В статье анализируются социальные практики промышленного туризма в российских регионах. На основании результатов теоретического и эмпирического исследования авторы приходят к выводу о возрождении промышленного туризма в российских регионах, социальные практики которого опираются на богатый советский опыт. Ресурсный потенциал промышленного туризма в Саратовской области оценивается как высокий. Региональная экосистема промышленного туризма находится на стартовом этапе, который характеризуется гармоничным синтезом методологии и эмпирического опыта, человеческого капитала и социально-экономической инфраструктуры.
Идентификаторы и классификаторы
Генезис промышленного относится к XIX веку. Первые упоминания о посещение промышленных предприятий с познавательной целью связаны с производством Jack Daniel,s в США. Однако активное свое развитие промышленный или, как его называют в европейской практике индустриальный туризм, получил свое развитие в XX веке. Во многом развитие этого направления туризма связано со стремлением самих людей выйти за пределы привычного. Традиционный отдых, включавший туры на море или ознакомительные поездки по культурным или религиозным местам, удовлетворял не всех. Запрос на новое способствовал становлению данного направления туриндустрии XX века. В Европе новый вид туризма был первоначально связан с посещением виноделен, пивоварен и сыроварен Франции, Германии, Нидерландов. В 1970–1980-е годы. возникает интерес к заброшенным и действующим крупным промышленным предприятиям. Туристов в городах привлекают предприятия, являющиеся имиджевыми символами той или иной местности, или отражающие уникальность производства. Такой туризм как правило организован и имеет познавательную и коммерческую направленность. Стремление посетить заброшенные производства, спуститься вниз в шахты или подземные помещения (бункеры) породили в Европе такой вид одиночного туризма как сталкерство и диггерство.
Список литературы
-
Боброва В.В. Евразийская интеграция снизу: торговля и инвестиции // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-2. С. 494-496. EDN: UIPSFX
-
Власова Н.Ю., Голубчиков О.Ю., Курилова Е.В. Индустриальный туризм в продвижении старопромышленных регионов // Известия УрГЭУ. 2017. № 4(72). С. 19-31. EDN: ZTWQVB
-
Гузенко А.А. Производственный туризм: российский и зарубежный опыт // Менеджмент и маркетинг в массовом спорте и туризма. Волгоград: Волгоградская государственная академия физической культуры. 2018. С. 21-23. EDN: YVBLHI
-
Ермакова Ж.А. Инновационные кластеры как приоритет промышленной политики региона // Российское предпринимательство. 2012. № 22 (220). С. 167-173. EDN: PGOKAJ
-
Клейменова Е.О. Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма // Проблемы и перспективы экономики и управления. СПб: “Заневская площадь”, 2014. С. 256-259.
-
Корабейников И.Н. Некоторые особенности формирования туристско-рекреационного кластера на региональном уровне // Казанская наука. 2014. № 2. С. 71-73. EDN: RYEWOD
-
Котлер Ф., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 1071 с.
-
Лысикова О.В. Индустриальный туризм в городском пространстве: кейс-стади Саратова // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. № 1. С. 38-48. EDN: SGRVLV
-
Набиев С.Р., Позднякова Е.А., Челяпина О.И. Правовые вопросы определения промышленного туризма // Сервис в России и за рубежом. 2022. №3 (100). С. 56-63. EDN: HUCFVK
-
Никулина Ю.Н. Промышленный туризм в мировой практике: особенности организации и тенденции развития // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2017. №9. С. 40-44. EDN: ZTUUTL
-
Орлов И.Б., Юрчикова Е.В. Массовый туризм в сталинской повседневности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН); Фонд "Президентский центр Б.Н. Ельцина", 2010. - 224 с. EDN: TDNMYD
-
Полянина С.С., Докашенко Л.В. Сущность промышленного туризма и его виды // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Оренбург; Издательско-полиграфический комплекс "Университет", 2014. С. 1773-1776. EDN: SMAVFN
-
Стратегия развития туризма Российской Федерации на период до 2035 г. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-20092019-n-2129-r/strategiia-razvitiia-turizma-v-rossiiskoi/ (дата обращения 19.09.2022).
-
Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Изд. дом "Герда", 2007. - 208 с. EDN: QVVPFB
-
Harcup T. Re-Imaging a Post-Industrial City: The Leeds St Valentine's Fair as a Civic Spectacle // City: Analysis of Urban Trends, Culture, Theory, Policy, Action. 2000. Vol. 4. Issue 2. P. 215-231.
