Статьи в выпуске: 10
Круглый стол «Учителя-блогеры: pro et contra» состоялся в онлайн-формате 20 апреля 2023 г. после образовательного интенсива «Большая IT-учительская», организованного специалистам IT-колледжа Владивостокого государственного университета. В круглом столе приняли участие учителя-блогеры из образовательных учреждений Владивостока, Новосибирска и Санкт-Петербурга. На обсуждение были вынесены три подхода к изучению образовательных блогов: блоги как технология обучения, как средство коммуникации и как способ продвижения имиджа педагога.
В статье представлен обзор II Международной онлайн-конференции «Популяризация науки среди школьников» на тему «Блогинг как инструмент популяризации науки». Мероприятие было организовано активными участниками сетевого профессионального сообщества «Клуб любителей химии». Цель конференции - обмен опытом использования социальных сетей как эффективного средства популяризации науки среди школьников. С докладами выступили известные блогеры из России и Казахстана, которые активно работают в сфере образования. В конце конференции участники отметили важность создания цифровой среды обучения с помощью научно-образовательных блогов, поскольку они могут пробудить у обучающихся интерес к дальнейшему изучению выбранных дисциплин.
С развитием информационных технологий и повышением доступности Интернета было значительно расширено информационное пространство, которое предоставило пользователям неограниченное количество ресурсов для получения знаний и данных. Неотъемлемой частью повседневной жизни обучающихся стал поиск информации. Несмотря на отсутствие технических проблем в использовании поисковых инструментов, школьники испытывают затруднения в выборе достоверных и релевантных источников информации для выполнения учебных заданий. Это, в свою очередь, вызывает дисбаланс между уровнем развития технологически-операционного компонента цифровых навыков и навыков, обеспечивающих эффективное управление деятельностью по отбору и оценке найденных информационных источников. Эксперты в области информационной грамотности выражают обеспокоенность по поводу низкого уровня критического мышления у современных школьников и их недостаточной осведомленности о методах проверки информации. Ресурсы Интернета, являясь одним из основных источников информации, нуждаются в проверке и тщательном отборе. Школьникам важно научиться анализировать информацию, определять ее достоверность и оценивать качество. В статье представлены результаты опроса 2155 школьников. Цель анкетирования - изучение способов поиска и анализа информации, применяемых школьниками при выполнении заданий разных уровней сложности. Также в исследовании приняли участие эксперты - учителя общеобразовательной школы и преподаватель университета г. Донецка. Полученные результаты могут быть востребованы в образовательной сфере, а также использованы для повышения осведомленности заинтересованных сторон, таких как учителя, родители и государственные органы, о паттернах в использовании Интернета школьниками.
В жизни современных детей и подростков блогосфера занимает значительное место, поскольку абсолютное большинство детей младшего школьного возраста и младших подростков являются зрителями различных видеоблогов. Особый интерес в исследованиях развития личности подростка представляет изучение деятельности книжных блогеров, которые занимаются продвижением литературы в Интернете. В своих постах молодые книжные онлайн-лидеры делятся литературными рекомендациями и контентом на разносторонние темы, освещаемые в книгах, а также говорят о своем читательском опыте. В рамках статьи представлены результаты ряда исследований, посвященных изучению книжного блогинга как механизма приобщения к чтению детей и молодежи. Качественное исследование «Продвижение книжной продукции книжными блогерами на YouTube» проведено в апреле 2023 г. методом контент-анализа пяти YouTube каналов: «Bookstop», «Anthony Uly», «Lera Zhuk», «Аля», «Alua reads». Качественное исследование «Продвижение литературы в социальных сетях в оценке книжных блогеров» было проведено в октябре-декабре 2022 г. методом глубинного интервью с участием 10 молодых книжных блогеров в возрасте от 17 до 32 лет. Качественное исследование лекции в рамках ярмарки «Нон-фикшн» по теме: «Развитие современного селфпаблишинга: как ЛитРес и OZON помогают писателям найти читателей в электронном, бумажном или аудиоформате» проведено в декабре 2022 г. на книжном фестивале «Нон-фикшен 2022» методом контент-анализа. Использование комплекса исследовательских методов позволило получить объемную картину по рассмотренной проблематике. Особенностями книжного блогинга является ориентация на потребности той аудитории, которая считает автора блога лидером или экспертом в какой-то сфере.
