Введение: в настоящее время одним из актуальных вопросов развития отечественной конституционно-правовой политики является развитие научного потенциала страны. В связи с этим возникает необходимость принятия федерального закона о науке и научно-техническом развитии. Прежде всего при его создании следует определиться с его основными понятиями и категориями, а также основными направлениями правового регулирования. Авторы данной статьи постарались определить круг субъектов научной деятельности и предложили разграничить их правовые статусы. Цель - выявить субъектов научной деятельности в Российской Федерации, определить сходство и различия между нами и выделить их категории, которые должны иметь различные правовые статусы.
Методологическая основа: системно-правовой и сравнительно-правовой методы исследования.
Результаты: выявлено, что научную деятельность в России осуществляют работники научно-исследовательских институтов, научно-исследовательских отделов вузов, профессорско-преподавательский состав вузов и научно-педагогические работники. Однако правовые статусы этих субъектов в законодательстве четко не прописаны.
Выводы: в российском законодательстве необходимо закрепить четыре правовых статуса субъектов, участвующих в осуществлении научной деятельности, установив их права и обязанности, а также гарантии научной деятельности.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Россия всегда славилась своими учеными. Стоит вспомнить М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, Н. И. Пирогова, Н. И. Лобачевского, К. Э. Циолковского. Это лишь некоторые из огромного списка тех, чьи научные открытия изменили представление об окружающей реальности и привнесли в человеческую и научную жизнь кардинальные модификации. И сегодня наши соотечественники продолжают пополнять данный список. Среди них следует отметить Жореса Алферова, Григория Перельмана, Андрея Геймя и Константина Новосёлова, Сергея Макарова, Сергея Одинцова и др.
Список литературы
1. Кабышев С. В. Концептуальные вопросы совершенствования законодательства о науке и научно-технологическом развитии в Российской Федерации // Lex Russica. 2025. № 2. С. 130-140.
2. Чиненная Т.Ю., Чебаненко В. В. Публикационная активность как показатель статуса ученого // Вестник Российского университета дружбы народа. Сер.: Литературоведение, журналистика. 2020. № 2. С. 386-391.
3. Савченко И. А. Статус ученого в корпоративной культуре университета // Эпистемология и философия науки. 2025. № 1. С. 148-169. EDN: OADWDB
4. Баранова М.В., Репьев А.Г., Репьева А. М. Правовой статус ученого в Российской Федерации: юридико-лингвистический аспект // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2022. № 4. С. 22-27.
5. Васильев А.А., Караванов Б. Е. Правовой статус “молодой ученый” в Российской Федерации // Правоприменение. 2023. № 4. С. 76-85. EDN: KMNTLR
6. Асадов А. Г. Особенности правового статуса молодого ученого в Российской Федерации // Труды по интеллектуальной собственности. 2024. № 2. С. 47-61. EDN: SKFXVO
7. Васильев А., Шпоппер Д., Печатнова Ю. Правовой статус коллективных субъектов научной деятельности // Юрислингвистика. 2021. № 21(32). С. 5-10. EDN: PUNJCN
8. Артемьева О. А. Научное сообщество как субъект научной деятельности // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 5. С. 95-103. EDN: UNLMJT
9. Корякина З. И. Правовое регулирование участия субъектов - физических лиц в научной и (или) научно-технической деятельности (часть первая) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Сер.: История. Политология. Право. 2023. № 3(31). С. 25-30.
10. Васильев А.А., Путило Н. В. Правовой статус ученого как фактор научно-технологического развития России // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 2. С. 57-71. EDN: HOEZQT
11. Ломакина Л. А. Научный потенциал страны и некоторые проблемы правового регулирования труда научных работников // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 84-92. EDN: EFBBAR
12. Римская О.Н., Науменко С. М. Стимулирование труда научных работников отраслевого научно-исследовательского института // Экономика науки. 2022. № 3-4. С. 238-254. EDN: AUNCGK
13. Основы научно-исследовательской деятельности: учебное пособие / сост. А. Л. Алексеев. 2-е изд., испр. и доп. Персиановский: Донской ГАУ, 2022. 158 с.
14. Шапиро С.А., Ананченкова П. И. Основы экономики и социологии труда. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 271 с. EDN: YNFSQE
15. Васильев А.А., Путило Н. В. Правовой статус ученого как фактор научно-технологического развития России // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 2. С. 57-71. EDN: HOEZQT
16. Феоктистова О. А. Нормирование научно-исследовательского труда: методологические подходы // Науковедение. 2014. № 5. С. 138.
17. Черных Н. В. Совершенствование правового регулирования труда научных работников в России и за рубежом // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 9. С. 50-58. EDN: EBJIRX
Выпуск
Другие статьи выпуска
11 февраля 2025 г. в федеральном государственном бюджетном учреждении науки (ФГБУН) «Институт государства и права Российской академии наук» (далее — Институт) с успехом прошла международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки административного права и административного процесса» (Лазаревские чтения — 2025) (далее — конференция, мероприятие), посвященная памяти и научному наследию доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РСФСР Бориса Михайловича Лазарева (1930–1995) и 100-летию Института государства и права Российской академии наук.
Введение: в условиях глобального потепления стабильность национальных продовольственных систем находится под угрозой. Изменение климата влияет на производство, наличие и доступность продовольствия, качество продуктов питания, их безопасность и, как следствие, на здоровье людей. В статье основное внимание уделяется климатическим угрозам для сельского хозяйства, продовольственной безопасности и связанным с ними проблемам, возникающим в результате изменения климата. В связи с этим анализ мирового и отечественного опыта представляет особый научный и практический интерес, поскольку необходимым представляется выработка комплексного, междисциплинарного подхода к решению сложной взаимосвязи между изменением климата и продовольственной безопасностью. Цель - выявить и обобщить основные климатические угрозы продовольственной безопасности, определить направления адаптационных мер в сфере производства сельскохозяйственной продукции к климатическим изменениям.
Методологическая основа: анализ, сравнительно-правовой, формально-юридический и логический методы.
Результаты: исследованы виды климатических угроз, последствия изменения климата для продовольственной безопасности, систематизированы направления разработки мер по адаптации аграрного сектора РФ к последствиям изменения климата и международного взаимодействия в обозначенной сфере.
Вывод: исследования климатических угроз применительно к обеспечению продовольственной безопасности на территории РФ показывает, что последние представляют значительные проблемы для развития аграрного сектора, в связи с чем необходимым представляется разработка инновационных адаптационных методов с учетом климатических особенностей различных регионов страны. Между тем внедрение инноваций должно сопровождаться государственной поддержкой, разработкой новых или адаптацией существующих технологий, утверждением стандартов в области обеспечения безопасности различных продуктов питания, изменением вида аграрной деятельности и торговли, а также созданием разнообразных схем страхования от последствий климатических изменений.
Введение: в статье рассматриваются направления развития экологического законодательства и практики применения адаптационных мер, реализуемых в сфере обеспечения продовольственной безопасности России. Цель - проанализировать правовые основы и содержание правового механизма сдерживания климатических и агроэкологических угроз, обусловленных последствиями природных чрезвычайных ситуаций.
Методологическая основа: системно-структурный, формально-юридический методы, метод анализа.
Результаты: разработаны авторские предложения о направлениях развития правового регулирования механизма сдерживания климатических и агроэкологических угроз, обусловленных последствиями природных чрезвычайных ситуаций.
Выводы: в связи с отсутствием единообразия и систематизированной совокупности закрепленных положений, позволяющих выстроить эффективные отношения в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, предложена концепция минимизации последствий природных чрезвычайных ситуаций для поддержания продовольственной безопасности.
Введение: личность преступника является носителем причин индивидуального преступного поведения. В полной мере это относится и к лицам, совершающим дорожно-транспортные преступления. Поэтому важнейшим направлением предупреждения указанных деяний должно быть индивидуально-профилактическое воздействие на лиц, совершающих такие преступления. Цель - рассмотреть предлагаемые учеными меры предупреждения дорожно-транспортных преступлений и на основе их анализа предложить меры индивидуально-профилактического воздействия на лиц, совершающих указанные преступления. Методологическая основа: сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический и социологический методы, а также специально-криминологические методы исследования: анализ уголовно-правовой статистики, изучение уголовных дел, опрос преступников.
Результаты: несмотря на обширный комплекс мер, применяемых государством по борьбе с дорожно-транспортной преступностью, ситуацию в этой сфере вряд ли можно считать благополучной и не требующей дополнительного участия. Так, в последние годы зафиксирован рост числа лиц, погибших и раненых в дорожно-транспортных происшествиях; возросло количество преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ. В связи с этим актуальна разработка новых мер предупреждения совершения дорожно-транспортных преступлений, учитывающих личностные особенности ихсубъектов.
Выводы: предложена система индивидуального предупреждения дорожно-транспортных преступлений, состоящая из воспитательно-профилактического и ограничительно-профилактического воздействия на преступников.
Введение: статья посвящена исследованию преступлений, совершаемых на почве политической, идеологической или религиозной ненависти или вражды, то есть экстремистских преступлений, которые являются проявлением социальных конфликтов в обществе. Цель - определить сущность экстремистских преступлений, тенденций их развития, а также разработать некоторые предложения по противодействию указанным уголовно-наказуемым деяниям.
Методологическая основа: сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический и социологический методы, а также специально-криминологические методы исследования: анализ уголовно-правовой статистики, изучение уголовных дел, опрос преступников.
Результаты: количество преступлений, совершаемых на почве политической, идеологической или религиозной ненависти или вражды, увеличивается в связи с ростом социальных конфликтов, возникающих между различными слоями и группами населения.
Вывод: в связи со сложной геополитической обстановкой в стране необходимо применять опережающие воздействия на любые попытки разжигания в обществе ненависти или вражды в отношении граждан по какому-либо социальному признаку или в отношении какой-либо социальной группы. Опережающие воздействия могут быть реализованы посредством повышения качества профилактической работы с населением в целях устранения разногласий и конфликтов в обществе.
Введение: укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти в государстве повышает эффективность деятельности органов прокуратуры при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия. Цель - обозначить наиболее рациональный подход к повышению результативности прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия посредством правовой регламентации отдельных его аспектов.
Методологическая основа: комплекс диалектического, сравнительного и системного методов познания.
Результаты: обоснована авторская точка зрения на предмет прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия как соблюдение поднадзорными органами положений Конституции РФ, посвященных правам и обязанностям в области пользования и сохранения культурных ценностей, исполнение федеральных законов, регламентирующих правоотношения в сфере культурного наследия, соответствие федеральным законам правовых актов, издаваемых поднадзорными органами.
Выводы: обосновывается идея о целесообразности принятия приказа Генерального прокурора РФ, закрепляющего первостепенные векторы прокурорского надзора за исполнением законов об объектах культурного наследия с конкретизацией отдельных актуальных вопросов, которые следует проверять.
Введение: рассматриваются актуальные проблемы уголовной ответственности за преступления против правосудия. Цель - изложить проблемные вопросы квалификации преступлений против правосудия.
Методологическая основа: наряду с всеобщим методом познания, применялся статистический, системно-структурный анализ и иные общенаучные и частнонаучные методы.
Результаты: представлена позиция законодателя, правоприменителя, ученых относительно объективной стороны деяний, предусмотренных ст. 294, 305 УК РФ, потерпевших - ст. 295, 296, 297, 298.1 УК РФ.
Выводы: сформулированы предложения по совершенствованию УК РФ: в ст. 295, 296, 297, 298.1 вместо иных лиц, участвующих в отправлении правосудия, указать арбитражных заседателей; в примечании к ст. 305 УК РФ представить дефиницию термина «неправосудный судебный акт», который не соответствует нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела.
Введение: работа посвящена исследованию прοблем применения межотраслевой преюдиции в уголовном судопроизводстве. Цель - исследовать проблемы применения межотраслевой преюдиции, обусловленные противоречиями в законодательстве и возникающих при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.
Методологическая основа: формально-юридический, философской логики, анализ законодательства и практики правоприменения.
Результаты: авторами предложены научные идеи о направлениях совершенствования правового регулирования института преюдиции в части его соответствия принципу свободы оценки доказательств в уголовном судопроизводстве.