-
Hospers G. Industrial Heritage Tourism and Regional Restructuring in the European Union // European Planning Studies. 2002. Vol. 10. No. 3. P. 397-404.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется значение научно-исследовательской и проектной деятельности в подготовке студентов в рамках компетентностного подхода. Обозначается роль потенциальных работодателей и профессиональных стандартов в качестве подготовки выпускников и удовлетворении потребностей рынка труда на примере студентов исторического факультета. Представлены результаты научно-исследовательского проекта по дисциплине «Религиоведение» и описаны возможные перспективы его применения.
Статья посвящена решению сложной проблемы принятия решений по выбору стратегии, модели взаимного сотрудничества производителей и аутсорсинговых компаний при возникновении потребности передачи первыми услуг по сервисному обслуживанию своего продукта вторым, при этом услуги делятся на два типа: базовые и мотивационные. Построены модели создания стоимости для производителя, сервисного подрядчика и потребителя, изучены рациональные сценарии оптимального сочетания по передаче различных типов услуг на аутсорсинг и их влияние на эффективность альянса производителя и подрядчика в целом. Результаты показывают, что, когда производитель имеет больше чем подрядчик инновационных, технических и технологических преимуществ в предоставлении услуг, ему следует создать собственную мотивационную службу и передать базовые услуги на аутсорсинг, чтобы создать большую ценность. Когда производитель ограничен в ресурсах или возможностях и вынужден передать мотивационную услугу на аутсорсинг, он может поддерживать высокий уровень эффективности, устанавливая соответствующие условия договора с аутсорсинговой компанией.
Университетам принадлежит ведущая роль в решении задачи развития личности. Эта задача не ограничивается рамками интеллектуального развития, а предполагает, как минимум, необходимость духовного и эмоционального развития. Одной из базовых категорий, неразрывно связанной с духовным и эмоциональным развитием, является эмпатия. Эмпатия, объединяющее в себе познавательные и эмоциональные психические процессы, служит важным условием построения эффективных коммуникаций. Поэтому в тех сферах деятельности, которые выделяются по типу «человек - человек», она становится фактором профессиональной компетентности. Цель работы - исследование уровня развития эмпатии у студентов сервисных направлений подготовки. Исследованию подверглись студенты Белгородского государственного национального исследовательского университета и Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. В качестве базовой методики использовался тест «Диагностика уровня эмпатии» В.В. Бойко. Результаты исследования показали, что 65% студентов имеют заниженный или очень низкий уровень эмпатии, что предопределяет необходимость усиления внимания администрации и преподавателей вузов к развитию этого личностного качества студентов средствами учебной и воспитательной работы.
Рыночный динамизм, международная ситуация и активная государственная поддержка сферы туризма и индустрии гостеприимства со стороны государства в рамках национальных проектов подтолкнули менеджмент гостиниц выйти за пределы традиционного предоставления ночлега, активно диверсифицируя виды деятельности и предлагая широкий спектр услуг для всех категорий посетителей. Современный потребитель, избалованный инновационными технологиями, вряд ли обратит внимание на средство размещения, не обозначившего своего места в медиа пространстве. Потенциальный гость выберет систему телефонного бронирования отеля, получив необходимый объем информации о номерах, программах лояльности, меню ресторана, дополнительных услугах, а также внутренней жизни отеля через социальные сети. В рамках исследования представлены аргументы, подтверждающие необходимость активного продвижения гостиничных услуг с использованием современных цифровых технологий. Рассмотрены и проанализированы специфические особенности продвижения индустрии гостеприимства в социальных сетях, даны рекомендации по совершенствованию системы продвижения услуг в гостиничной деятельности. Практическая значимость исследования состоит в выводах и предложениях, касающихся перехода на цифровое продвижение средств размещения для повышения эффективности коммуникационного взаимодействия, заинтересованных участников рынка.
