Архив статей журнала

КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА РОССИИ (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

В статье исследуется взаимосвязь таких категорий, как национальный менталитет и культура. Основной акцент делается на поиске культурных аспектов защиты национального менталитета российского государства.

Ключевым способом такой защиты является обеспечение преемственности поколений с помощью сохранения культурных традиций, обычаев, языка, религиозных ценностей, истории, произведений искусства и литературы.

При этом в статье подчеркивается, что защита национального менталитета не должна строиться на зацикленности или перегибах, приводящих к изоляционизму и агрессивному национализму. Для современной России становится актуальным ориентация на собственные культурно-ментальные особенности в условиях усиливающейся глобализации.

При этом их рациональное сочетание позволит нашей стране удерживать статус мировой державы, сохраняя собственную уникальность и уважая права других участников международных отношений.

Сохранить в закладках
ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ, ИЛИ: КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ СОЦИУМА (2024)
Выпуск: № 1 (41) (2024)
Авторы: КОВАЛЕВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ

Актуальность обращения к проблеме этнокультурной идентичности обусловлена необходимостью осмысления оснований жизненных смыслов, традиционных ценностей в эпоху стремительного распространения цифровых технологий, которые затронули практически все сферы человеческого бытия.

Целью представленного исследования является попытка осмысления явления этнокультурной идентичности в рамках психодинамического направления. Наряду с явными преимуществами, открывающимися перед человечеством в результате цифровизации социума, всё более очевидным становится и наличие определённых рисков, связанных с изменением мира жизненной культуры человека, формированием новой системы ценностей, детерминирующих мировоззрение, сознание, жизнедеятельность человека.

Зависимость молодёжи от цифровых технологий, распространяющих в том числе информацию, лишённую культурных, духовно-нравственных смыслов, не может не вызывать беспокойство и тревогу. Автор выделяет противоречие, связанное с данным вопросом: между традиционными формами взаимоотношений и обрушившейся информационной лавиной. Вот почему необходимо рассмотреть проблему этнокультурной идентичности, связанную с пониманием духовно-нравственных ценностей и основ смыслов жизни и традиций.

Методологическую основу данного исследования составляют концепции известных ученых (Фрейд; Юнг; Фромм; Мнацаканян; Игошева; Комас-Диас, Якобсен; Фахрутдинова и др.). Автор принимает во внимание значение психодинамического направления Зигмунда Фрейда как своеобразного подхода к проблемам этнокультурной идентичности. Подробно описаны теоретические подходы к исследованию проблемы этнокультурной идентичности в контексте психодинамического направления.

Обращение к своим истокам, к корням поможет сохранить саму природу человека, его идентичность, духовные основы его существования. Этнокультурная идентичность рассматривается в рамках психодинамического направления с позиций единства культурного мира человека с этнокультурой, традицией, системой, как процесс и результат освоения ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм её выражения (согласно Фрейду и Юнгу), а также через призму осознания человеком того, что он является частью общей культуры и общности как целостной структуры, занимая в ней определённое положение, и обретя тем самым ощущение безопасности и стабильности (согласно Фромму).

Как отмечено автором, этнокультурная идентичность - это результат осознания человеком его объективных отношений с миром. Будучи осознанными, эти связи вплетаются в концепцию личности, в общую систему ценностных ориентаций и жизненных смыслов человека.

Автор приходит к заключению, что под этнокультурной идентичностью подразумевают самоидентификацию и самоопределение человека, осознание своей принадлежности к этнической общности, осознание значимости культурного наследия. В целом, это результат осознания человеком своей этнической культуры, в основе которого лежат средства эмоционально-психического воздействия на личность, сознание, инстинкты, чувства, восприятия и ощущения.

Сохранить в закладках