Архив статей журнала

М. К. ПЕТРОВ О ГЛАВНОМ ФАКТОРЕ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: Даренский Виталий Юрьевич

В статье рассматривается концепция М. К. Петрова об источнике развития античной культуры, в частности, парадоксальная идея пирата как «человека-государства» и универсальной личности, заново выстраивающей социальный порядок и создающей новый тип антропоцентрической культуры.

Прояснена внутренняя логика этой концепции и вскрыт современный культурный и идейный контекст, который способствовал возникновению этой концепции M. К. Петрова.

Показано, что концепция «пиратского» происхождения «греческого чуда» отвечает всем критериям научной обоснованности, которые включают в себя и возможность использования эвристичных научных метафор.

Сохранить в закладках
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛГОРОДЧИНЫ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: ТИТОВА ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА, Титова Елизавета Александровна

В статье идет речь о принципах, которые присутствуют в развитии региональной экономики Белгородчины. Белгород и районы Белгородской области, оказавшиеся в силу географического положения у самых рубежей проведения специальной военной операции, в сложных условиях продолжают жить, развиваться и улучшать экономические показатели региона.

Значимой эстетической составляющей региональной экономики являются проведенные по инициативе губернатора мероприятия, которые стали не только экономически выгодными, но и доставившими эстетическое наслаждение горожанам. Именно о них идет речь в данной статье.

Проведение городских мероприятий позволяет в условиях информационной войны, сопутствующей масштабным военным действиям на территории сопредельного государства, оставаться нашему региону одним из красивейших и замечательных мест России.

Цель написания данной статьи - обозначение ключевых моментов, связанных с эстетическим восприятием мер, направленных на развитие региональной экономики, поддерживающих позитивные тенденции, так необходимые белгородцам.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ: НА ПРИМЕРЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ СЛУЖЕНИЕМ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: МИХАЙЛОВА АЛЛА ГРИГОРЬЕВНА

Система ценностей, включая духовно-нравственную культуру человека, позволяет личности успешно адаптироваться в социуме. Как метод обучения и организации образовательных программ представлена модель обучения служением, основные направления социального служения.

Представлена модель обучения служением и основные направления социального служения как метода обучения и организации образовательных программ. Она рекомендована Министерством Просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для внедрения в образовательных организациях.

Описаны этапы применения модели обучения служением с целью развития духовно-нравственной культуры студентов. Целевыми установками организации служения являются личностные потребности, общественный и государственный заказ.

Отмечено, что ценность модели обучения служением заключается в разрешении противоречия между негативными явлениями общества и задачами образовательных организаций по развитию духовно-нравственного сознания молодёжи.

Авторы предлагают внеклассную деятельность по разработке, планированию и реализации социальных проектов, направленных на сохранение и передачу знаний о событиях Великой Отечественной войны с целью духовно-нравственного воспитания.

Реализация модели обучения служением достигается за счет: включения в образовательный процесс элементов, мотивирующих студентов осуществлять по собственному выбору практические действия, способствующие изучению духовно-нравственных ценностей, истории и культуры; проведения мероприятий, направленных на формирование аксиологического потенциала личности (конференции, беседы, экскурсии, субботники и т. п.) и публикации результатов исследований в материалах конференции.

Мы рекомендуем проводить патриотическую конференцию на базе музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» и публиковать результаты исследований студентов. Модель сочетает в себе учебную программу с социальной значимой деятельностью; инструмент, помогающий нести гражданскую социальную ответственность перед обществом. Модель обучения служением уже внедрена в вузы с сентября 2023 года в соответствии с перечнем поручений президента. Она предполагает непосредственное участие студентов в решении социальных проблем. Авторы подчеркивают, что принцип служения должен быть внедрен во все учебные предметы. В заключении описаны планируемые результаты реализации модели обучения служением в рамках решения вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи. Количественными результатами реализации модели должно стать увеличение числа участников патриотических мероприятий, в том числе из новых регионов. Качественными результатами являются следующие: рост продуктивности исследовательской деятельности студентов в области истории, их устойчивая жизненная позиция. Ясно, что создание условий для развития духовно-нравственного сознания молодежи гарантирует продуктивность формирования ценностного потенциала личности.