В статье раскрывается особенности манипулирования в деятельности взаимодействующих личностей в организации. Теоретической основой исследования выступили труды отечественных и зарубежных учёных, позволяющие раскрыть многогранность процесса манипулирования в межличностных коммуникациях. Теоретическое исследование данной темы уточняется и подтверждается проведенным психологическим исследованием на базе кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков Российского университета кооперации. В эмпирическом исследовании использовались следующие психодиагностические методики: Шкала манипулятивного отношения (ШМО) Т. Бaнта (в адаптации В.В. Знакова); Методика межличностных отношений Т. Лири (в адаптации Л.Н. Собчик); Социометрия Дж. Морено (в адаптации Я.Л. Коломинского); Тест коммуникативных умений Л. Михельcона (адаптации Ю.З. Гильбухa). Данные, полученные в процессе исследования по названным психодиагностическим методикам последовательно представлены в тексте статьи.
В статье рассматриваются вопросы управления качеством в контексте театральной деятельности, с акцентом на реализацию принципов, сформулированных в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Актуальность исследования обусловлена стремлением многих организаций к повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг путем применения инструментов и принципов менеджмента качества. В работе освещается опыт формирования и реализации принципов менеджмента качества в организации театральной сферы, основные проблемы внедрения, а также методы и инструменты, применяемые при этом. В результате проведенного исследования выявлены ключевые аспекты эффективного управления качеством в организации театральной сферы и сформулированы соответствующие выводы, которые могут быть полезны для практикующих специалистов и исследователей в данной области.
В статье рассматриваются вопросы управления качеством в контексте театральной деятельности, с акцентом на реализацию принципов, сформулированных в стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Актуальность исследования обусловлена стремлением многих организаций к повышению конкурентоспособности предоставляемых услуг путем применения инструментов и принципов менеджмента качества. В работе освещается опыт формирования и реализации принципов менеджмента качества в организации театральной сферы, основные проблемы внедрения, а также методы и инструменты, применяемые при этом. В результате проведенного исследования выявлены ключевые аспекты эффективного управления качеством в организации театральной сферы и сформулированы соответствующие выводы, которые могут быть полезны для практикующих специалистов и исследователей в данной области.
Рынок туристических услуг в России - это поступательно развивающийся рынок самой большой страны на планете, обладающей огромным туристическим потенциалом. В статье анализируется состояние российской туристской отрасли до и после введения антироссийских санкций коллективного Запада в эпоху постправды, исследуется ее рост и регрессия, влияние санкционного давления на въездные и выездные туристские потоки, то есть приводится всесторонняя оценка ситуации, сложившейся в данной сфере в период глобальных геополитических кризисов и деградации международного права. Актуальность устойчивого развития и формирования положительного имиджа особенно внутреннего регионального туризма осознается сегодня на государственном уровне как один из важнейших катализаторов роста российской экономики. При этом авторы делают вывод, что роль регионального туризма в России, его вклад в ВВП и общую занятость, создаваемые туристской областью, будет только неуклонно расти в ближайшем будущем.
В статье рассматривается роль песен Хуан Цзы (1914-1938) в развитии китайской вокальной музыки. Отмечается, что за свою короткую жизнь композитор создал около 100 произведений в различных жанрах: к ним относятся вокальные произведения, в том числе гимн Национальному флагу Китайской республики, симфонические произведения. Видный композитор и педагог, он является создателем первого общекитайского оркестра, Шанхайского оркестра, а также основателем системы современного музыкального образования в Китае. Целью исследования является обоснование роли песен Хуан Цзы в развитии китайской вокальной музыки. Объект исследования - процесс воздействия песен Хуан Цзын на развитие вокальной музыки Китая. Предмет исследования - вокальное творчество Хуан Цзы в контексте китайского вокального искусства. Проанализированы наиболее известные вокальные произведения Хуан Цзы: «Песня сопротивления врагу» «Точка Цзянлип» «Наньсянцзы» «Цветок - не цветок». Отмечено, что в данных произведениях гармонично сочетается западная традиционная гармония, тональность и другие музыкальные элементы с китайской традиционной музыкальной культурой, что формирует уникальный музыкальный стиль композитора. Выявлено, что этот синтез не только обогатил китайскую вокальную музыку, но и способствовал ее инкорпорации в западноевропейское культурное пространство. Доказано, что благодаря искусной композиционной технике, продуманной творческой концепции, искусной передаче настроения и характерному духу классической китайской культуры эти произведения способствовали развитию китайских художественных песен и постепенно привели их к высокому уровню профессиональной зрелости.
Казалось, что Великая Отечественная война, несшая с собой смерть и разруху, должна была заставить замереть всю культурною жизнь страны. Но нет. Она не только не остановилась, а стала более насыщенной, лишь изменив окраску на более строгий, суровый цвет. Казань не осталась в стороне. Эти настроения коснулись и ее театральной жизни. Те формы, которые она приобрела в военные годы, выражали гражданскую позицию актеров и отличались разнообразием. Концертные бригады, в состав которых входили артисты казанских драматических и оперного театров и филармонии, выезжали к бойцам на передний край сражений. Мобильные художественно-артистические коллективы для поднятия боевого духа давали концерты на призывных пунктах, заводах и фабриках города, в госпиталях. Благотворительные вечера и лотереи проводились актерами казанских театров, как для сбора денег на нужды обороны, так и для поднятия общего оптимистического настроя тружеников тыла и сельских жителей. Актеры и работники сцены дежурили в госпиталях, выполняя функции сиделок и санитаров, несли вахты противовоздушной обороны. Помимо этого, театры продолжали и свою основную, сценическую деятельность, включая в свой репертуар пьесы, главными мотивами которых были патриотизм, гуманизм и дружба народов. Все ресурсы театров города были отданы общенародному делу - делу борьбы за победу над фашизмом.
В статье рассматривается история и современное состояние жанра духовного стиха. Цель исследования - выявить особенности данного жанра в настоящее время. Материалом статьи послужили образцы духовных стихов, полученные в результате экспедиционной практики ведущих специалистов Республики Татарстан. Объект исследования - особенности жанра духового стиха в современную эпоху. Предмет - специфика духовных стихов, бытующих в настоящее время в Республике Татарстан. Основными методами исследования явились теоретические методы анализ, синтез, сравнительно-исторический метод, в ряду эмпирических методов наиболее актуальными стали наблюдение, сравнение. В настоящее время термин «духовный стих» обозначает образцы внебогослужебного духовного пения. Существуют различные варианты этого термина: народный стих, духовные песни, песни духовного содержания. В процессе исторического развития сформировались три разновидности данного жанра: покаянные, старообрядческие, сектантские, а также героико-страдательные, историко-страдательные стихи о величии государства, героических ратных подвигах и библейских темах, лирические стихи. Выявлено, что в настоящее время наиболее популярными остаются такая его разновидность, как покаянный стих. Полевые исследования педагогов Казанского государственного института культуры, ведущих этнографов и этномузыкологов в районах Республики Татарстан (Тетюшский, Елабужский, Чистопольский, Лаишевский) выявили ряд сохранившихся образцов духовного стиха. Отмечено, что собранные примеры представляют собой текстовые и мелодические инварианты существовавших ранее древних образцов данного жанра. Доказано, что данный жанр в Республике Татарстан сохранился благодаря изменению идеологической парадигмы в России.
Являясь своего рода реакцией на систему отношений «человек - природа - общество», существующий уровень экологической культуры демонстрирует экокультурное обнищание общества в виду господства рационально-механистической парадигмы. В процессе существования человечества кризисные явления в отношениях социума с «матерью природой» проявляют цикличный характер, приводя как к негативным, так и к позитивным результатам в социальной, материальной и духовной сферах. В первой части статьи раскрывается сущность экологических кризисов, причины их возникновения и влияния на существование человека, трансформационные процессы современного общества, находящие в поле зрения разных авторов-исследователей. Во второй части статьи речь идет о социально-экологических проблемах, порождаемых отсутствием знаний об основах экологической культуры на этапах сепарации общества от природной среды. Для наглядности выводов, полученных автором, приводится анализ экологических проблем в современной России. Автор рассматривает этапы зарождения и формирования экологических кризисов для обозначения основных критических точек, основанных на процессах обособления человека от природы. В третьей части статьи приводятся результаты эмпирического исследования, демонстрирующего отношение респондентов из числа жителей Приморского края к основным ценностям человеческой жизни, включая экологию. В рамках исследования была определена теоретико-методологическая основа, отражающая сущность научной проблемы. Научная новизна исследования заключается в определении сущности экологического кризиса современности, установлении его истоков с точки зрения кризисных процессов в культуре и обществе.