Ведение блога педагогом, поддержание блога в рабочем состоянии, или педагогический блогинг, являются сегодня мало актуальной деятельностью среди учительского сообщества. Причин этому несколько. Одна из них - смещение акцентов в профессиональной деятельности педагогов, которое не позволяет «освежить» уже существующий, но абсолютно «забытый» блог. Между тем, ввиду возрастающей значимости дистанционного обучения, педагогический блог является эффективным средством развития обучающихся, совершенствования их умений, компетенций, достижения образовательных результатов. В связи с этим автор актуализирует тематику педагогического блогинга и предлагает ее обновленное рассмотрение, в котором высвечивается значимость принципа создания педагогом комфортной, безопасной образовательной среды с аккумулированием долгосрочных материалов для пользования обучающимися с целью формирования навыков и совершенствования умений. Предлагаются примеры таких долгосрочных материалов. Автором статьи делается попытка проследить зависимость между соблюдением вышеназванного принципа с размещением долгосрочных материалов и долголетием блога педагога. Уделяется внимание циклу педагогического блогинга, состоящему из трех этапов: подготовительного (направлен на анализ имеющейся информации и материалов в блоге педагога, планирование деятельности по созданию и размещению материалов), деятельностного (цель которого - реализация методической и технической составляющих ведения блога педагогом, где методическая составляющая направлена на создание актуальных практико-ориентированных материалов долгосрочной направленности, а техническая - на реализацию приемов размещения материалов в блоге) и результативного (оценка педагогом корректного отображения и функционирования размещенных материалов в блоге). В итоге автор дает рекомендации по поддержанию блога педагогом в рабочем состоянии и обеспечению работы в новых условиях. Эти рекомендации являются залогом обращения к блогу пользовательской аудитори, что обеспечивает ее развитие и совершенствование, в том числе самостоятельное.
Информационное общество диктует свои законы, предоставляет новые возможности и проникает во все сферы жизни современного ребенка и подростка. Возраст вхождения в информационное пространство Интернета у детей снизился за последние десятилетия. Все раньше дети и подростки используют разнообразные способы медиапотребления книг (электронные книги на специальных устройствах, чтение онлайн и слушание аудиокниг и подкастов). В статье представлены материалы ряда исследований, показывающих, как медиапотребление детей и подростков изучается в разных науках. Подробно приведены данные ряда исследований, проведенных Российской государственной детской библиотекой совместно с ведущими исследовательскими компаниями по одной методике, позволившей сравнить процессы медиапотребления у детей и подростков в 2013 и в 2021 гг. В 2021 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Российской государственной детской библиотеки реализовал всероссийский опрос на тему «Отношение российских детей и подростков к чтению». В основе данного исследования лежит методика, разработанная в 2013 г. социологами Российской государственной детской бибилотеки (РГДБ) для изучения чтения и медиапотребления двух возрастных групп: младших школьников, учащихся 1-4-х классов, и подростков, учащихся 5-9-х классов. Проведен сравнительный анализ двух исследований по следующим характеристикам: форматы чтения, чтение и Интернет, медиапотребление, в том числе в разрезе половозрастных особенностей. В статье приведены данные исследований по теме медиапотребления, в которых представлено мнение самих детей. Эти исследования подтверждают ряд тенденций, обнаруженных в ходе сравнительного анализа. Показаны ключевые тенденции в медиапотреблении по материалам международных мониторинговых исследований в сфере образования. Несмотря на активный переход чтения в электронную среду, дети и подростки демонстрируют бóльшую привязанность к традиционному чтению, чем к электронному. Электронное чтение по-прежнему не угрожает традиционной книге, а скорее дополняет ее и дает возможность больше узнать о новинках, обмениваться мнениями как со сверстниками, так и со специалистами по вопросам детского и подросткового чтения (учителями, библиотекарями), активно осваивающими интернет-пространство.
Все больше детей имеют доступ к компьютеру или личный компьютер, через который можно с легкостью скачать игру-шутер даже с возрастным ограничением 18+. Игроки младших возрастов, привлекаемые в CS:GO ее популярностью с целью приобщиться к игровому сообществу, встречаются с агрессивными паттернами поведения и могут перенимать эти черты как эталонные для игры и реальной жизни. Более того, теория социального научения предполагает, что геймеры перенимают черты игровых персонажей, неоднократно получающих внутриигровые преимущества за агрессивные действия. Это может привести к развитию установки на использование агрессии для достижения целей в реальной жизни. Цель данного исследования - изучить механизм социализации в процессе игры CS:GO и выявить интернализуемые в процессе игры установки детей-геймеров. На основании 15 глубинных полуструктурированных интервью с мальчиками от 10 до 15 лет были рассмотрены изменения в субъектности детей-геймеров, связанные с интернализацией агрессивных игровых стратегий и их переноса в реальную жизнь. Успешная социализация ребенка-геймера в агрессивной атмосфере CS:GO, характеризующейся токсичным комьюнити, приводит к переносу агрессии из игры в жизнь в виде вербальных выражений, эмоций или агрессивных физических действий. Кратковременный эффект игры на ребенка заключается в его восприимчивости агрессии и неспособности абстрагироваться от игры. В связке с ситуативной переменной в виде токсичного комьюнити это влияет на внутреннее состояние индивида, характеризующееся агрессией и физиологическим возбуждением. Долговременный же эффект компьютерных игр с токсичным комьюнити может проявляться у детей-геймеров в форме негативной атрибутивной предвзятости по отношению не только к другим игрокам, но и к людям в реальном мире.
В жизнь человека входят новые технологии, становятся ее неотъемлемой частью. Детей, родившихся в начале XXI в., сегодня называют «цифровыми аборигенами», поскольку они выросли среди компьютерной техники, интернет-технологий и потому легко осваивают их. Исследования последних 20 лет показывают, что именно юные пользователи активнее всего осваивают интернет-пространство, и сегодня дети буквально «рождаются со смартфоном в руке». Однако можно ли с уверенностью говорить о «цифровом детстве» поколения начала 2000-х гг.? С целью выяснения особенностей взросления детей этого периода, определения возраста, в который возникали различные жизненные события, и изучения изменений, происходящих в событийности детства, для сравнения с аналогичным исследованием 2018 г. было проведено повторное исследование молодежи 17-23 лет «События вашего детства 2023». Анкета 2018 г. была доработана в соответствии с изменениями, произошедшими в обществе в течение последних пяти лет. Был добавлен блок вопросов о субкультурах, расширен список вопросов, касающихся потребительского поведения, интернет-практик и др. Результаты исследования показали, что в интернет-событийности наблюдается тенденция к снижению среднего возраста начала использования мобильных устройств и онлайн-практик. Самым «ранним» событием среди интернет-практик стало появление собственного мобильного телефона - оно происходило в 8,7 лет. Самым «поздним» - учеба на онлайн-курсах - в 15,7 лет у респондентов 2023 г. Все события, связанные с ИКТ, по-прежнему начинались в школьном возрасте. Полученные данные не подтверждают гипотезу о раннем начале использования информационных технологий детьми начала XXI в.
В статье представлен обзор междисциплинарной дискуссии, организованной Исследовательским комитетом Российского общества социологов «Социология детства» с участием представителей разных дисциплин. В тезисах участников анализируются аспекты цифровизации пространства детства и широкий круг проблем, изучаемых в рамках педагогики, психологии, культурологи, социолингвистики. Значение междисциплинарного обсуждения состоит в парадоксально несовпадающей оценке ряда выявленных с помощью эмпирики и научных наблюдений элементов цифрового детства: сроков его появления и становления характеристик юной личности и ее окружения - «цифровых родителей и прародителей» в информационном пространстве. Определения цифрового детства различаются: это период жизни современных детей в новых условиях освоения социальной реальности, дополненной виртуальной, или цивилизационный социокультурный феномен, или сегмент общества, включающий совокупность отдельных групп детей, освоивших цифровые практики и имеющих особую идентификацию. Представители разных наук обладают полярными мнениями относительно сужения/расширения пространства общения современного ребенка. Нет единодушия в определении всеобщности охвата цифровизацией или ее неравномерности в подгруппах детей в зависимости от доходов семей, места проживания и др. В дискуссии были фундированы некоторые перспективные темы научных изысканий в рамках мультидисциплинарных проектов: ареалы «нецифрового детства», выявление трансформаций не только в поведении и действиях детей, но и в их эстетических, нравственных, языковых ценностях, соотношение нового детства и цифрового детства, роль взрослых по передаче умений и пользования цифровой «волшебной палочки» и др. В итоге констатируется мозаичность научно-аналитической картины цифрового ребенка и цифрового детства, многовариантность векторов развития данного явления, императив «наведения мостов» между учеными, исследующими современное российское детство.
Специальный выпуск журнала «Комплексные исследования детства» мы решили посвятить рассмотрению новых трендов взросления, образования, развития детей и подростков в цифровом мире. Редакторы пригласили авторов к обсуждению некоторых особо актуальных вопросов. Старшее поколение на границе между XX и XXI вв. испытало на себе мощную культурную диффузию ценностной системы в связи с автоматизацией и интернетизацией бизнес-процессов, цифровизацией административных процедур.