Сохранить в закладках
К ПРОБЛЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ МИССИИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: Маслакова Анастасия Валерьевна

В рамках поиска эффективных средств развития современного Российского общества, нивелирования остроты социальных проблем сегодня все чаще обращаются к социальной миссии, явлению социального служения, как виду деятельности Русской Православной Церкви. Социальное служение не является государственной практикой, и не претендует на замену социальной работы на государственных началах. Однако доказано, что мероприятия социального служения не только помогают в решении конкретных проблем отдельных людей, но и способствуют социальному и духовному благополучию общества в целом. Выявлены конкретные деяния социальной миссии Русской Православной Церкви, наиболее актуальные на современном этапе.

Сохранить в закладках
ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ЭКСТРЕМИЗМА В ПЕРСПЕКТИВЕ КАТЕГОРИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: МАЛАХОВ АЛЕКСАНДР ГЕННАДЬЕВИЧ

Цель исследования, предложенного в сообщении - экспликация онтологических смыслов и значений концепта «экстремизм».

Методом выступает феноменологическая этимология и диалектика в интерпретации феномена экстремизма в культурно-исторической ситуации древней Греции. Новый результат связан с преодолением традиционной категориальной привязке «экстремизма» к «мере» и её количественно-качественным характеристикам.

Действительно, экстремизм всегда есть «разрушение меры», «чрезмерность», «безмерность» и т. п.

Однако показано, что категория меры в авторском осмыслении выходит из традиционного «количественно-качественного» пространства и явно пересекается с другими диалектическими категориями и понятиями.

Сохранить в закладках
ИННОВАТИКА В КОНТЕКСТЕ БИНАРНОСТИ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: ЖУКАЙ ВАН, КАЛИНИНА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА, ПЭНТАО ЯН

В статье анализируется смысловое пространство молодежной инноватики в российском культурном дискурсе. В русле проблемы «поколенческого разрыва» дается конструктивно-критическая оценка неоднозначной роли масс-медийных технологий, манипулирующих «net-мышлением» интернет-пользователей и создающих сетевые образы иллюзорной реальности.

Доказывается, что эти факторы не способствуют позитивной динамике молодежной инновационной деятельности, раскрытию ее культурных смыслов; а напротив, они уводят молодежь в иллюзорные виртуальные миры, тиражирующие разного рода симулякры.

В этой связи одном из вариантов обосновывается необходимость формирования образовательно-инновационной культуры, уровень которой авторы статьи связывают с воспитанием новой генерации педагогического корпуса и с применением системной методологии, комплексного подхода в трактовке и понимании горизонтов инноватики, синтезирующих отечественный и западный опыт.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ИСКУССТВО НАРОДНОГО ПЕНИЯ": МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: ЖИРОВ МИХАИЛ СЕМЁНОВИЧ, КУДЫМОВА О. Н., НИКИШЁВА А. М.

Цель статьи - раскрыть основные методы и подходы в формировании исполнительского мастерства обучающихся в условиях новой певческой парадигмы народно-певческого образования.

Авторы рассматривают заявленную проблему сквозь призму основных ее компонентов: технологическая, художественно-творческая, социально-психологическая, привлекая обширный объем искусствоведческой, музыкально-педагогической, психолого-педагогической и культурологической литературы.

Учитывая деструктивные вызовы времени, авторы акцентируют внимание на формировании профессионально-личностных качеств обучающихся, способных и готовых осуществлять все виды будущей профессиональной деятельности - музыкально-исполнительскую, хормейстерскую, педагогическую.

Показателями профессионализма обучающихся выступает уровень и качество владения педагогическими и творческими технологиями в этих видах деятельности.

Поэтому исполнительское мастерство обучающихся исследуется в контексте структурных компонентов: профессиональных мотивов, потребностей, отношений, что даёт возможность моделировать профессионально-творческую и личностно-ориентированную направленность образовательного процесса.

Сохранить в закладках
ИНФОРМАЦИОННАЯ НАВИГАЦИЯ КНИЖНОГО РЫНКА (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: ФОМИНА АННА АНАТОЛЬЕВНА

Статья посвящена проблеме формирования информационного обеспечения книжного рынка. Основная задача исследования - анализ факторов, влияющих на доступность информации о продуктах книжного рынка.

