Актуальность исследования состоит в том, что экстремизм в настоящее время является наиболее опасным социальным явлением, специфика которого заключается в устрашении мирного населения с применением радикальных и опасных практик, выраженных в физическом и ментально-психологическом насилии.
Авторами статьи реализовано исследование молодёжного экстремизма, прежде всего сетевого кибер-экстремизма и его наиболее радикальных, деструктивных и антисистемных форм. Все они нами характеризуются как антисистемные субкультуры или контркультурные сообщества.
Мы раскрываем основные характеристики этих экстремистских, антисистемных субкультур путём философско-культурологического анализа, выявляя их роль в формировании менталитета человека в этих молодёжных сообществах. Особое внимание уделено практикам молодёжи, втянутой в сети экстремистских сообществ в виртуальном пространстве интернета и масс-медиа.
Идентификаторы и классификаторы
В современном мире экстремизм тесно связан с экономической, политической, религиозной и социальной сферами. Для выявления причин экстремизма, а также для разработки мер по противодействию данного негативного социального явлениям и необходимо постоянно проводить исследования, в том числе с пристальным вниманием к его новым формам и проявлениям. Это объясняется тем, что в последнее время проблема экстремизма – актуальная не только для России, но и для всего международного сообщества, так как действия экстремистских организаций затрагивают самые важные, экзистенциальные ценности человека – нравственные и духовные, семейные и социальные, правовые и политическое (основные права и свободы человека, саму его жизнь).
Список литературы
1. Гирьятович, Д. В. Молодежная субкультура “А.У.Е”. / Д. В. Гирьятович // Социология сегодня. Сборник научных статей: материалы межвузовского круглого стола / отв. ред. О. П. Грибунов. - Иркутск: Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2018. - С. 44-46.
2. Малахов, А. Г. Культурно-исторические практики экстремизма / А. Г. Малахов, А. В. Римский // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2023. - Т. 48, № 1. - С. 137-146. EDN: GKASWV
3. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. - URL: https://мвд.рф (дата обращения: 14.11.2023).
4. Полякова, А. Е. Особенности развития и истоки криминальной субкультуры “АУЕ” / А.Е. Полякова, Н.С. Рябков // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. - 2018. - № 10. - С. 397-401. EDN: XPCMPJ
5. Римский, А. В. Криминальная субкультура “арестантское уголовное единство”: философско-культурологический анализ / А. В. Римский // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. - 2023. - Т. 16, № 4. - С. 245-253. EDN: OYDFBS
6. Римский, В. П. “Разрушение вместе” или О специфике экстремистских сообществ / В. П. Римский, А. В. Римский // Nomothetika: Философия. Социология. Право. - 2021. - Т. 46, № 3. - С. 489-498. EDN: EPCSYO
7. Сорока, В. Г. Влияние АУЕ на формирование личности несовершеннолетнего // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации: материалы Межвузовской научной студенческой конференции, посвященной 100-летию Иркутского государственного университета / В. Г. Сорока. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2018. - С. 32-33. EDN: VSXAWC
8. Татаринцев, А. Н. Оценка предрасположенности личности к противоправному поведению и экстремизму и организация индивидуальной профилактической работы / А. Н. Татаринцев // Противодействие идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде: сборник статей. - Москва: МГИМО-Университет, 2018. - С. 115.
9. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 28.12.2022) “О противодействии экстремистской деятельности” // Собрание законодательства РФ. - 29.07.2002, № 30, ст. 3031.
10. Хасуев, А. Э. Молодежная субкультура “АУЕ” в России / А. Э. Хасуев // Вестник современных исследований. - 2018. - № 10.6 (25). - С. 83-85. EDN: YOJZWH
11. Шуняева, В. А. Молодежная криминальная субкультура как фактор становления личности несовершеннолетнего преступника / В. А. Шуняева // Социально-политические науки. - 2020. - Т. 10, № 3. - С. 177-180. EDN: SYOFRP
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье исследуется взаимосвязь таких категорий, как национальный менталитет и культура. Основной акцент делается на поиске культурных аспектов защиты национального менталитета российского государства.
