Архив статей журнала

КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА РОССИИ (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

В статье исследуется взаимосвязь таких категорий, как национальный менталитет и культура. Основной акцент делается на поиске культурных аспектов защиты национального менталитета российского государства.

Ключевым способом такой защиты является обеспечение преемственности поколений с помощью сохранения культурных традиций, обычаев, языка, религиозных ценностей, истории, произведений искусства и литературы.

При этом в статье подчеркивается, что защита национального менталитета не должна строиться на зацикленности или перегибах, приводящих к изоляционизму и агрессивному национализму. Для современной России становится актуальным ориентация на собственные культурно-ментальные особенности в условиях усиливающейся глобализации.

При этом их рациональное сочетание позволит нашей стране удерживать статус мировой державы, сохраняя собственную уникальность и уважая права других участников международных отношений.

Сохранить в закладках
СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: СИНЬ ЮЙФЭН

Статья посвящена проблеме сохранения традиционной национальной одежды народности шэ, насчитывающей тысячелетний исторический опыт и глубокое культурное наследие. В Китае уделяется особое внимание инновационному дизайну при сохранении традиционных стилей одежды. Применение современных технологий и дизайна в национальной одежде способствует диверсифицированному развитию и накоплению «культурного капитала», которое играет определенную роль в продвижении национальной культуры, развитии национальной экономики, этнотуризма и формировании современной мультикультуры.

Сохранить в закладках
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ХРОНОТОП ПОВСЕДНЕВНОСТИ (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: Селюков Сергей Александрович, ВОЛКОВА В. А.

В статье рассматривается бытие как неразрывная целостность человека и его окружающего мира. Подлинное бытие выделяется через индивидуальные переживания, представляя собой основу для экзистенциального опыта существования в мире. Отдельное внимание уделяется понятию «хронотоп», введенному российскими мыслителями М. М. Бахтиным и А. А. Ухтомским.

Хронотоп рассматривается как единство пространства и времени с определенной пространственно-временной глубиной, выражающей культурные и художественные смыслы. В контексте современной философии авторы обращаются к идеям Бахтина через призму теории хронотопа, представленной Ю. Кристевой. Структура восприятия, описанная Ухтомским, анализируется с точки зрения физиологического восприятия, выступая основой для общей бытийной структуры предвосхищения будущего состояния или события.

В общефилософском контексте хронотоп рассматривается как пространственно-временная глубина, выраженная в индивидуальных и общих аспектах бытия.

Исследование подчеркивает важность хронотопа как неотъемлемой черты сущности бытия, анализируя его в свете физических теорий относительности Эйнштейна и пространственно-временного континуума Минковского. Время и пространство рассматриваются как взаимозависимые модусы, несмотря на их относительный характер.

Таким образом, предлагается понимание хронотопа в контексте социокультурных и философских изменений.

Сохранить в закладках
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРЕ: ЭКСПЕРИМЕНТЫ И НОВАТОРСТВО (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: СВАДИ З. Я.

В статье рассматриваются тенденции современного театра, включая его музыкальные тенденции, которые становятся все более экспериментальными и новаторскими. Статья исследует ключевые особенности и инновации современного театра, прослеживая его развитие с конца XIX века по сегодняшний день.

В начале ХХ века символизм и экспрессионизм стали важными направлениями в театре, отражая социальные и культурные изменения. Символические пьесы использовали символы и метафоры для передачи идей и эмоций, в то время как экспрессионистские работы фокусировались на субъективных переживаниях персонажей. Эпический театр, возникший в XX веке, подчеркивал социальные и исторические контексты, в которых действовали персонажи.

Современный театр продолжает раздвигать границы и бросать вызов условностям, отражая постоянно меняющуюся социальную и культурную среду. Автор обсуждает использование электронной музыки, живых исполнений как способы создания уникальных звуковых миров и усиления драматического эффекта на сцене.

Такие эксперименты помогают привлечь новую аудиторию и делают постановки более запоминающимися. Статья подчеркивает важность инноваций в музыке для развития и современного театра и его популяризации.

Сохранить в закладках
МОЛОДЁЖЬ В КОНТРКУЛЬТУРНЫХ ЭКСТРЕМИСТСКИХ СООБЩЕСТВАХ (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: МАЛАХОВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ, РИМСКИЙ АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ

Актуальность исследования состоит в том, что экстремизм в настоящее время является наиболее опасным социальным явлением, специфика которого заключается в устрашении мирного населения с применением радикальных и опасных практик, выраженных в физическом и ментально-психологическом насилии.