Вывод: неудачная законодательная регламентация понятия «преюдиция», изложенного в ст. 90 УПК РФ, приводит правоприменителей к такому его толкованию, которое противоречит принципам свободы оценки доказательств, независимости судей, осуществлению правосудия только судом в части установления гарантий для подсудимого быть судимым в том суде и тем судьей, к подсудности которого относится его дело, вследствие чего необходимо устранить неопределенности в интерпретации данной нормы.
Введение: в судебной практике часто встречается формулировка: «Доводы признаны судом необоснованными и несостоятельными и отклонены ввиду противоречия фактическим обстоятельствам дела и представленным в дело доказательствам», не позволяющая понять, действительно ли все доказательства и доводы были надлежащим образом оценены. Цель - исследовать существенность проблемы использования подобных формулировок без детального отражения результатов оценки.
Методологическая основа: анализ судебной практики, моделирование посредством приведения примера структуры отражения результатов судебной оценки, формально-логический метод при построении логических умозаключений и обосновании позиции.
Результаты: предлагается вменить в обязанность суду указывать все доказательства, из которых им было выявлено обстоятельство; уточнить ст. 170 АПК РФ; внедрить структуру отражения результатов оценки.
Выводы: реализация данных решений позволит соблюдать неразрывность обстоятельства с доказательствами и выделять те из них, которые были отклонены судом; логично сгруппировывать обстоятельства, доказательства и обоснование по каждому факту в единые блоки; уменьшить количество неоцененных доказательств/доводов; повысить понимание вышестоящими судами логического процесса установления обстоятельств; обращать внимание на доказательства/доводы, которые были отклонены судом.
Введение: плата за отказ от договора представляет собой положение специальной договорной конструкции, позволяющей субъектам предпринимательской деятельности в одностороннем порядке отказаться от исполнения имеющихся у них обязательств либо изменить условия таких обязательств в обмен на предоставление определенной денежной суммы (п. 3 ст. 310 ГК РФ). Вместе с тем примечательным является использование платы за отказ от договора в случаях выражения отказа одного из участников хозяйственного общества от осуществления корпоративных прав. Цель - определить специфику реализации права на отказ от осуществления корпоративного права в обмен на предоставление платы за отказ.
Методологическая основа: общенаучные и частнонаучные методы, в числе которых диалектический, логический, системный, функциональный и собственно формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Результаты: устанавливаемые сторонами корпоративного договора условия о плате за отказ от осуществления корпоративных прав близки по своей природе к условию о плате за отказ от договора, равно как и сами выплаты, обуславливающие реализацию такого правомочия. Данные конструкции имеют схожие черты и характерные свойства, а их условную равнозначность можно усмотреть из закона.
Выводы: представляется возможным рассматривать компенсации и иные приравненные к ним выплаты, обуславливающие отказ участника от осуществления своего корпоративного права к плате за отказ от договора. Такой подход нуждается в тщательной доктринальной проработке
Введение: подготовка к судебному разбирательству, рассматриваемая в статье как деятельность заинтересованных лиц по изучению своих правовых возможностей до подачи искового заявления, имеет важное значение для эффективного судебного разбирательства. Она включает в себя сбор доказательств, формулирование правовых позиций, анализ законодательства, а также оценку возможных правовых последствий судебного разбирательства. Научный и инновационный подход к подготовке к судебному разбирательству позволяет не только минимизировать вероятность ошибок, но и повысить качество выступления в суде, обеспечивая тем самым защиту нарушенных прав и законных интересов сторон. В условиях сложности правовых отношений качественная подготовка служит основой для аргументированного представления позиции в суде и способствует достижению справедливого решения. Цель - предложить разработку специального алгоритма на платформе ГАС «Правосудие» с целью повышения эффективности подготовки к судебному разбирательству.
Методологическая основа: совокупность диалектического и системного методов исследования, сравнительный анализ, моделирование правовой ситуации.
Результаты: обоснована значимость и сформулировано предложение по созданию цифрового помощника, имеющее прикладной и теоретический характер. Представлена система работы алгоритма, построенная на основе ответа на уточняющие вопросы, что позволяет посредством выборки и анализа судебной практики и законодательства формировать рекомендации по правовой квалификации и доказательственной базе данной категории дел из достоверных источников.
Выводы: создание цифрового помощника позволяет повысить правовую грамотность населения, эффективность работы юристов-практиков, оперативность получения и достоверность источников информации, предоставить широкие возможности поиска информации для исследований в научной сфере и др.
Введение: научное исследование посвящено вопросу об аспектах проявления категории совести в нравственном измерении гражданского права. Цель - определить функциональную роль совести в нравственном и правовом измерениях гражданского права.
Методологическая основа: общенаучные методы познания (анализ, синтез, аналогия, системный метод) и частнонаучные методы юриспруденции (формально-юридический, сравнительно-правовой методы).
Результаты: дифференцированы методологические функции категории совести в нравственном и правовом измерениях гражданского права.
Выводы: совесть проявляется в форме принципа добросовестности в нравственном измерении гражданского права.
Введение: государственно-частное партнерство в сфере жилищно-коммунального хозяйства представляет собой ключевой инструмент модернизации инфраструктуры и привлечения частных инвестиций. Однако действующие механизмы публичного контроля и надзора в указанной области являются недостаточно эффективными. Цель - выявить правовые несовершенства регламентации проектов ГЧП в сфере ЖКХ и тарифного регулирования в данной сфере, предложить меры по оптимизации контрольно-надзорных функций органов публичной власти.
Методологическая основа: общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции и частнонаучные методы: формально-юридический, юридической герменевтики.
Результаты: предложены изменения в федеральное законодательство, направленные на улучшение публичного контроля и надзора в исследуемой сфере.
Выводы: для гармонизации публичных и частных интересов в сфере ЖКХ предлагается внедрение обязательной экспертизы тарифов, проводимой антимонопольным органом, что позволит минимизировать необоснованное увеличение тарифной нагрузки на потребителей.
Введение: производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими является одним из новых видов производств в рамках административного судебного процесса, в связи с чем необходимо определить его основные черты, а также положение относительно иных дел административного судопроизводства. Цель - разработать теоретические положения по поводу места и сущностных характеристик производства по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими в системе административного судебного процесса.
Методологическая основа: общенаучные методы познания (системно-структурный), частнонаучные (формально-юридический и сравнительно-правовой методы).
Результаты: выявлено соотношение понятий «категория» и «вид» административного судебного процесса, обоснована позиция о неисковом характере административных дел о признании информационных материалов экстремистскими.
Выводы: разработано предложение о рассмотрении административных дел о признании информационных материалов экстремистскими в качестве вида административного судебного процесса с присущими ему характеристиками: неисковой характер, защита государством публичного интереса, преобразование статуса материалов и констатация факта принадлежности к ним, влекущего неблагоприятные последствия.
Введение: экономическая безопасность выступает важной составляющей национальной безопасности, что в условиях специальной военной операции, санкций недружественных государств актуализирует вопросы ее нормативного регулирования. Требуется анализ отечественного законодательства на предмет выявления путей совершенствования установленных механизмов обеспечения экономической безопасности. Цель - сформулировать предложения по внесению изменений в отдельные нормативные акты, посвященные регламентации деятельности уполномоченных субъектов по развитию отраслей экономики, что в конечном счете будет способствовать импортозамещению как направлению обеспечения экономической безопасности.
Методологическая основа: общие и частные научные методы (анализ, синтез, формально-юридический).
Результаты: выявлена необходимость корректировки нормативного определения термина «экономическая безопасность», предложены изменения в правовых актах по вопросам развития экономических кластеров и территорий опережающего развития.
Вывод: требуется принятие федерального закона «Об особых экономических зонах», а также внесение изменений в Федеральный закон «О территориях опережающего развития» в аспекте повышения ответственности субъектов управления соответствующими территориями.
Введение: эффективное процессуальное законодательство об административных правонарушениях являет собой одну из основ механизма административного принуждения, основанного на законности и ориентированного на обеспечение баланса частных и публичных интересов. Важная задача в определении направлений совершенствования данного направления - определение генезиса нормативного регулирования, процесс развития которого способен определить приоритеты в правовой политике государства, охватывающей установление и применение административной ответственности. Рассматриваемое явление получило современные формы и должный уровень развития именно в советский период, что послужило критерием определения хронологических рамок настоящего исследования. Цель - рассмотреть процесс становления и развития нормативного регулирования процессуальной стороны механизма административной ответственности в советский период российской истории.