Ключевым способом такой защиты является обеспечение преемственности поколений с помощью сохранения культурных традиций, обычаев, языка, религиозных ценностей, истории, произведений искусства и литературы.
При этом в статье подчеркивается, что защита национального менталитета не должна строиться на зацикленности или перегибах, приводящих к изоляционизму и агрессивному национализму. Для современной России становится актуальным ориентация на собственные культурно-ментальные особенности в условиях усиливающейся глобализации.
При этом их рациональное сочетание позволит нашей стране удерживать статус мировой державы, сохраняя собственную уникальность и уважая права других участников международных отношений.
Статья посвящена проблеме сохранения традиционной национальной одежды народности шэ, насчитывающей тысячелетний исторический опыт и глубокое культурное наследие. В Китае уделяется особое внимание инновационному дизайну при сохранении традиционных стилей одежды. Применение современных технологий и дизайна в национальной одежде способствует диверсифицированному развитию и накоплению «культурного капитала», которое играет определенную роль в продвижении национальной культуры, развитии национальной экономики, этнотуризма и формировании современной мультикультуры.
В статье рассматривается бытие как неразрывная целостность человека и его окружающего мира. Подлинное бытие выделяется через индивидуальные переживания, представляя собой основу для экзистенциального опыта существования в мире. Отдельное внимание уделяется понятию «хронотоп», введенному российскими мыслителями М. М. Бахтиным и А. А. Ухтомским.
Хронотоп рассматривается как единство пространства и времени с определенной пространственно-временной глубиной, выражающей культурные и художественные смыслы. В контексте современной философии авторы обращаются к идеям Бахтина через призму теории хронотопа, представленной Ю. Кристевой. Структура восприятия, описанная Ухтомским, анализируется с точки зрения физиологического восприятия, выступая основой для общей бытийной структуры предвосхищения будущего состояния или события.
В общефилософском контексте хронотоп рассматривается как пространственно-временная глубина, выраженная в индивидуальных и общих аспектах бытия.
Исследование подчеркивает важность хронотопа как неотъемлемой черты сущности бытия, анализируя его в свете физических теорий относительности Эйнштейна и пространственно-временного континуума Минковского. Время и пространство рассматриваются как взаимозависимые модусы, несмотря на их относительный характер.
Таким образом, предлагается понимание хронотопа в контексте социокультурных и философских изменений.
В статье рассматриваются тенденции современного театра, включая его музыкальные тенденции, которые становятся все более экспериментальными и новаторскими. Статья исследует ключевые особенности и инновации современного театра, прослеживая его развитие с конца XIX века по сегодняшний день.
В начале ХХ века символизм и экспрессионизм стали важными направлениями в театре, отражая социальные и культурные изменения. Символические пьесы использовали символы и метафоры для передачи идей и эмоций, в то время как экспрессионистские работы фокусировались на субъективных переживаниях персонажей. Эпический театр, возникший в XX веке, подчеркивал социальные и исторические контексты, в которых действовали персонажи.
Современный театр продолжает раздвигать границы и бросать вызов условностям, отражая постоянно меняющуюся социальную и культурную среду. Автор обсуждает использование электронной музыки, живых исполнений как способы создания уникальных звуковых миров и усиления драматического эффекта на сцене.
Такие эксперименты помогают привлечь новую аудиторию и делают постановки более запоминающимися. Статья подчеркивает важность инноваций в музыке для развития и современного театра и его популяризации.
Данная статья посвящена проблемам первичной категоризации концепта «антропологический опыт» по работам Д. Юма. Следуя простому описанию устройства мира, то есть событиям, которые человеческий разум способен объединить как целое, Д. Юм верит, что все формы знания приходят из опыта: вне жизненного опыта мы должны следовать воздержанию в суждениях. В статье обосновывается отречение Юма от рационалистической позиции о существовании сверхчувственного или трансцендентного источника знаний. Автором выделяется специфика взглядов Юма и Локка по отношению к представлениям о реальности как источнику антропологического опыта.
