EISSN 2687-0223
Языки: ru · en

Статья: ЦИФРОВОЕ ДЕТСТВО. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДИСКУССИЯ (2024)

Читать онлайн

В статье представлен обзор междисциплинарной дискуссии, организованной Исследовательским комитетом Российского общества социологов «Социология детства» с участием представителей разных дисциплин. В тезисах участников анализируются аспекты цифровизации пространства детства и широкий круг проблем, изучаемых в рамках педагогики, психологии, культурологи, социолингвистики. Значение междисциплинарного обсуждения состоит в парадоксально несовпадающей оценке ряда выявленных с помощью эмпирики и научных наблюдений элементов цифрового детства: сроков его появления и становления характеристик юной личности и ее окружения - «цифровых родителей и прародителей» в информационном пространстве. Определения цифрового детства различаются: это период жизни современных детей в новых условиях освоения социальной реальности, дополненной виртуальной, или цивилизационный социокультурный феномен, или сегмент общества, включающий совокупность отдельных групп детей, освоивших цифровые практики и имеющих особую идентификацию. Представители разных наук обладают полярными мнениями относительно сужения/расширения пространства общения современного ребенка. Нет единодушия в определении всеобщности охвата цифровизацией или ее неравномерности в подгруппах детей в зависимости от доходов семей, места проживания и др. В дискуссии были фундированы некоторые перспективные темы научных изысканий в рамках мультидисциплинарных проектов: ареалы «нецифрового детства», выявление трансформаций не только в поведении и действиях детей, но и в их эстетических, нравственных, языковых ценностях, соотношение нового детства и цифрового детства, роль взрослых по передаче умений и пользования цифровой «волшебной палочки» и др. В итоге констатируется мозаичность научно-аналитической картины цифрового ребенка и цифрового детства, многовариантность векторов развития данного явления, императив «наведения мостов» между учеными, исследующими современное российское детство.

The article provides an overview of the interdisciplinary discussion organized by the Childhood Sociology Research Committee of the Russian Society of Sociologists. The participants, coming from different disciplines, analyzed various aspects of childhood space digitalization and a wide range of problems studied by pedagogy, psychology, cultural studies and sociolinguistics. The participants offered surprisingly divergent assessment of a number of elements of digital childhood which had been earlier identified through empirical observations and scientific study. Specifically, the scholars expressed contrasted opinions on the time when the phenomenon of digital childhood emerged, and on the formation of the characteristics of a young person and his or her environment (‘digital parents and grandparents’) in the information space. The representatives of different disciplines have almost polar opinions regarding whether the communication space of a modern child is narrowing or expanding. Nor do the scholars agree on the degree of digitalization coverage or the differences in such coverage in subgroups of children with different family income, place of residence, etc. The discussion identified some promising topics of multidisciplinary research - i. e., studying the areas of ‘non-digital childhood’; determining the transformations in young people’s aesthetic, moral and linguistic values as well as transformations in their behavior; analyzing the relationship between the ‘new childhood’ and ‘digital childhood’; exploring the role of adult specialists in transferring the skills of using the digital ‘magic wand’, etc. The discussion revealed the mosaic nature of the scientific and analytical picture of the digital child and digital childhood, the multivariate vectors of development of digital childhood in the future, and the imperative of ‘building bridges’ between scholars studying modern Russian childhood.

Ключевые фразы: ДЕТСТВО, цифровое детство, междисциплинарность, культурология, психология, социология детства, педагогика, СОЦИОЛИНГВИСТИКА, РОДИТЕЛИ, цифровизация
Автор (ы): Кудрявцев Владимир Товиевич
Соавтор (ы): Майорова-Щеглова Светлана Николаевна, Милёхина Татьяна Алексеевна, Рожков Михаил Иосифович, Попкова Татьяна Дмитриевна
Журнал: КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСТВА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316. Социология
Префикс DOI
10.33910/2687-0223-2024-6-2-73-84
eLIBRARY ID
78822903
Для цитирования:
КУДРЯВЦЕВ В. Т., МАЙОРОВА-ЩЕГЛОВА С. Н., МИЛЁХИНА Т. А., РОЖКОВ М. И., ПОПКОВА Т. Д. ЦИФРОВОЕ ДЕТСТВО. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДИСКУССИЯ // КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСТВА. 2024. Т. 6 № 2
Текстовый фрагмент статьи