Методологическая основа: исторический, диалектический и формально-правовой анализ нормативных положений, регулирующих процесс применения норм об административной ответственности, а также соответствующие научные исследования.
Результаты: рассмотрена динамика становления процессуального законодательства об административных правонарушениях, выявлены ключевые нормативные правовые акты и дана их оценка с точки зрения развития рассматриваемого правового института.
Выводы: установлена значимость дальнейшего совершенствования процессуального законодательства об административных правонарушениях, приоритетом которого должно стать стремление к формированию единообразного, универсального и непротиворечивого правового регулирования.
Введение: в статье анализируются организационно-правовые особенности функционирования территорий с высоким уровнем концентрации научного и научно-технологического потенциала, вчастности инновационных научно-технологических центров, инновационного центра «Сколково» и федеральной территории «Сириус». Цель - определить оптимальную модель территориальной организации публичной власти для территорий с научным и научно-технологическим потенциалом в контексте реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и обеспечения реализации технологических факторов суверенитета Российской Федерации.
Методологическая основа: совокупность общенаучных (анализ, синтез, системно-структурный) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой) методов познания.
Результаты: рассмотрены нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус наукоградов, инновационного центра «Сколково», инновационных научно-технологических центров и федеральной территории «Сириус», определены особенности, определяющие публично-правовой характер рассмотренных образований; проанализированы правовые акты органов публичной власти федеральной территории «Сириус» в сфере обеспечения научно-технологического развития, выявлен стимулирующий характер правовых норм в контексте реализации научно-технологической политики федеральной территории.
Вывод: представляется перспективным распространение опыта функционирования федеральной территории «Сириус» как особой территориальной организации публичной власти в отношении иных территорий, обладающих научным и научно-технологическим потенциалом, в целях обеспечения реализации научно-технологического развития Российской Федерации.
Введение: статья посвящена исследованию особенностей построения категории «научная общественность» в условиях проводимой государственной политики, направленной на совершенствование действующего законодательства о науке и научно-технологическом развитии современной России. Цель - изучить конституционно-правовую сущность категории «научная общественность» в современной науке и действующем законодательстве и выявить возможность закрепления особых правовых режимов, направленных на становление и развитие отечественной научной общественности.
Методологическая основа: общенаучные (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучные (формально-юридический, функциональный).
Результаты: определены роль категории «научная общественность» в структуре современного гражданского общества и значение формирования изучаемой категории для отечественного научно-технологического развития, предложены подходы, способствующие развитию научного общества.
Выводы: обоснована необходимость продолжения широкой научной и общественной дискуссии, направленной на обоснование необходимой трансформации нормативно-правовой регламентации отечественной науки и научно-технологического развития в аспекте построения самостоятельной категории «научная общественность».
Введение: в соответствии со ст. 71 Конституции РФ научно-технологическое развитие находится в ведении Российской Федерации. Вместе с тем в ст. 72 вопросы науки в целом относятся к совместным полномочиям Российской Федерации и ее субъектов. В Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» основной круг полномочий в рассматриваемой сфере закреплен за федеральными органами государственной власти. Соответственно, встает вопрос о конкретизации полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере определения и реализации направлений научно-технологического развития, в частности субъектов федерации. Цель - рассмотреть компоненты научно-технологического развития России, полномочий органов государственной власти в данной сфере и их правовое закрепление с учетом механизма разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной властисубъектов РФ.
Методологическая основа: совокупность методов научного познания, общенаучные и частнонаучные методы (исторический, сравнительно-правовой, системный).
Выводы и обобщения формулировались на основе логического метода исследования. Результаты: проведен анализ понятия, структурных компонентов и конституционно-правового регулирования научно-технологического развития России с учетом конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Выводы: с целью перспективного научно-технологического развития субъектов РФ, являющегося основой государственного строительства России в целом, сформулированы предложения по необходимости принятия нового федерального закона «О науке и государственной научно-технологической политике Российской Федерации» и конкретизации на его уровне полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере научно-технологического развития, направленных на закрепление видов субъектов научно-технологической и научно-исследовательской деятельности и их взаимодействия между собой, с органами государственной власти РФ и институтами гражданского общества, а также на обеспечение их материально-финансовой поддержки и результативности деятельности.
