Архив статей журнала
В статье рассматривается роль российской фортепианной школы в развитии китайской пианистической культуры. Отмечено, что российская школа фортепианного искусства возникла в середине XIX века и претерпела значительное развитие как в стилевом, так и в жанровом отношении. В течение длительного периода времени она обрела значительные достижения как в области композиторского творчества, так и исполнительства. Данный факт обусловил значительное влияние пианистической школы России на музыкальное искусство зарубежных стран. В середине XX века значительное развитие получила китайская музыкальная культура, в том числе и фортепианное исполнительство. Появилась целая плеяда пианистов, транслирующих китайскую фортепианную музыку, но, вместе с тем, глубоко подверженных влиянию российской школы фортепиано. В статье рассматриваются особенности российской фортепианной школы, специфика образовательного процесса видных российских педагогов-пианистов (А.Г. Рубинштейна, К.Н. Игумнова (1873-1948), А.Б. Гольденвейзера (1875-1961), Г.Г. Нейгауза (1888-1964), С.Е. Фейнберга (1890-1962) и др.). Цель исследования - рассмотреть особенности развития китайской пианистической культуры в контексте влияния российской фортепианной школы. Объект исследования - процесс интеграции принципов российской фортепианной школы в процесс обучения китайских пианистов. Предмет исследования - российская фортепианная школа в коннотации с китайской музыкальной культурой. Обозначен ряд произведений советских композиторов, служащих примером стратегического развития китайской фортепианной музыки (в частности, сочинений П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева). Доказана значимость методики преподавания фортепиано российских педагогов в развитии китайских пианистов и ее влияние на общее развитие фортепианного искусства в Китае.
В статье рассматривается роль песен Хуан Цзы (1914-1938) в развитии китайской вокальной музыки. Отмечается, что за свою короткую жизнь композитор создал около 100 произведений в различных жанрах: к ним относятся вокальные произведения, в том числе гимн Национальному флагу Китайской республики, симфонические произведения. Видный композитор и педагог, он является создателем первого общекитайского оркестра, Шанхайского оркестра, а также основателем системы современного музыкального образования в Китае. Целью исследования является обоснование роли песен Хуан Цзы в развитии китайской вокальной музыки. Объект исследования - процесс воздействия песен Хуан Цзын на развитие вокальной музыки Китая. Предмет исследования - вокальное творчество Хуан Цзы в контексте китайского вокального искусства. Проанализированы наиболее известные вокальные произведения Хуан Цзы: «Песня сопротивления врагу» «Точка Цзянлип» «Наньсянцзы» «Цветок - не цветок». Отмечено, что в данных произведениях гармонично сочетается западная традиционная гармония, тональность и другие музыкальные элементы с китайской традиционной музыкальной культурой, что формирует уникальный музыкальный стиль композитора. Выявлено, что этот синтез не только обогатил китайскую вокальную музыку, но и способствовал ее инкорпорации в западноевропейское культурное пространство. Доказано, что благодаря искусной композиционной технике, продуманной творческой концепции, искусной передаче настроения и характерному духу классической китайской культуры эти произведения способствовали развитию китайских художественных песен и постепенно привели их к высокому уровню профессиональной зрелости.
В статье рассматривается история и современное состояние жанра духовного стиха. Цель исследования - выявить особенности данного жанра в настоящее время. Материалом статьи послужили образцы духовных стихов, полученные в результате экспедиционной практики ведущих специалистов Республики Татарстан. Объект исследования - особенности жанра духового стиха в современную эпоху. Предмет - специфика духовных стихов, бытующих в настоящее время в Республике Татарстан. Основными методами исследования явились теоретические методы анализ, синтез, сравнительно-исторический метод, в ряду эмпирических методов наиболее актуальными стали наблюдение, сравнение. В настоящее время термин «духовный стих» обозначает образцы внебогослужебного духовного пения. Существуют различные варианты этого термина: народный стих, духовные песни, песни духовного содержания. В процессе исторического развития сформировались три разновидности данного жанра: покаянные, старообрядческие, сектантские, а также героико-страдательные, историко-страдательные стихи о величии государства, героических ратных подвигах и библейских темах, лирические стихи. Выявлено, что в настоящее время наиболее популярными остаются такая его разновидность, как покаянный стих. Полевые исследования педагогов Казанского государственного института культуры, ведущих этнографов и этномузыкологов в районах Республики Татарстан (Тетюшский, Елабужский, Чистопольский, Лаишевский) выявили ряд сохранившихся образцов духовного стиха. Отмечено, что собранные примеры представляют собой текстовые и мелодические инварианты существовавших ранее древних образцов данного жанра. Доказано, что данный жанр в Республике Татарстан сохранился благодаря изменению идеологической парадигмы в России.
В статье рассмотрены вопросы синтеза искусств в хоровом исполнительстве. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена процессом взаимодействия исполнителя и слушателя в рамках интерпретации музыкальной композиции. Эмпирической основой статьи послужили образцы хоровых произведений в современном исполнении ведущих хоровых коллективов России. Цель исследования - выявить феномен современного хорового театра в его жанровом многообразии. Объект исследования - хоровой театр в контексте синтеза искусств. Предмет исследования - специфика хорового исполнительства и театральных форм в их взаимной интеграции и интерпретации в современной музыкальной культуре. В качестве главных теоретических методов исследования были использованы аксиологический подход, сравнительный анализ, а также методы анализа и синтеза, метод исторического исследования, наряду с наблюдением и экспериментом. В ходе работы было установлено, что на сегодняшний день полижанровый подход в искусстве представляет собой наиболее популярную форму восприятия музыкальных произведений в рамках хорового исполнения. Интеграция хорового искусства с другими формами художественного выражения имеет глубокие корни в разработке новой терминологии музыкального языка и способов его записи, что требует от исполнителей дополнительных знаний и навыков для восприятия. Исследования показывают, что в процессе интерпретации хоровых произведений синергия музыки, вокала и движения формирует неповторимую сценическую целостность, которая находит отклик в внутреннем мире слушателей, создавая чувственное единство. Следует подчеркнуть, что сочетание хорового пения с театральными элементами и музыкальным сопровождением позволяет хоровому театру выйти на качественно новый уровень интерпретации, в котором гармонично переплетаются литература, театральное искусство, кино, пантомима и танец, а также разнообразные художественные приемы смежных искусств. Примеры таких работ, как опера-баллада «Мария Стюарт», цикл «Песни трубадуров» С. Слонимского, мюзикл «Ночь открытых дверей» К. Рубинского и Е. Кармазина, иллюстрируют этот синтетический подход.