В статье рассмотрены социологические и культурологические компоненты моды и стиля с целью определения механизмов ее функционирования в современном обществе для расширения творческих возможностей дизайнеров одежды. С помощью аналитического, сравнительно-литературного методов в проектировании исследованы принципы использования знаково-символических элементов в костюме и определение основных средств интерпретации знаковой символики в современном проектировании модных форм костюма. Полученные результаты в определении комплексного характера элементов моды, целесообразно использовать в подходах к формированию знаковой символики дизайн-проектирования костюма.
Актуальность статьи, представленной широкому кругу читателей, связана с растущим запросом общества на формирование и развитие творческой личности в России.
В статье идет речь о музыкальном воспитании, которое оказывает значительное влияние на процесс формирования творческой личности. Музыкальное воспитание, которое обеспечивает формирование музыкального вкуса и приобщает к ценностям мировой музыкальной культуры, во все времена являлось бесценным источником творчества.
Возможность через «собственноручный опыт» прикоснуться к музыке предоставляет уникальные перспективы для развития личностного потенциала ребенка, наполняет жизненной силой подростка, ищущего свое место в жизни, и является духовными скрепами для взрослого человека, «отдушиной», позволяющей не погрязнуть в рутине повседневной жизни.
В статье идет речь о роли музыкального воспитания, получение которого сопровождает человека на протяжении всей его жизни и делает ее насыщенной яркими красками, энергией творчества, созидания и позитива.
Авторы статьи, акцентируя внимание на многокомпонентности социальной компетентности, в частности, на мотивационно-ценностном, мотивационно-личностном, эмоциональном и коммуникативном аспектах, рассматривают волонтерство или добровольческую деятельность как существенный фактор успешного формирования социальной позиции ориентированной на развитие гражданской активности как составляющей части социальной компетентности. Подчеркнута значимость социального сознания личности, лежащая в основе организации волонтерской деятельности с ориентацией на социальную перспективу, самосовершенствование, личностный и гражданский рост в целом.
Данная статья посвящена изучению проблемы влияния искусственного интеллекта на формирование религиозной идентичности личности начала XXI века.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что искусственный интеллект стал обладать огромным влиянием на множество сфер жизнедеятельности человека: от производства и медицины, до финансовой сферы, культуры и образования. В том числе, искусственный интеллект постепенно начинает оказывать воздействие на религиозную сферу и на формирование идентичности.
Основную методологическую базу данного исследования составляют общенаучные методы исследования: анализа, сравнения, синтеза. Также в исследовании использовались методы обобщения и теоретического анализа информации по установленной теме исследования.
В данной работе, для понимания актуальности указанной темой проблемы, были проанализированы термины «идентичность» и «религиозная идентичность».
В основной части работы автор указывает, что формирование идентичности и религиозной идентичности, в частности, является сложным процессом, который может быть результатом взаимодействия многих факторов, которые перечислены в данном исследовании.
В качестве заключения было установлено, что существенных отличий в понимании искусственным интеллектом идентичности и религиозной идентичности от трудов отечественных и зарубежных исследователей в настоящий момент не выявлено, так как в 2023 году современные нейросети, такие как «ChatGPT», формулирует ответы, используя уже имеющие материалы, на основе баз данных, справочных источников и загруженных в интернет-ресурсы научно-исследовательских работ.
Сегодня влияние ИИ на формирование религиозной идентичности личности является не только разносторонней, но и неоднозначной и зависит от множества факторов.
Поэтому его влияние - все ещё предмет исследования, и необходима упорная работа, чтобы полностью понять все последствия и его воздействие на религиозную идентичность личности.
В статье даётся оценка роли модельного подхода в интеллектуальной культуре человечества, приводится краткое описание принципа многомодельности, перечисляются причины его проявления.
Отмечается, что главной причиной служит объективная многоликость рассматриваемых феноменов, приводящая к многообразию их представлений, требующая их многостороннего анализа, что и приводит к их многомодельности.
Разбираются проявления многомодельности в основных формах предвидения (прогнозировании, целеполагании, планировании, включая проектирование и программирование, при выдвижении гипотез.
В заключение делается вывод о целесообразности использования ранее обоснованного автором конфигурационного подхода, позволяющего поставить многосторонний анализ объектов на конструктивную основу, что позволит организовать комплексное многомодельное отражение явлений реальности в будущем.
Статья посвящена знакомству российского читателя с творчеством польского философа Марека Яна Щемека. Дан краткий обзор основных тем его творчества и существующих переводов на русский язык.
Показана необходимость существующей потребности обращения к наследию представителя польской теоретической мысли, которая представлена в статье через анализ проблемы времени.
Рассмотрена рецепция взглядов Щемека в российском теоретическом сообществе в контексте близости разрабатываемой им проблематики с творчеством Эвальда Васильевича Ильенкова.
Важным представляется сравнить гносеологические подходы обоих мыслителей к решению стоявших перед ними задач и показать актуальность этих задач и способов мышления относительно нашего времени, а также выявить в качестве закономерных следствий моменты тождества и различия в социально-политических позициях Ильенкова и Щемека.
В статье раскрывается ключевой эпистемологический разрыв в послевоенной марксистской философии в Италии, суть которого в том, что многие молодые философы-марксисты стали противопоставлять себя гегельянскому марксизму предыдущего поколения мыслителей.
Наиболее эксплицитно это противоречие проявилось в критике направления «философии практики» ( filosofia della prassi), разрабатываемое диалектическими материалистами А. Лабриолой и А. Грамши, со стороны теоретиков движения операизма (Operaismo), наиболее известными представителями которого являются М. Тронти и А. Негри.
В статье рассматривается предыстория борьбы идеалистов и материалистов в довоенной Италии, объясняются причины послевоенной нелюбви к гегельянству, а также описываются последствия этого разрыва для дальнейшей эволюции марксистского мейнстрима в Италии.
В статье автор разбирает и доказывает, что, даже изучая общество культурной индустрии и постиндустриального труда, итальянские постопераисты избегают грамшианский концепт «гегемонии», поскольку видят в нем след гегельянства, превращающий, по их мнению, марксистский анализ в метафизику «слева».
Целью статьи является исследование взаимозависимости философско-антропологического контента свободы личности и образа будущего на примере Неоевразийской школы России и школы Неолиберализма во Франции. Научная новизна состоит в изучении баланса предлагаемых образов будущего и осознанности свобод индивида. Результаты исследования сделаны на основе анализа влияния глобализации на представления о культуре и феномене свобод отдельного индивида; изучения динамики диалога философских школ России и Франции; выделении знаковых фигур как выразителей современных трендов мировой философской мысли Запада и Востока.
Данная научная статья рассматривает проблему происхождения естественного человеческого языка сквозь призму философских и антропологических исследований. В данной работе применяется диалектический подход к исследованию вопроса языкового генезиса, позволяющий рассматривать существующие противоречия в ведущих гипотезах происхождения языка как фрагменты единого процесса и неотъемлемые звенья, что даёт возможность абсорбировать и синтезировать все существующие концепции для формирования новой единой модели.
Статья посвящена критическому рассмотрению теории «осевого времени» Карла Ясперса. Знаменитый немецкий философ отвергает цивилизационный подход к истории Шпенглера и Тойнби. На первом месте в его исторической концепции стоит определенная цель в развитии человеческого общества, к которой оно движется эволюционным путем.
В первой части статьи раскрывается понятие «осевого времени» и анализируются особенности западного мира - наиболее прогрессивного по мысли Ясперса.
Во второй части исследования показана опасность подобного подхода, который может привести к разделению культуры всего человечества на «культуру господ» и «культуру рабов». Тогда как наиболее оптимальным сценарием будущего представляется единство человечества при многообразии равноправных культур.
По нашему мнению, в основе такого равноправия должно лежать признание неповторимости и уникальности яркой палитры культур всех без исключения народов мира.
Современные условия жизни, несомненно, влияют на идейную составляющую традиционного народного танца, его отдельные формы и взаимодействия между ними. Необходимость всецело понимать, что возврат к прошлому, к традициям и его культуре не означает его слепое копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в современный контекст с учетом новых культурных параметров, в том числе его художественно-технологических инноваций.
Традиционная культура старого и нового времени уживаются рядом, оказывают влияния друг на друга, расширяя и развивая творческие рамки русского народного танца.
Процессы, связанные с научно-исследовательской и культурной деятельности в русском традиционном танце, является сильнейшим воспитательным феноменом и оказывает огромное эмоциональное воздействие на личность.
В этой связи в современных социокультурных условиях проблема сценической интерпретации народного танца является весьма актуальной, представляет большой интерес и требует дальнейшего серьезного изучения.
Статья посвящена выявлению коммуникативного потенциала тембра, который автор рассматривает с традиционных музыковедческих позиций как характерную «окраску» звучания музыкального инструмента или певческого голоса.
Отсутствие в отечественном и зарубежном музыкознании системных исследований этом направлении обусловливает актуальность настоящей работы.
В качестве методологической основы аналитических размышлений избран семиотический подход, конкретизирующийся в определении музыкального знака В. В. Медушевского.
Принципиально важным для выявления знаковых свойств художественного тембра становится отделение собственно звукового начала музыки от интонационного и композиционно-логического (Е. В. Назайкинский).
В результате исследования автор приходит к выводам о том, что тембр музыкального инструмента или певческого голоса - это не только эстетический феномен, который обусловливает художественную выразительность музыкального звука.
Принимая участие в процессах формирования, хранения и воссоздания звуковой семантики в музыкальных текстах, тембр является понятным для всех акустическим кодом, знаком, обеспечивающим успешность музыкальной коммуникации.
Актуальность обращения к проблеме этнокультурной идентичности обусловлена необходимостью осмысления оснований жизненных смыслов, традиционных ценностей в эпоху стремительного распространения цифровых технологий, которые затронули практически все сферы человеческого бытия.
Целью представленного исследования является попытка осмысления явления этнокультурной идентичности в рамках психодинамического направления. Наряду с явными преимуществами, открывающимися перед человечеством в результате цифровизации социума, всё более очевидным становится и наличие определённых рисков, связанных с изменением мира жизненной культуры человека, формированием новой системы ценностей, детерминирующих мировоззрение, сознание, жизнедеятельность человека.
Зависимость молодёжи от цифровых технологий, распространяющих в том числе информацию, лишённую культурных, духовно-нравственных смыслов, не может не вызывать беспокойство и тревогу. Автор выделяет противоречие, связанное с данным вопросом: между традиционными формами взаимоотношений и обрушившейся информационной лавиной. Вот почему необходимо рассмотреть проблему этнокультурной идентичности, связанную с пониманием духовно-нравственных ценностей и основ смыслов жизни и традиций.
Методологическую основу данного исследования составляют концепции известных ученых (Фрейд; Юнг; Фромм; Мнацаканян; Игошева; Комас-Диас, Якобсен; Фахрутдинова и др.). Автор принимает во внимание значение психодинамического направления Зигмунда Фрейда как своеобразного подхода к проблемам этнокультурной идентичности. Подробно описаны теоретические подходы к исследованию проблемы этнокультурной идентичности в контексте психодинамического направления.
Обращение к своим истокам, к корням поможет сохранить саму природу человека, его идентичность, духовные основы его существования. Этнокультурная идентичность рассматривается в рамках психодинамического направления с позиций единства культурного мира человека с этнокультурой, традицией, системой, как процесс и результат освоения ценностей, норм, содержательного ядра данной культуры и форм её выражения (согласно Фрейду и Юнгу), а также через призму осознания человеком того, что он является частью общей культуры и общности как целостной структуры, занимая в ней определённое положение, и обретя тем самым ощущение безопасности и стабильности (согласно Фромму).
Как отмечено автором, этнокультурная идентичность - это результат осознания человеком его объективных отношений с миром. Будучи осознанными, эти связи вплетаются в концепцию личности, в общую систему ценностных ориентаций и жизненных смыслов человека.
Автор приходит к заключению, что под этнокультурной идентичностью подразумевают самоидентификацию и самоопределение человека, осознание своей принадлежности к этнической общности, осознание значимости культурного наследия. В целом, это результат осознания человеком своей этнической культуры, в основе которого лежат средства эмоционально-психического воздействия на личность, сознание, инстинкты, чувства, восприятия и ощущения.
Данное исследование подготовлено в продолжение работы по феноменологическому раскрытию эволюции взаимоотношений между человеком и природой и обращено к изменениям, вызванным появлением сложных технических устройств.
Погружение в проблему через сближение элементов этого треугольника с учетом того, как каждый из них влияет на два других, позволит ответить на вопрос, когда их взаимопроникновение становится разрушительным и наносит урон.
В результате, на основе анализа концепций Маршалла Маклюэна о воздействии скорости метаморфоз среды на человека, Эрнста Каппа о морфологическом соответствии технических объектов человеческим органам, Видаля де ла Блаша об эволюции транспорта, и Глена Мазиса о поиске сходств в противопоставление отличиям, можно заключить, что попытки человека по обустройству безопасного образа существования за счет пленения дикой природы, колонизации пространства и создания своего рода «постмодернистских животных» в виде машин, запрограммированных на беспрекословное выполнение разных по сложности задач, обречены на провал в случае отсутствия заботы и понимания того, как правильно распорядиться властью, полученной над ними.
Статья посвящена обоснованию места и роли кинематографа в культуре в контексте его влияния на общественное сознание. В качестве основания выступает культура, кинематограф рассматривается как часть культуры.
Цель статьи - детализировать возможные подходы к обозначенной пропозиции. Анализ показывает, что благодаря особой природе (особому языку) кино занимает в культуре ХХ и XXI вв. одно из центральных мест и играет не только эстетическую, но и особую, приоритетную по сравнению с другими видами искусства, общественно-политическую роль. Специально ставится вопрос о том, что необходимо исследовать механизмы и способы, с помощью которых кинематограф интегрируется в культурную среду, а также проанализировать его влияние на формирование общественного сознания.
Статья открывает и обосновывает пространство методологических вопросов в исследовании истории кино.
В статье осуществляется философско-культурологическая рефлексия социальных контекстов музыкальной молодежной инноватики как наиболее адекватной формы самореализации молодежи, манифестации ее «жизненного мира»; обосновывается интегральный характер, функциональность и просветительская миссия социальных музыкальных проектов по укреплению духовных оснований российской государственности.
На образцах проектных инициатив, востребованных обществом, (академический музыкальный фестиваль С. В. Рахманинова, «Классика жива» и др.) раскрывается их метафизика, глубина влияния на формирование культурно-исторического сознания молодежи, её ценностей и идеалов.
Доказывается важность новаторства в сфере конструирования российской молодёжью собственных образов социального будущего, отражающих базовые морально-ценностные установки и вкусовые доминанты. Ведущей теоретико-методологической базой выступает проектная методология и принципы проектности, феноменология «жизненного мира» Э. Гуссерля, диалектика понимании культурно-исторической динамики творчества и др.
В данной статье рассматривается концепция музыкального фестиваля в сфере культурно-образовательной и духовно-просветительской деятельности государства как форма трансляции национального музыкального наследия России и сохранения академической исполнительской культуры. Выявлены специфические особенности академического музыкального фестиваля и сфера его влияния на формирование и укрепление духовно-нравственной культуры общества. В качестве примера выбран Международный фестиваль им. С. В. Рахманинова, представлены сведения об истории создания и особенностях этого культурного проекта в контексте современной музыкальной культуры и русской исполнительской традиции.
Издательство
- Издательство
- БГИИК
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308033, г. Белгород, пр-т Гражданский, 55
- Юр. адрес
- 308033, Белгородская обл, г Белгород, ул Королева, д 7
- ФИО
- Курганский Сергей Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor@bgiik.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https://bgiik.ru/