Авторами статьи реализовано исследование молодёжного экстремизма, прежде всего сетевого кибер-экстремизма и его наиболее радикальных, деструктивных и антисистемных форм. Все они нами характеризуются как антисистемные субкультуры или контркультурные сообщества.

Мы раскрываем основные характеристики этих экстремистских, антисистемных субкультур путём философско-культурологического анализа, выявляя их роль в формировании менталитета человека в этих молодёжных сообществах. Особое внимание уделено практикам молодёжи, втянутой в сети экстремистских сообществ в виртуальном пространстве интернета и масс-медиа.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПТ "АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ" В ФИЛОСОФИИ Д. ЮМА (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: Кузнецов Андрей Владимирович

Данная статья посвящена проблемам первичной категоризации концепта «антропологический опыт» по работам Д. Юма. Следуя простому описанию устройства мира, то есть событиям, которые человеческий разум способен объединить как целое, Д. Юм верит, что все формы знания приходят из опыта: вне жизненного опыта мы должны следовать воздержанию в суждениях. В статье обосновывается отречение Юма от рационалистической позиции о существовании сверхчувственного или трансцендентного источника знаний. Автором выделяется специфика взглядов Юма и Локка по отношению к представлениям о реальности как источнику антропологического опыта.

Сохранить в закладках
АНТИГЕГЕЛЬЯНСКИЙ ПОВОРОТ В ПОСЛЕВОЕННОМ ИТАЛЬЯНСКОМ МАРКСИЗМЕ. ОПЕРАИЗМ ПРОТИВ "ФИЛОСОФИИ ПРАКТИКИ" (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: МЕЖУЕВ СТЕПАН БОРИСОВИЧ

В статье раскрывается ключевой эпистемологический разрыв в послевоенной марксистской философии в Италии, суть которого в том, что многие молодые философы-марксисты стали противопоставлять себя гегельянскому марксизму предыдущего поколения мыслителей.

Наиболее эксплицитно это противоречие проявилось в критике направления «философии практики» ( filosofia della prassi), разрабатываемое диалектическими материалистами А. Лабриолой и А. Грамши, со стороны теоретиков движения операизма (Operaismo), наиболее известными представителями которого являются М. Тронти и А. Негри.

В статье рассматривается предыстория борьбы идеалистов и материалистов в довоенной Италии, объясняются причины послевоенной нелюбви к гегельянству, а также описываются последствия этого разрыва для дальнейшей эволюции марксистского мейнстрима в Италии.

В статье автор разбирает и доказывает, что, даже изучая общество культурной индустрии и постиндустриального труда, итальянские постопераисты избегают грамшианский концепт «гегемонии», поскольку видят в нем след гегельянства, превращающий, по их мнению, марксистский анализ в метафизику «слева».

Сохранить в закладках
ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ КЛЮЧЕВЫХ ГИПОТЕЗ ГЕНЕЗИСА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЯЗЫКА (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: ГОРЮНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Данная научная статья рассматривает проблему происхождения естественного человеческого языка сквозь призму философских и антропологических исследований. В данной работе применяется диалектический подход к исследованию вопроса языкового генезиса, позволяющий рассматривать существующие противоречия в ведущих гипотезах происхождения языка как фрагменты единого процесса и неотъемлемые звенья, что даёт возможность абсорбировать и синтезировать все существующие концепции для формирования новой единой модели.

Сохранить в закладках
ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ЕДИНОЕ ИЛИ МНОГОЕ? (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: БЕЛЯЕВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ

Статья посвящена критическому рассмотрению теории «осевого времени» Карла Ясперса. Знаменитый немецкий философ отвергает цивилизационный подход к истории Шпенглера и Тойнби. На первом месте в его исторической концепции стоит определенная цель в развитии человеческого общества, к которой оно движется эволюционным путем.

В первой части статьи раскрывается понятие «осевого времени» и анализируются особенности западного мира - наиболее прогрессивного по мысли Ясперса.

Во второй части исследования показана опасность подобного подхода, который может привести к разделению культуры всего человечества на «культуру господ» и «культуру рабов». Тогда как наиболее оптимальным сценарием будущего представляется единство человечества при многообразии равноправных культур.

По нашему мнению, в основе такого равноправия должно лежать признание неповторимости и уникальности яркой палитры культур всех без исключения народов мира.

Сохранить в закладках
СОХРАНЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА КАК АКТУАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: ТАТАРИНЦЕВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ

Современные условия жизни, несомненно, влияют на идейную составляющую традиционного народного танца, его отдельные формы и взаимодействия между ними. Необходимость всецело понимать, что возврат к прошлому, к традициям и его культуре не означает его слепое копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в современный контекст с учетом новых культурных параметров, в том числе его художественно-технологических инноваций.