Первая четверть XX века в истории нашего государства насыщена драматическими событиями: революции, войны, распад российской империи. Революционные изменения в обществе обусловили формирование новой исторической реальности во времени и пространстве. Новые тенденции развития общества отразились в различных формах и направлениях искусства, в том числе в русском авангарде. В статье рассматривается взаимосвязь революционных преобразований в российском обществе в первой четверти ХХ века и их влияние на творчество художников-авангардистов на основе анализа художественных работ, статей, личной переписки и вклада в формирование нового направления искусства.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой новых туристских маршрутов по территории Русского Севера. Пределы развития туризма в региональном аспекте связаны как с ограничениями по имеющейся туристской инфраструктуре, так и наличием туристско-рекреационных ресурсов. Определённое значение имеет степень генерации и накопления на территории туристских нарративов, позволяющих достопримечательные места воспринимать в качестве объектов туристского интереса через созданные повествования о событиях, представленных потенциальному туристу. Семиотическая концепция формирования туристского пространства позволяет структурно рассмотреть исторические события, согласовав их с символами и образами территории. Целью данной статьи стало изучение и генерация опыта разработки туристского маршрута на основе путешествия императора Александра I по северу Российского государства в 1819 году в пределах Олонецкой губернии. В работе представлены основные этапы путешествия, включающие посещение таких населенных пунктов как: Лодейное поле, Вытегра, Каргополь, Архангельск, Петрозаводск, Олонец. Сделан обзор основных туристских достопримечательностей, посещенных императором Александром I, которые будут интересны и современному туристу. Представленный материал может использоваться как основа проектирования исторического туристского маршрута «Царский маршрут по Русскому Северу», так и стать частью путевой информации для гидов-экскурсоводов, работающих на маршрутах Республики Карелия. Вологодской, Архангельской и Ленинградской области.
Интенсивное развитие внутреннего туризма способствует появлению новых его видов. Одним из перспективных направлений является музыкальный туризм, имеющий значительный потенциал для своего развития в современной России. Теоретический анализ ряда тенденций, характеризующих современное состояние российской экономики и культуры, позволяет представить факторы, способствующие раскрытию этого потенциала. Экономической основой выступает развитие творческих и креативных индустрий, к числу которых относится и туризм; использование принципов и технологий экономики впечатлений как новой модели потребления, способной трансформировать нематериальные характеристики услуги в экономическую ценность. Социокультурные детерминанты развития музыкального туризма заключаются в сохраняющихся принципах постмодернистской культуры, позволяющих создавать новые культурные продукты путем нестандартного объединения имеющегося арсенала культурных элементов или использования их в совершенно новом формате; в прочных традициях и высоком качестве отечественного музыкального искусства и наличии аудитории, воспитанной этими традициями и способной к восприятию и оценке музыкальных произведений различных форм и жанров; в существенной трансформации в сторону роста и разнообразия культурных потребностей реальной и потенциальной аудитории как искусства, так и туризма. Цементирующим фактором всех названных процессов выступает децентрализованная государственная культурная политика, способствующая активизации культурного потенциала территорий и сглаживанию региональных культурных и экономических диспропорций. Музыкальный туризм, вбирающий черты и особенности креативных индустрий и искусства, может существенно расширить рынок туристских предложений, удовлетворяя потребности как любителей музыки, так и путешественников, способствуя экономическому и культурному развитию регионов.
Статья призвана познакомить с зарождением, формированием на протяжении веков многообразной столовой утвари, которая наряду с кулинарными пристрастиями японцев играла определяющую роль в трапезе. Приводятся сведения по истории гончарства в Японии, в частности столовой посуды. Не касаясь гастрономической составляющей, на первый план выносятся художественные особенности столовой утвари, ее декорирования, специфика подачи блюд. Использованные данные доказывают, что эстетический аспект застолья не менее важен, чем гастрономический. В процессе формообразования керамисты и мастера лаковой деревянной посуды шли, отталкиваясь от разумности, естественности, конструктивной логики, и в результате из их рук выходили произведения художественной значимости. Стекло, как правило, на японском столе отсутствует, если только не подают, например, устрицы на льду. Тогда уместна стеклянная посуда, благодаря которой достигается ощущение прохлады. Цель данного исследования - показать, что при сервировке стола четко соблюдаются конструктивные особенности посуды, сочетающейся с содержимым. Задача реализуется через демонстрацию различных геометрических форм посуды. Миниатюрные блюдечки, в том числе в виде ракушек, листочков, вееров идут под острые приправы, которые кладут в небольшом количестве. Для жареных и вареных блюд используются углубленные тарелки с загнутыми вверх краями. Еда сферической конфигурации подается на квадратной или шестигранной посуде, прямоугольной - на круглой. В работе использовалась система методов, позволившая конкретизировать детали: исторический, сравнительно-типологический, аналитический. Статья расширяет границы понимания того, что японская столовая посуда кроме утилитарного значения имеет большой художественный смысл. Доказывается, что целесообразность и красота - альфа и омега японской бытовой посуды.
В статье анализируется термин «национальный театр» как особый вид театра, получивший свое наибольшее распространение в советский период, в рамках реализации национальной и культурной политики осуществляемой советской властью. Автор статьи констатирует недостаточное освещение данного термина в справочной литературе как советского, так и постсоветского периода. При этом особое внимание уделяется исследованию материалов словарей и справочников театроведческой направленности, в которых термин «национальный театр», как констатирует исследователь, не представлен. В результате автор при помощи выявления основных признаков, присущих национальному театру советской страны, а именно национальный язык, специфический репертуар, синтетический характер театральных приемов, интернациональный характер труппы и другие, предложил собственный термин «национальный театр» как особый вид профессионального театра, получивший свое развитие в ХХ веке. В заключение автор делает вывод о несомненно важной роли данного вида театра, в том числе и для формирования толерантного отношения к различным нациям, проживающим в рамках одной территории. Автором статьи подчёркивается идея о целесообразности существования подобных театров в современных условиях реализации культурной политики Российской Федерации, так как история подтверждает этот факт.
В статье рассмотрены вопросы синтеза искусств в хоровом исполнительстве. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена процессом взаимодействия исполнителя и слушателя в рамках интерпретации музыкальной композиции. Эмпирической основой статьи послужили образцы хоровых произведений в современном исполнении ведущих хоровых коллективов России. Цель исследования - выявить феномен современного хорового театра в его жанровом многообразии. Объект исследования - хоровой театр в контексте синтеза искусств. Предмет исследования - специфика хорового исполнительства и театральных форм в их взаимной интеграции и интерпретации в современной музыкальной культуре. В качестве главных теоретических методов исследования были использованы аксиологический подход, сравнительный анализ, а также методы анализа и синтеза, метод исторического исследования, наряду с наблюдением и экспериментом. В ходе работы было установлено, что на сегодняшний день полижанровый подход в искусстве представляет собой наиболее популярную форму восприятия музыкальных произведений в рамках хорового исполнения. Интеграция хорового искусства с другими формами художественного выражения имеет глубокие корни в разработке новой терминологии музыкального языка и способов его записи, что требует от исполнителей дополнительных знаний и навыков для восприятия. Исследования показывают, что в процессе интерпретации хоровых произведений синергия музыки, вокала и движения формирует неповторимую сценическую целостность, которая находит отклик в внутреннем мире слушателей, создавая чувственное единство. Следует подчеркнуть, что сочетание хорового пения с театральными элементами и музыкальным сопровождением позволяет хоровому театру выйти на качественно новый уровень интерпретации, в котором гармонично переплетаются литература, театральное искусство, кино, пантомима и танец, а также разнообразные художественные приемы смежных искусств. Примеры таких работ, как опера-баллада «Мария Стюарт», цикл «Песни трубадуров» С. Слонимского, мюзикл «Ночь открытых дверей» К. Рубинского и Е. Кармазина, иллюстрируют этот синтетический подход.
В статье дается характеристика современного состояния духовной сферы и культурной жизни Украины, основу которой составляет русофобия. Предпринята попытка выявления ее истоков, раскрываются объективные и субъективные факторы, обеспечившие распространение этого феномена. В работе используется компаративистский метод исследования. На основе анализа отечественных и зарубежных источников автор приходит к выводу, что русофобия как предвзятое, неприязненное, враждебное отношение к России и русскому народу своими корнями уходят вглубь веков и не является лишь порождением пришедших к власти на Украине неонацистских сил. В статье обосновывается, что нарративами в формировании современной духовной жизни и культурной политики Украины, выступает мифологема, суть которой состоит в том, что на протяжении всей истории источником всех трудностей и бед украинского народа являются Россия и русские. Автор раскрывает несостоятельность политико-идеологической идиомы о «братском союзе русского и украинского народов», которая была запущена советскими идеологами в пропагандистский оборот в середине прошлого столетия и не соответствовала реальной действительности. В заключении статьи содержатся выводы и предложения по поиску путей примирения и установления добрососедского сотрудничества, в том числе в области культуры, после ликвидации на Украине русофобского режима.
