В статье рассматривается динамика восприятия креативности в последовательных попытках изучить ее интерпретации в социальных науках и предлагается социально-коммуникативный подход к пониманию категорий креативности и креативного субъекта. Анализируются подходы к дефиниции креативности в различных исследовательских парадигмах: показана применимость социальнокоммуникативного подхода, критически рассматриваются социально-психологические и социологические дефиниции креативности. Авторы вступают в дискуссию о критериях и признаках креативности. Рассматриваются основные параметры и критерии креативности как коммуникативного феномена. Предложено новое понимание концепта креативности, увязывающее воедино три сопряженных понятия: креативный процесс, креативный субъект и креативный продукт. Обоснована типология креативных продуктов. Обсуждается проблема потребительной стоимости креативного продукта с выделением ее рационального и эмоционального измерений.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.21453/2311-3065-2024-12-3-105-115
Другой западный исследователь творчества – Амбайл, в свою очередь, определяет творчество как «производство новой, соответствующей требованиям отрасли, идеи в любой области человеческой деятельности, от науки до искусства, образования, бизнеса, и повседневной жизни» [Amabile 1996: 40].
Список литературы
- Гавра Д.П., Байер Ю.П. (2021). Креативный социальный потенциал цифрового общества // Управленческое консультирование. No 10(154). С. 54-61. DOI 10.22394/1726-1139-2021-10-54-61.
- Иванкина Л.И. (2005). Педагогика творчества // Известия Томского политехнического университета. Т. 308, No 4. С. 217-220.
- Политыко С.Д. (2004). Антропология творчества: автореферат дисс. … канд. филос. наук, специальность 09.00.13 “Философская антропология, философия культуры”. Москва.
- Amabile T. (1996). Creativity in context: Update to the social psychology of creativity. Boulder,
CO: Westview Press. - Andriopoulos C., Lowe A. (2000). Enhancing organisational creativity: the process of perpetual
challenging. Management Decision. No. 38 (10). P. 734-742. - Cook P. (1998). Best practice creativity. Hampshire: Gower Publishing Limited.
- Craft A., Cremin T., Hay P., Clack J. (2014). Creative primary schools: developing and maintaining
pedagogy for creativity. Ethnography and Education. No. 9 (1). P.16-34. - Jackson P.W., Messick S. (1965). The person, the product, and the response: Conceptual problems
in the assessment of creativity. Journal of Personality. Vol. 33. No. 3. P. 309-329. - Guilford J.P. (1950). Creativity. American Psychologist. No. 5. P. 444-454.
- Herbert A. (2010). The Pedagogy of Creativity. L.; NY: Routledge.
- Herbig P., Jacobs L. (1996). Creative problem solving styles in the USA and Japan. International
Marketing Review. Vol. 13. No. 2. P. 63-71. - Kaufman J., Sternberg R., eds. (2006). The International Handbook of Creativity. Cambridge
University Press. - Kneller G. (1965). The art and science of creativity. L.: Holt, Rinehart and Winston, Inc.
- Merrotsy P. (2017). Pedagogy for creative problem solving. L.: Routledge.
- Nayak A. (2008). Experiencing creativity in organizations: A practice approach. Long Range
Planning. No. 41. P. 420-439. - Perry-Smith J., Shalley C. (2003). The Social Side of Creativity: A Static and Dynamic Social
Network Perspective. Academy of Management Review. Vol. 28. No. 1. P. 89-106. - Runco M. (1998). Creativity research: Originality, utility, and integration. Creativity Research
Journal. Vol. 1. No. 1. P. 1-7. - Stein M. (1953). Creativity and Culture. Journal of Psychology. Vol. 36. No 2. P. 311-322
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена возможностям массмедиа для популяризации волонтерства среди студенческой молодежи. Развитие медиатехнологий неизбежно влияет на процесс социализации. Цифровые медиаресурсы оказывают сильное влияние на формирование образцов поведения, норм и правил, и следовательно их возможности могут быть использованы для развития просоциальной направленности в поведении молодежи. Пропаганда волонтерской деятельности предполагает соответствующий выбор каналов и способов подачи информации в массмедиа с учетом характеристик аудитории. Эффективными конструктами в данном процессе могут стать стратегии, предполагающие возможность влияния на принятие решения на уровне подсознания, в том числе на основе прайминга, фрейминга в средствах массовой информации за счет фокусирования внимания аудитории на стратегически важных моментах и ситуациях. Объединение социальных, когнитивных и информационных технологий дает возможность включать в коммуникативное и информационное пространство манипулятивные приемы, способствующие формированию привлекательного имиджа волонтерства и мотивации соответствующих поведенческих установок/
В статье рассматриваются проблемы межэтнических коммуникаций в контексте изменяющейся государственной информационной политики и с точки зрения возрастающего воздействия средств массовой коммуникации на социальные процессы в мире. Автор вводит понятие псевдокоммуникации, применяемой субъектами глобального информационного пространства, в частности, в рамках информационного противоборства. Анализируя пространство политической коммуникации, автор обращает внимание на его насыщенность информационными шумами, вербальной агрессией, что создает проблемы и барьеры в процессе коммуникации между государствами. Эти проблемы не в меньшей степени характерны для межэтнических коммуникаций, то есть для процессов взаимодействия с теми или иными этническими группами или между ними. Отмечая рост этнического фактора в современных политических процессах, автор призывает учитывать спектр проблем, свойственных для межэтнических коммуникаций на современном этапе их развития, в формировании и практической реализации информационной политики государства, которая должна отвечать на запросы и интересы общества, с учетом культурного и этнического разнообразия его представителей.