Введение: на развитие науки в России оказывает влияние прежде всего государство и его научно-технологическая политика. Цель - поддержать дискуссию относительно перспектив развития законодательства о науке, предложенной председателем комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию С. В. Кабышевым.
Методологическая основа: системно-структурный, сравнительно-правовой методы научного познания, а также метод анализа.
Результаты: проанализированы цели, механизмы выработки, методы реализации и институционального оформления законодательства о науке на новом этапе его формирования. Исследованы вопросы формирования национальных интересов в науке и основные направления стимулирования эффективной научной кооперации.
Выводы: главное в процессе усовершенствования законодательства о науке - не повторять ошибок. Создать идеальный закон о науке не получится. Однако новая ступень развития законодательства о науке предусматривает теоретическое осмысление дискуссионных и нерешенных проблем, ведь только на таких принципах и может состояться совмещение идеального и реального.
Введение: система государственной научной аттестации выступает в качестве важнейшего регулятивного средства реализации правовой политики в области науки и высшего образования. Институт ученых званий является неотъемлемой частью данной системы, устанавливая особые правовые статусы, призванные выступать в качестве подтверждения исследовательских компетенций высокого уровняи обеспечивать обладателей повышенными гарантиями со стороны государства, направленными на стимулирование эффективной и результативной научной и педагогической деятельности. В то же время действующие нормативные положения, определяющие содержание правового статуса обладателей ученых званий и соответствующие такому статусу гарантии, не лишены пробелов и противоречий, устранение которых может способствовать значительному повышению стимулирующего потенциала института ученых званий. Цель - рассмотреть содержание института ученых званий в современных условиях на предмет выявления проблем правового регулирования.
Методологическая основа: исторический, диалектический и формально-правовой анализ нормативных положений, регулирующих особенности статуса обладателей ученых званий, а также соответствующие научные исследования.
Результаты: выявлен ряд проблем в правовом регулировании ученых званий и даны предложения по их возможному решению.
Выводы: автором сделан вывод о необходимости развития материальных и организационных гарантий в части установления доплат, возможностей для замещения должностей и улучшения жилищных условий, предоставляемых обладателям ученых званий.
Введение: инициированный в литературе С. В. Кабышевым диалог о совершенствовании законодательства о науке, построенный на идее научной этики, добросовестности, патриотизма, требует разработки нового подхода к правовому регулированию, который должен учитывать как научные риски, так и возможности, связанные с искусственным интеллектом. Цель - проанализировать влияние систем искусственного интеллекта на научный процесс, выявить риски академического мошенничества и предложить меры по совершенствованию законодательства в области научных прав.
Методологическая основа: анализ, сравнительно-правовой метод, мониторинг судебной практики, методы юридической техники.
Результаты: для развития концепции С. В. Кабышева предложены меры ограничения академического мошенничества, использования систем искусственного интеллекта, генеративных трансформеров, нейросотрудников при машинном обучении в целях соблюдения авторских прав и достоверности научных изысканий.
Выводы: в связи с необходимостью этического регулирования использования быстроразвивающегося искусственного интеллекта в науке и образовании предложены правовые механизмы в новый закон о науке, обеспечивающие баланс между инновациями и правами человека, научной этикой и добросовестностью.
Введение: статья посвящена обсуждению проблемных вопросов в сфере правового регулирования научно-технологического развития России, разработке нового закона о науке. Цель - рассмотреть некоторые концептуально-методологические проблемы, требующие своего решения в процессе обновления законодательства о науке.
Методологическая основа: совокупность общенаучных и частноправовых (формально-юридического, системно-структурного, правового мониторинга) методов познания.
Результаты: на отдельных примерах были проанализированы вопросы, которые предстоит рассмотреть в процессе разработки нового закона о науке, выработки единых подходов к его структуре и содержанию.
Выводы: решение вопроса о придании новому закону о науке, научно-технологическом развитии системообразующего значения потребует комплексной систематизации и классификации российского законодательства в этой области, в том числе выявления дефектов правового регулирования, унификации различных дефиниций, достижения терминологической четкости и ясности понятий в нормативно-правовых актах, их родового и видового соотношения.