Традиционная культура старого и нового времени уживаются рядом, оказывают влияния друг на друга, расширяя и развивая творческие рамки русского народного танца.

Процессы, связанные с научно-исследовательской и культурной деятельности в русском традиционном танце, является сильнейшим воспитательным феноменом и оказывает огромное эмоциональное воздействие на личность.

В этой связи в современных социокультурных условиях проблема сценической интерпретации народного танца является весьма актуальной, представляет большой интерес и требует дальнейшего серьезного изучения.

Сохранить в закладках
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ, ИЛИ: КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ СОЦИУМА (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

Актуальность обращения к проблеме этнокультурной идентичности обусловлена необходимостью осмысления оснований жизненных смыслов, традиционных ценностей в эпоху стремительного распространения цифровых технологий, которые затронули практически все сферы человеческого бытия.

Целью представленного исследования является попытка осмысления явления этнокультурной идентичности в рамках психодинамического направления. Наряду с явными преимуществами, открывающимися перед человечеством в результате цифровизации социума, всё более очевидным становится и наличие определённых рисков, связанных с изменением мира жизненной культуры человека, формированием новой системы ценностей, детерминирующих мировоззрение, сознание, жизнедеятельность человека.

Зависимость молодёжи от цифровых технологий, распространяющих в том числе информацию, лишённую культурных, духовно-нравственных смыслов, не может не вызывать беспокойство и тревогу. Автор выделяет противоречие, связанное с данным вопросом: между традиционными формами взаимоотношений и обрушившейся информационной лавиной. Вот почему необходимо рассмотреть проблему этнокультурной идентичности, связанную с пониманием духовно-нравственных ценностей и основ смыслов жизни и традиций.

Методологическую основу данного исследования составляют концепции известных ученых (Фрейд; Юнг; Фромм; Мнацаканян; Игошева; Комас-Диас, Якобсен; Фахрутдинова и др.). Автор принимает во внимание значение психодинамического направления Зигмунда Фрейда как своеобразного подхода к проблемам этнокультурной идентичности. Подробно описаны теоретические подходы к исследованию проблемы этнокультурной идентичности в контексте психодинамического направления.

Обращение к своим истокам, к корням поможет сохранить саму природу человека, его идентичность, духовные основы его существования. Этнокультурная идентичность рассматривается в рамках психодинамического направления с позиций единства культурного мира человека с этнокультурой, традицией, системой, как процесс и результат освоения ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм её выражения (согласно Фрейду и Юнгу), а также через призму осознания человеком того, что он является частью общей культуры и общности как целостной структуры, занимая в ней определённое положение, и обретя тем самым ощущение безопасности и стабильности (согласно Фромму).

Как отмечено автором, этнокультурная идентичность - это результат осознания человеком его объективных отношений с миром. Будучи осознанными, эти связи вплетаются в концепцию личности, в общую систему ценностных ориентаций и жизненных смыслов человека.

Автор приходит к заключению, что под этнокультурной идентичностью подразумевают самоидентификацию и самоопределение человека, осознание своей принадлежности к этнической общности, осознание значимости культурного наследия. В целом, это результат осознания человеком своей этнической культуры, в основе которого лежат средства эмоционально-психического воздействия на личность, сознание, инстинкты, чувства, восприятия и ощущения.

Сохранить в закладках
МЕХАНИЧЕСКИЕ "ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ЖИВОТНЫЕ": СТИРАНИЕ ГРАНИЦ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ, ЖИВОТНЫМ И МАШИНОЙ (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: ГРИГОРЬЕВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Данное исследование подготовлено в продолжение работы по феноменологическому раскрытию эволюции взаимоотношений между человеком и природой и обращено к изменениям, вызванным появлением сложных технических устройств.

Погружение в проблему через сближение элементов этого треугольника с учетом того, как каждый из них влияет на два других, позволит ответить на вопрос, когда их взаимопроникновение становится разрушительным и наносит урон.

В результате, на основе анализа концепций Маршалла Маклюэна о воздействии скорости метаморфоз среды на человека, Эрнста Каппа о морфологическом соответствии технических объектов человеческим органам, Видаля де ла Блаша об эволюции транспорта, и Глена Мазиса о поиске сходств в противопоставление отличиям, можно заключить, что попытки человека по обустройству безопасного образа существования за счет пленения дикой природы, колонизации пространства и создания своего рода «постмодернистских животных» в виде машин, запрограммированных на беспрекословное выполнение разных по сложности задач, обречены на провал в случае отсутствия заботы и понимания того, как правильно распорядиться властью, полученной над ними.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →