EISSN 2687-0223
Языки: ru · en

Статья: МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОЛЕ (2024)

Читать онлайн

Информационное общество диктует свои законы, предоставляет новые возможности и проникает во все сферы жизни современного ребенка и подростка. Возраст вхождения в информационное пространство Интернета у детей снизился за последние десятилетия. Все раньше дети и подростки используют разнообразные способы медиапотребления книг (электронные книги на специальных устройствах, чтение онлайн и слушание аудиокниг и подкастов). В статье представлены материалы ряда исследований, показывающих, как медиапотребление детей и подростков изучается в разных науках. Подробно приведены данные ряда исследований, проведенных Российской государственной детской библиотекой совместно с ведущими исследовательскими компаниями по одной методике, позволившей сравнить процессы медиапотребления у детей и подростков в 2013 и в 2021 гг. В 2021 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Российской государственной детской библиотеки реализовал всероссийский опрос на тему «Отношение российских детей и подростков к чтению». В основе данного исследования лежит методика, разработанная в 2013 г. социологами Российской государственной детской бибилотеки (РГДБ) для изучения чтения и медиапотребления двух возрастных групп: младших школьников, учащихся 1-4-х классов, и подростков, учащихся 5-9-х классов. Проведен сравнительный анализ двух исследований по следующим характеристикам: форматы чтения, чтение и Интернет, медиапотребление, в том числе в разрезе половозрастных особенностей. В статье приведены данные исследований по теме медиапотребления, в которых представлено мнение самих детей. Эти исследования подтверждают ряд тенденций, обнаруженных в ходе сравнительного анализа. Показаны ключевые тенденции в медиапотреблении по материалам международных мониторинговых исследований в сфере образования. Несмотря на активный переход чтения в электронную среду, дети и подростки демонстрируют бóльшую привязанность к традиционному чтению, чем к электронному. Электронное чтение по-прежнему не угрожает традиционной книге, а скорее дополняет ее и дает возможность больше узнать о новинках, обмениваться мнениями как со сверстниками, так и со специалистами по вопросам детского и подросткового чтения (учителями, библиотекарями), активно осваивающими интернет-пространство.

The information society dictates its own laws, provides new opportunities, and penetrates into all spheres of life of modern children and adolescents. Over the recent decades, the age when children enter the Internet information space has decreased. At an increasingly younger age, children and adolescents are using a variety of media consumption methods to read books (e-books on special devices, reading online and listening to audiobooks and podcasts). The article presents the evidence from a number of studies conducted by the Russian State Children’s Library (the RSCL) in collaboration with leading research companies. The studies demonstrate how media consumption by children and adolescents is researched by various disciplines. As the studies used a single methodology, it is possible to compare the processes of media consumption by children and adolescents in 2013 and 2021. In 2021, The All-Russian Center for the Study of Public Opinion (VСIOM) was commissioned by the RSCL to conduct a national survey on the topic ‘The attitude of Russian children and adolescents to reading’. The survey was based on a methodology developed by the RSCL’s sociologists in 2013 to study reading and media consumption in two age groups: primary school students (children in grades 1-4) and middle school students (adolescents in grades 5-9). The author carries out a comparative analysis of the two studies (2013 and 2021) on the following parameters: reading formats, reading and the Internet, media consumption, including in terms of gender and age parameters. The article presents evidence from studies of media consumption, which evidence includes the views of children themselves and confirms a number of trends identified during the comparative analysis. The author relies on the materials of international monitoring studies in the field of education to show the key trends in media consumption. Despite the active transition of reading to the electronic environment, children and adolescents show greater attachment to traditional reading than to electronic reading. E-reading still does not threaten the traditional book, but rather complements it and provides an opportunity to learn more about new products and exchange opinions with both peers and adults (parents, teachers and librarians who are actively exploring the Internet).

Ключевые фразы: медиапотребление, ДЕТСКОЕ ЧТЕНИЕ, исследования, междисциплинарное поле, Интернет, книга, грамотность
Автор (ы): Колосова Елена Андреевна
Журнал: КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСТВА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.4.063. Социальные последствия
Префикс DOI
10.33910/2687-0223-2024-6-2-106-116
eLIBRARY ID
78822907
Для цитирования:
КОЛОСОВА Е. А. МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ПОЛЕ // КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСТВА. 2024. Т. 6 № 2
Текстовый фрагмент статьи