Статья посвящена анализу научных и исторических источников по исламским эзотерическим трактатам знаменитого суфийского мыслителя XII-XIII веков Ибн Араби. Основные поиски были направлены на выявление поклонников этого мыслителя среди членов тариката Накшбандийа в Средней Азии и среди татар. Важной задачей работы является выявление малоцитируемых иностранных источников по теме, их перевод и введение в научный оборот. Отдельно были обозначены суфийские термины, символические образы, наиболее популярные в татарской суфийской литературе. Среди англоязычных работ по теме особо выделена и проанализирована статья Х.Алгара «Отражения идей Ибн Араби в ранней традиции Накшбандийа». В ней содержится ценная информация об отношении к Ибн Араби многих влиятельных руководителей и представителей тариката Накшбандийа периода XV-XVI веков. Также даны важные имена суфиев тариката Накшбандийа, распространивших учение Ибн Араби в другие страны исламского мира. Для получения информации о влиянии суфийского учения Ибн Араби на татарских религиозных деятелей и суфийских шейхов XIX-XX века была проанализирована книга Р.Фахретдина в переводе на русский язык Р.Гатина. Выявлен ряд суфийских символов и понятий, общих для трактатов Ибн Араби и членов тариката Накшбандийа.
В статье рассмотрен генезис цензуры, проанализированы отличительные характеристики работы цензурных ведомств в царское время и СССР. Доказано, что в дореволюционный период преобладала предварительная цензура, запрещались произведения до выхода их в свет. Это позволяло контролировать публикуемые материалы и предотвращать распространение инакомыслия. В Советском Союзе в основном действовала карательная цензура, предполагающая наказания авторов, вплоть до репрессий. Наряду с этим, продолжала функционировать предварительная цензура, но она имела латентный характер. Несмотря на всемогущественность контроля над произведениями и авторами в советское время, цензура всё же не могла полностью остановить развитие культурного дискурса, влекшего за собой скрытое сопротивление и подпольное творчество (самиздаты). В статье приведены примеры разных методов карательной цензуры в СССР, рассмотрено такое явление как доносы, пользовавшиеся необычайной популярностью среди советских граждан. Новизна статьи заключается в анализе механизма контроля массмадиа в дореволюционное и советское время с помощью культурно-исторического подхода. Эмпирической базой стали научные работы по данной тематике, дневники цензоров, статьи в самих средствах массовой информации.
В статье рассмотрен тезаурус самоконтроля СМИ, его отличительные характеристики от других методов регулирования массмедиа. С помощью культурно-исторического метода доказана необходимость развития самоконтроля в современном информационном пространстве, который должен базироваться не только на опыте мировых этических кодексов, институте ньюс-омбудсмена, советах по СМИ, но и на российских духовно-нравственных ценностях и культуре, всеобъемлющей программе воспитания населения. В статье рассмотрены другие методы регулирования информационного пространства, такие как цензура, а также проанализированы примеры современного контроля СМИ, влекущие за собой дискуссии в обществе. Средства массовой информации в последние десятилетия стали политизированы, с помощью механизмов манипулирования над общественным мнением в массмедиа реализуется не только пропаганда определенных политических элит, но и появляются информационные войны и даже терроризм, влекущие за собой реальные волнения, панику населения. Доказано, что некоторые страны в борьбе с терроризмом и экстремизмом стали усиливать контроль над цифровыми коммуникациями. На сегодняшний день некоторые функции цензуры реализуются в массмедиа, однако они не решают проблем, а носят лишь краткосрочный эффект. В статье также изучены новые механизмы в деятельности СМИ, такие как искусственный интеллект, который влечет за собой как новые возможности, так и опасности. В частности, ИИ может стать инструментом в пропаганде и распространении фейков. Новизна статьи заключается в предлагаемом подходе к исследованию и решению современных коллизий в средствах массовой информации. Эмпирической базой стали как научные работы по данной тематике, так и статьи в самих СМИ.
Издательство
- Издательство
- РГУТИС
- Регион
- Россия, Махачкала
- Почтовый адрес
- 141221, Московская область, дп Черкизово, Главная ул, д. 99
- Юр. адрес
- 141221, Московская область, дп Черкизово, Главная ул, д. 99
- ФИО
- Федулин Александр Алексеевич (Ректор )
- E-mail адрес
- info@rguts.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9408300
- Сайт
- https://rguts.ru/