Дано сравнение информационного обеспечения в условиях плановой экономики и рыночных условиях.

Проанализировано воздействие информационных технологий на обеспечение доступности информации.

Представлены современные формы информирования в условиях конкуренции, с учетом опыта западных стран.

Охарактеризована востребованность вторичной информации нормативно-регулирующего и рекомендательного характера. Работа будет полезна при изучении книготорговой библиографии.

Сохранить в закладках
КОНСТАНТИН ПЕТРОВИЧ ПОБЕДОНОСЦЕВ КАК ЮРИСТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КОНСЕРВАТОР (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: ЯРОВОЙ А. Н., ЯРОВОЙ МАКАРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Цель статьи - реализовать анализ философской и административной деятельности К. П. Победоносцева в сопряжении с его жизненной позицией, как обер-прокурора Святейшего Синода, государственного деятеля и гражданина. Сложность исследования состоит в том, что К. П. Победоносцев был противоречивой исторической фигурой, часто критикуемой современниками либерального и социалистического толка. Он до сих пор остаётся недооцененным в своей творческой - научной и практической - деятельности. Рассмотрено его влияние на законодательство Российской империи, преобразования в Святейшем Синоде. Особое внимание уделено его отношению к реформам и общественным свободам начала XX столетия.

Сохранить в закладках
ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ГРУЗИИ: МЕЖДУ КОНКОРДАТОМ И СЕКУЛЯРИЗМОМ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: ДОЛИН ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ

В статье охарактеризованы четыре этапа эволюции государственно-конфессиональных отношений в Грузии: доконституционный, доконкордатный, конкордатный и конкордатно-либеральный.

Основанием выделения этапов выступают три принципиальных изменения законодательства Грузии: принятие конституции в 1995 году, заключение конституционного конкордата с Грузинской Православной Церковью в 2002 году и либерализация государственно-конфессиональных отношений в Гражданском кодексе в 2011 году.

Реализованное в Грузии сочетание принципов секуляризма и секулярности с преобладанием последнего формирует разнонаправленную и потенциально конфликтогенную траекторию эволюции государственно-конфессиональных отношений.

Сохранить в закладках
ПРАВОСЛАВНАЯ ИДЕЯ БОГОПОДОБИЯ ЧЕЛОВЕКА: СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: ПОПОВ АНТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ, ЛИПИЧ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Идея богоподобия человека, представляя собой одну из фундаментальных идей православного вероучения, лежит в основе понимания истинного человеческого предназначения и совершенства.

Опираясь на богатейший вероучительный и богословский опыт, она находит свое воплощение в догматических и духовно-психологических аспектах восточно-христианской традиции, раскрывая сущность человеческой природы во всем многообразии различных богословских подходов.

Столь характерная для богословского опыта специфика находит свое отражение и в русской религиозно-философской рефлексии, когда антропологическая проблематика идеи богоподобия человека синтезировала в себе различные концептуальные направления познания о человеке, став предметом философских, социально-гуманитарных, религиоведческих и культурологических исследований. Сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека раскрывает основные богословские представления о спасении человека.

Соответственно, предметом настоящего исследования является сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции.

Методология исследования заключается в философско-антропологическом анализе развития сотериологического аспекта идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции.

В ходе проведенного анализа доказано, что сотериологическое содержание идеи богоподобия человека лежит в основе целостно-органического понимания православной идеи богоподобия человека.

Сохранить в закладках
ГНОСЕОЛОГИЯ МАШИННОГО ОБУЧЕНИЯ СИЛЬНОГО ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (2024)
Выпуск: № 2 (42) (2024)
Авторы: Чибисов Олег Николаевич

В статье рассмотрены основные принципы машинного обучения, проведён их сравнительный анализ с человеческим познанием. Проанализированы идеи, лежащие в основе создания сильного искусственного интеллекта (ИИ). Обоснованы замечания к действующим идеям машинного обучения в вопросе создания сильного ИИ: приравнивание работы головного мозга человека к интеллекту; предустановление искусственному интеллекту априорных форм обработки информации; отсутствие подхода к машинному обучению связанное с принципом активного отражения противоречивой действительности. Исходя из замечаний, предложены идеи машинного обучения для решения проблемы создания сильного ИИ.

Сохранить в закладках
← назад вперёд →