Статья посвящена рассмотрению событийной коммуникации на примере участия во всероссийской акции «Ночь музеев» музеев университетов и научных организаций Санкт-Петербурга в 2024 году. Социологический опрос петербуржцев показал достаточную осведомленность об акции «Ночь музеев»: каждый второй знает как об акции, так и о ее проведении в 2024 году в Северной столице. Однако желающих принять участие в ней в 2024 году не превысило 20%, тем более посетить музеи вузов и учреждений науки (2%). Анализируя категорию «событийная коммуникация» на стыке методологических подходов политологии и дискурсологии, автору представляется перспективным изучение взаимовлияния трех дискурсивных конструктов: музейный дискурс – дискурс государственной политики памяти – дискурс национальной идентичности, рассматриваемых применительно к современным политическим реалиям России в контексте реализации стратегии национальной безопасности.
Статья посвящена конструированию политического бренда кандидата на выборах президента Российской Федерации в Телеграм. Авторы рассматривают официальный канал кандидата как один из компонентов коммуникационной деятельности политика в рамках предвыборной кампании. При этом данная коммуникационная деятельность исследуется с точки зрения текстовой составляющей – как отдельных материалов, так и коммуникационного полотна канала в целом. Исследование проведено на основе изучения постов, опубликованных в официальном телеграмканале кандидата на пост Президента Российской Федерации Н. М. Харитонова в период с 9 января 2024 года по 21 марта 2024 года (с момента публикации первого поста до публикации итогового интервью по результатам предвыборной кампании, всего 69 текстовых сообщений). Выявлены сквозные образы, используемые политиком в постах – образы «сердца», «дома», «села/деревни», проанализирована их взаимосвязь и подведены итоги кампании политика в Телеграм в аспекте поддержания необходимого уровня позиционирования политического бренда.
Развитие технологий искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения оказывает все большее влияние на сферы жизни общества, постепенно находя свое место не только в социальных медиа, но и в журналистике (Newman). Их активно внедряют в различные области масс-медиа, что позволяет автоматизировать ряд процессов медиакомпаний, оптимизируя работу журналистов, редакторов и медиаменеджеров. Данная тема представляет собой актуальную проблему в современном информационном обществе (Túñez-López et al.). Искусственный интеллект и процесс его обучения стали неотъемлемой частью процес сов создания, анализа и распространения контента, привнося новые возможности, но вместе с тем и серьезные вызовы. Например, алгоритмы персонализации позволяют адаптировать информацию к индивидуальным интересам и предпочтениям каждого пользователя, повышая его вовлеченность и удовлетворенность контентом. Таким образом социальные сети и многие другие интернет-платформы персонализированы для каждого пользователя на основе их демографических профилей и личных данных. В данной статье представлен обзор текущих научных данных о потенциальных рисках использования алгоритмов персонализации контента в масс-медиа. Результаты и выводы статьи могут помочь глубже понять природу этих рисков и сопряженные с ними вызовы для сферы массовой коммуникации.
В статье рассматривается специфика политической когниции как структурного элемента политической коммуникации. Основная задача исследования – выявить в условиях идеационного поворота характеристики политико-медийной оси Шанхайской организации сотрудничества, смоделированные в научно-медийных публикациях и обусловленные различной логикой и политическими когнициями авторов. Медиатизация современного политического дискурса позволяет рассматривать идеологию как потенциальную возможность, создающую основания через реконтекстуализацию символики институционального прошлого упорядочивать институциональное настоящее. Приоритетной в понимании идеологии признается позиция аргентинского социолога, антрополога и семиотика, профессор коммуникационных наук Университета Сан-Андреса Элисио Верона. Наиболее продуктивной в плане представления и описания множественности взаимодействия между участниками политической коммуникации, сбалансирования коммуникации политических когниций полагается критическая лингвистика. В процессе концептуального моделирования используются элементы политический анализа, основывающегося на обращении к идеям как причинно-следственным переменным. Исследование осуществляется с учетом значимости причинно-конститутивных логик, при этом приоритетной логикой коммуникации признается каузальная логика, с ориентацией на идею как фокусную точку. Идея сотрудничества, моделирующая институциональные функции ШОС, рассматривается через когнитивные презентации в научно-медийных источниках, для интерпретации которых используется терминологический и понятийный аппарат русского конструктивизма.
Статья посвящена социально-политическому осмыслению функционирования политико-административной элиты в современном информационно-коммуникационном пространстве. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью уточнения понятий «политическая элита», «административная элита, «властная элита» «политическо-административная элита», а также выявления её отличительных особенностей. Рассматриваются теоретические основания дефиниции понятий «политическая элита» и «административная элита» с точки зрения лингвистики и политической науки. Авторами выдвигается тезис об относительной самостоятельности административной элиты как категории политологического анализа и обоснованности изучения государственной администрации вне рамок концепции дихотомии политико-административных элит. Рассматриваются теоретические подходы и модели западных и отечественных исследователей по проблеме взаимоотношений политической и административной элит. В заключительной части статьи приводится авторская оценка роли западных политических элит в условиях современного геополитического противостояния.
Издательство
- Издательство
- АССОЦИАЦИЯ "МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КОММУНИКОЛОГИИ"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- Юр. адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- ФИО
- Шарков Феликс Изосимович (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______