресурс]. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. - URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/ mn2011/section10.html (дата обращения: 20.12.2024).
8. Радина Н. К. Возможности спонтанной компенсации социально-психологических трудностей детей и подростков из “группы риска” в зрелом и пожилом возрасте /Н. К. Радина, Т. Н. Павлычева //Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник] / под ред. Ю. Ю. Ивашкиной, О. В. Костейчука. - Санкт-Петербург: СПбГБУ “Городской информационно-методический центр “Семья”, 2015. -Вып. 4. - С. 59-70.
9. Астоянц М. С. Социальная инклюзия студентов-сирот в учреждении высшего профессионального образования / М. С. Астоянц, О. А. Троицкая // Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки. - 2010. - № 11. - С. 100-112. EDN: NCJIIJ
10. Коптева С. И. Проблемы социально-психологического сопровождения студентов-сирот в ВУЗе / С. И. Коптева, Н. И. Олифирович, О. Г. Макаренко // 4-я Международная научная конференция “Психологические проблемы современной семьи”, 21-23 октября 2009 г., Москва: тезисы конференции / под ред. Е. И. Захаровой, О. А. Карабановой. -Москва: МГУ имени М. В. Ломоносова, 2009. -С. 313-316. EDN: HFWEHJ
11. Лаврович А. П. Социально-педагогическая работа с выпускниками детских интернатных учреждений: учеб.-метод. пособие / А. П. Лаврович, Е. Н. Алтынцева, Л. А. Шелег. - Минск: БГПУ, 2007. -72 с. EDN: TFCNAK
12. Радина Н. К. Вклад непсихологических факторов в психологическую адаптированность выпускников интернатных учреждений / Н. К. Радина, Т. Н. Павлычева // Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник]/под ред. Ю. Ю. Ивашкиной, О. В. Костейчука. - Санкт-Петербург: СПбГБУ “Городской информационно-методический центр “Семья”, 2015. - Вып. 4. - С. 50-59.
13. Лисова Е. Н. Социальная успешность выпускников детских домов и учреждений интернатного типа / Е. Н. Лисова // Вестник научной сессии факультета философии и психологии / отв. ред. Ю. А. Бубнов. - Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2023. - Вып. 23. - С. 107-111. EDN: EGQYYQ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассмотрены особенности подготовки специалистов в области суперкомпьютерных и квантовых вычислений, акцентирована важность создания системы непрерывного обучения «школа - университет - работодатель», отмечена необходимость формирования креативной образовательной среды при подготовке современного специалиста в области информационных технологий.
В статье рассматриваются вопросы формирования траектории развития человеческого потенциала студентов университета с позиции возможностей, открывшихся в условиях новой реальности. Выделены четыре ступени траектории, соответствующие уровням мотивации и вовлеченности студентов в индивидуальное развитие в системе организации учебной и научно-исследовательской деятельности - Университет; Проектные мастерские, центры, кружки; Команды и индивидуальные исследователи; Кадровый резерв. В качестве проблемных выделены две позиции: положение педагога в системе современного образования России и эффективность инвестирования в человеческий потенциал студентов в современных условиях.
В статье рассматривается проблема формирования и развития лидерских качеств руководителей образовательных организаций в условиях магистерской подготовки. Подчеркивается значимость лидерских компетенций для успешного управления образовательными учреждениями в условиях современных вызовов. Анализируется опыт реализации магистерских программ и профессиональной переподготовки управленческих кадров, а также педагогические условия, способствующие развитию лидерского потенциала. На основе проведенного исследования предлагаются подходы и технологии для формирования лидерских качеств и управленческих компетенций у руководителей образовательных организаций.
В статье представлен анализ многогранной научно-педагогической деятельности профессора Воронежского государственного университета Ю. А. Бубнова. Раскрываются различные стороны его профессиональных достижений, исходя из аксиологически обоснованного подхода к философской профессии, включающей в себя ряд интеллектуальных и социокультурных измерений. Проведя детальный анализ деятельности и жизни Ю. А. Бубнова в Воронежском университете, авторы приходят к выводу, что ключ его профессионального успеха кроется в гармоническом единстве модусов Преподавателя, Исследователя, Эксперта, Руководителя и Личности.
В условиях современных социально-культурных изменений важно понимать, как различные социально-ценностные ориентации (индивидуализм, коллективизм, альтруизм и конкуренция) влияют на субъективное восприятие психологического благополучия у студентов. Результаты исследования показали, что просоциальные ориентации положительно коррелируют с высоким уровнем психологического благополучия, тогда как ориентации на личный успех и материальное благосостояние связаны с низким уровнем.
В статье рассматривается значение для работы вузов подготовки к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и проведения Года защитника Отечества, обобщается опыт работы ряда вузов ЦФО РФ, входящих в Ассоциацию вузов Центра России, обращается внимание на актуальные для исследований педагогики высшей школы проблемы.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/