В статье рассматривается специфика политической когниции как структурного элемента политической коммуникации. Основная задача исследования – выявить в условиях идеационного поворота характеристики политико-медийной оси Шанхайской организации сотрудничества, смоделированные в научно-медийных публикациях и обусловленные различной логикой и политическими когнициями авторов. Медиатизация современного политического дискурса позволяет рассматривать идеологию как потенциальную возможность, создающую основания через реконтекстуализацию символики институционального прошлого упорядочивать институциональное настоящее. Приоритетной в понимании идеологии признается позиция аргентинского социолога, антрополога и семиотика, профессор коммуникационных наук Университета Сан-Андреса Элисио Верона. Наиболее продуктивной в плане представления и описания множественности взаимодействия между участниками политической коммуникации, сбалансирования коммуникации политических когниций полагается критическая лингвистика. В процессе концептуального моделирования используются элементы политический анализа, основывающегося на обращении к идеям как причинно-следственным переменным. Исследование осуществляется с учетом значимости причинно-конститутивных логик, при этом приоритетной логикой коммуникации признается каузальная логика, с ориентацией на идею как фокусную точку. Идея сотрудничества, моделирующая институциональные функции ШОС, рассматривается через когнитивные презентации в научно-медийных источниках, для интерпретации которых используется терминологический и понятийный аппарат русского конструктивизма.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.21453/2311-3065-2024-12-3-29-41
The Shanghai Cooperation Organization nomination uses the semantically and symbolically labeled lexeme «cooperation», which is, in fact, a communicative dimension of connotation [Khalina, Valyulina], transmitting, in accordance with the semiotic attitudes of E. Veron, a system of semantic rules for the production of messages [Verón], or a certain ideology.
Список литературы
1. Аноприенко А.Я. (1999). От вычислений к пониманию: когнитивное компьютерное моделирование и опыт его практического применения на примере решения проблемы Фестского диска // Информатика, кибернетика и вычислительная техника (ИКВТ-99). Сборник научных трудов ДонГТУ. Донецк: ДонГТУ. C. 36-47.
2. Водак Р. (2011). Критическая лингвистика и критический анализ дискурса // Политическая лингвистика. Т. 4. №. 38. С. 286-291.
3. Равочкин Н.Н. (2022). Идеационный поворот и осмысление детерминационного значения идей в институциональных исследованиях (часть 2) // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. Т. 11. № 2А. С. 205-231.
4. Сморгунов Л.В. (2009). Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентации: значат ли что-либо идеи для объяснения политики? // Полис. Политические исследования. № 1. С. 118-129.
5. Халина Н.В., Валюлина Е.В. (2020). Культура и политический дискурс «ШОС»: семантический комментарий к идеологеме «сотрудничество» и философеме «Шанхайский дух» // Культура и текст. Т. 42. №. 3. С. 194-204.
6. Халина Н.В., Валюлина Е.В., Сяо Д. (2023). Региональная стратегия онтологической безопасности «ШОС»: концептуальное продвижение медиабренда (на материале китайских СМИ) // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. № 28. С. 33-42.
7. Чичерин А.Н. (2019). Конструктивизм воскрешения. Декларации, конструэмы, поэзия, мемуары. Исследования и комментарии. СПб: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге.
8. Bevir M., Rhodes R. (2003). Interpretating British governmence. London: Routledge.
9. Blumler J.G. (2015). Core theories of political communication: Foundational and freshly minted. Communication Theory. Vol. 25. No. 4. P. 426-438.
10. Blyth M. (2001). The transformation of the Swedish model: Economic ideas, distributional conflict, and institutional change. World Politics. Vol. 54. No. 1. P. 1-26.
11. Blyth M. (2002). Great transformations: Economic ideas and institutional change in the twentieth century. Cambridge: Cambridge University Press.
12. Brock B.L. et al. (2005). Making sense of political ideology: The power of language in democracy. Lanham: Rowman and Littlefield.
13. Campbell J.L. (1998). Institutional analysis and the role of ideas in political economy. Theory and Society. Vol. 27. No. 3. P. 377-409.
14. Carver T. (2002). Discourse analysis and the ‘Linguistic Turn’. European Political Science. Vol. 2. No. 1. P. 50-53.
15. Castells M. (2009). Communication power. Oxford: Oxford University Press.
16. Fairclough N. (1992). Discourse and social change. Cambridge: Polity press.
17. Finlayson A. (2004). Political science, political ideas and rhetoric. Economy and Society. Vol. 33. No. 4. P. 528-549.
18. Foley M. (1994). Ideas that shape politics. Manchester: Manchester University Press.
19. Foucault M. (1972). The archeology of knowledge. London: Tavistock Publications.
20. Foucault M. (1977). Discipline and punish: The birth of the prison. London: Allen Lane.
21. Gofas A., Hay C. (2008). The ideas debate in international and European Studies: Towards a cartography and critical assessment. Barcelona: IBEI Working Papers.
22. Goldstein J., Keohane R.O. (1993). Ideas and foreign policy: An analytical framework. Ithaca: Cornell University Press.
23. Gurevitch M., Coleman S., Blumler J.G. (2009). Political communication -old and new media relationships. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science. Vol. 625. No. 1. P. 164-181.
24. Hajer M. (2002). Discourse analysis and the study of policy making. European Political Science. Vol. 2. No. 1. P. 61-65.
25. Halliday M.A.K. (1978). Language as social semiotic: The social interpretation of language and meaning. London: Edward Arnold.
26. Hay C. (2002). Political analysis. Hampshire: Palgrave.
27. Hurdley R., Dicks B. (2011). In-between practice: working in the ‘thirdspace’ of sensory and multimodal methodology. Qualitative Research. Vol. 11. No. 3. P. 277-292.
28. Kissas A. (2018). Making sense of political ideology in mediatized political communication: A discourse analytic perspective. Journal of Language and Politics. Vol. 17. No. 3. P. 386-404.
29. Kress G. (2010). Multimodality: A Social semiotic approach to contemporary communication. London: Routlege.
30. Kuivalainen S., Niemelä M. (2010). From universalism to selectivism: the ideational turn of the anti-poverty policies in Finland. Journal of European Social Policy. Vol. 20. No. 3. P. 263-276.
31. Torfing J. (2002). Discourse analysis and the post-structuralism of Laclau and Mouffe. European Political Science. Vol. 2. No. 1. P. 54-57.
32. Van Dijk T.A. (1993). Principles of critical discourse analysis. Discourse and Society. Vol. 4. No. 2. P. 249-283.
33. Van Dijk T.A. (2003). Political discourse and political cognition. In: Politics as text and talk: Analytic approaches to political discourse. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company.
34. Van Leeuwen T. (2005). Introducing social semiotics. London: Routlegde.
35. Verón E. (1971). Ideology and communication of mass: the seeding of political violence. In: Language and social communication. Buenos Aires: New Vision (in Fr.).
36. Wodak R. (2011). The irrationality of power. In: Communication Yearbook 12. New York: Routledge.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается динамика восприятия креативности в последовательных попытках изучить ее интерпретации в социальных науках и предлагается социально-коммуникативный подход к пониманию категорий креативности и креативного субъекта. Анализируются подходы к дефиниции креативности в различных исследовательских парадигмах: показана применимость социальнокоммуникативного подхода, критически рассматриваются социально-психологические и социологические дефиниции креативности. Авторы вступают в дискуссию о критериях и признаках креативности. Рассматриваются основные параметры и критерии креативности как коммуникативного феномена. Предложено новое понимание концепта креативности, увязывающее воедино три сопряженных понятия: креативный процесс, креативный субъект и креативный продукт. Обоснована типология креативных продуктов. Обсуждается проблема потребительной стоимости креативного продукта с выделением ее рационального и эмоционального измерений.
Статья посвящена возможностям массмедиа для популяризации волонтерства среди студенческой молодежи. Развитие медиатехнологий неизбежно влияет на процесс социализации. Цифровые медиаресурсы оказывают сильное влияние на формирование образцов поведения, норм и правил, и следовательно их возможности могут быть использованы для развития просоциальной направленности в поведении молодежи. Пропаганда волонтерской деятельности предполагает соответствующий выбор каналов и способов подачи информации в массмедиа с учетом характеристик аудитории. Эффективными конструктами в данном процессе могут стать стратегии, предполагающие возможность влияния на принятие решения на уровне подсознания, в том числе на основе прайминга, фрейминга в средствах массовой информации за счет фокусирования внимания аудитории на стратегически важных моментах и ситуациях. Объединение социальных, когнитивных и информационных технологий дает возможность включать в коммуникативное и информационное пространство манипулятивные приемы, способствующие формированию привлекательного имиджа волонтерства и мотивации соответствующих поведенческих установок/
В статье рассматриваются проблемы межэтнических коммуникаций в контексте изменяющейся государственной информационной политики и с точки зрения возрастающего воздействия средств массовой коммуникации на социальные процессы в мире. Автор вводит понятие псевдокоммуникации, применяемой субъектами глобального информационного пространства, в частности, в рамках информационного противоборства. Анализируя пространство политической коммуникации, автор обращает внимание на его насыщенность информационными шумами, вербальной агрессией, что создает проблемы и барьеры в процессе коммуникации между государствами. Эти проблемы не в меньшей степени характерны для межэтнических коммуникаций, то есть для процессов взаимодействия с теми или иными этническими группами или между ними. Отмечая рост этнического фактора в современных политических процессах, автор призывает учитывать спектр проблем, свойственных для межэтнических коммуникаций на современном этапе их развития, в формировании и практической реализации информационной политики государства, которая должна отвечать на запросы и интересы общества, с учетом культурного и этнического разнообразия его представителей.
Статья посвящена рассмотрению событийной коммуникации на примере участия во всероссийской акции «Ночь музеев» музеев университетов и научных организаций Санкт-Петербурга в 2024 году. Социологический опрос петербуржцев показал достаточную осведомленность об акции «Ночь музеев»: каждый второй знает как об акции, так и о ее проведении в 2024 году в Северной столице. Однако желающих принять участие в ней в 2024 году не превысило 20%, тем более посетить музеи вузов и учреждений науки (2%). Анализируя категорию «событийная коммуникация» на стыке методологических подходов политологии и дискурсологии, автору представляется перспективным изучение взаимовлияния трех дискурсивных конструктов: музейный дискурс – дискурс государственной политики памяти – дискурс национальной идентичности, рассматриваемых применительно к современным политическим реалиям России в контексте реализации стратегии национальной безопасности.
Статья посвящена конструированию политического бренда кандидата на выборах президента Российской Федерации в Телеграм. Авторы рассматривают официальный канал кандидата как один из компонентов коммуникационной деятельности политика в рамках предвыборной кампании. При этом данная коммуникационная деятельность исследуется с точки зрения текстовой составляющей – как отдельных материалов, так и коммуникационного полотна канала в целом. Исследование проведено на основе изучения постов, опубликованных в официальном телеграмканале кандидата на пост Президента Российской Федерации Н. М. Харитонова в период с 9 января 2024 года по 21 марта 2024 года (с момента публикации первого поста до публикации итогового интервью по результатам предвыборной кампании, всего 69 текстовых сообщений). Выявлены сквозные образы, используемые политиком в постах – образы «сердца», «дома», «села/деревни», проанализирована их взаимосвязь и подведены итоги кампании политика в Телеграм в аспекте поддержания необходимого уровня позиционирования политического бренда.
Развитие технологий искусственного интеллекта и алгоритмов машинного обучения оказывает все большее влияние на сферы жизни общества, постепенно находя свое место не только в социальных медиа, но и в журналистике (Newman). Их активно внедряют в различные области масс-медиа, что позволяет автоматизировать ряд процессов медиакомпаний, оптимизируя работу журналистов, редакторов и медиаменеджеров. Данная тема представляет собой актуальную проблему в современном информационном обществе (Túñez-López et al.). Искусственный интеллект и процесс его обучения стали неотъемлемой частью процес сов создания, анализа и распространения контента, привнося новые возможности, но вместе с тем и серьезные вызовы. Например, алгоритмы персонализации позволяют адаптировать информацию к индивидуальным интересам и предпочтениям каждого пользователя, повышая его вовлеченность и удовлетворенность контентом. Таким образом социальные сети и многие другие интернет-платформы персонализированы для каждого пользователя на основе их демографических профилей и личных данных. В данной статье представлен обзор текущих научных данных о потенциальных рисках использования алгоритмов персонализации контента в масс-медиа. Результаты и выводы статьи могут помочь глубже понять природу этих рисков и сопряженные с ними вызовы для сферы массовой коммуникации.
Статья посвящена социально-политическому осмыслению функционирования политико-административной элиты в современном информационно-коммуникационном пространстве. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью уточнения понятий «политическая элита», «административная элита, «властная элита» «политическо-административная элита», а также выявления её отличительных особенностей. Рассматриваются теоретические основания дефиниции понятий «политическая элита» и «административная элита» с точки зрения лингвистики и политической науки. Авторами выдвигается тезис об относительной самостоятельности административной элиты как категории политологического анализа и обоснованности изучения государственной администрации вне рамок концепции дихотомии политико-административных элит. Рассматриваются теоретические подходы и модели западных и отечественных исследователей по проблеме взаимоотношений политической и административной элит. В заключительной части статьи приводится авторская оценка роли западных политических элит в условиях современного геополитического противостояния.
Издательство
- Издательство
- АССОЦИАЦИЯ "МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ КОММУНИКОЛОГИИ"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- Юр. адрес
- 108809, г Москва, Филимонковский р-н, Новомосковский округ, деревня Соколово, д 28А
- ФИО
- Шарков Феликс Изосимович (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______