Введение: парадигма современного образования требует от вуза создания благоприятных условий для участия обучающихся в научно-исследовательской деятельности. Действующее законодательство регулирует формирование соответствующих компетенций в рамках разных форм образовательного процесса. Важная роль отводится работе обучающихся в научных кружках, служащих наиболее успешной формой раскрытия и реализации научного потенциала будущего специалиста. Цель - выявить особенности функционирования научных кружков как формы образовательной деятельности, а также проанализировать практики ее реализации в Саратовской государственной юридической академии.
Методологическая основа: диалектический, формально-юридический, сравнительный, социологический методы познания, а также метод статистического анализа.
Результаты: авторская позиция сводится к необходимости активного использования кружковой работы в развитии научного потенциала обучающегося как перспективной формы его взаимодействия с преподавателем.
Выводы: научный кружок позволяет обучающимся реализовать свои академические права на участие в научно-исследовательской деятельности и способствует формированию у них профессиональных компетенций; основными функциями научного кружка являются обучение, воспитание, формирование навыков научной работы; функционирование научных кружков регулируется локальными актами образовательных организаций и существенно отличает их от занятий, проводимых в аудиторной форме; эффективность работы научных кружков подтверждена результатами социологического исследования, проведенного в Саратовской государственной юридической академии наставниками научного кружка «Актуальные вопросы финансового, банковского и таможенного права: федеральные и региональные аспекты».
Введение: в статье проведен теоретический анализ функций экспериментальной нормы права. Автор отмечает, что экспериментальное правовое предписание обеспечивает необходимый переход от абстрактной концепции к практической ее реализации для последующего наблюдения и фиксации проявившихся закономерностей. Цель - исследовать роль и назначение экспериментальной нормы права как исключительного правового приема регулирования общественных отношений.
Методологическая основа: диалектический, сравнительный и функциональный подходы.
Результаты: функции экспериментальной правовой нормы выступают отражением государственной политики в области правообразования, правовой идеологии и культуры законотворческих компетенций. Экспериментальное правовое предписание выполняет такие функции права, как ориентирующую, научную, интерпретационную, адаптационную, доказательную, мотивационную, превентивную, управленческую, прогрессивную и прогнозную.
Выводы: значимость экспериментальной нормы права очевидна и заключается в том, что она, будучи исключительным организационно-правовым приемом регулирования социальных связей, должна использоваться лишь при невозможности спрогнозировать результаты стандартных вариантов воздействия на общество.
Введение: активное развитие правового регулирования в современной России порождает потребность в гибких инструментах, способных оперативно адаптироваться к новым вызовам. Главная проблема - найти формат, который позволит апробировать правовые новации без риска масштабных неудач. Цель - определить сущность экспериментального нормативного правового акта и выявить условия его эффективного применения. Задачами являются анализ присущих ему признаков, а также сравнение с традиционными актами.
Методологическая основа: сравнительно-правовой и формально-юридический методы, позволяющие установить специфику исследуемого явления, определить сущностные признаки.
Результаты: проведенный анализ показывает, что экспериментальный формат правового регулирования минимизирует риски правоприминительных ошибок, поскольку на этапе тестирования можно выявить недостатки и своевременно их исправить. Практические примеры подтверждают, что подобный акт облегчает внедрение новых правил в ограниченных масштабах, не затрагивая всю правовую систему.
Вывод: экспериментальный нормативно-правовой акт обеспечивает точечную проверку и гибкую корректировку нормативных требований. Его применение не только снижает вероятность системных сбоев, но и укрепляет доверие граждан к законодательному процессу.
Введение: объектом историко-правового исследования является обширный комплекс документальных источников, составляющих материалы писцового делопроизводства, образовавшиеся в результате функционирования Поместного приказа. Отечественная историография насчитывает небольшой перечень работ, посвященных исследованию содержания документального материала Поместного приказа. Большинством специалистов документальные материалы рассматриваются в качестве массового статистического источника и финансовых документов, фиксировавших объекты налогообложения. Актуальность избранной тематики обусловлена необходимостью уточнения теоретических представлений о документах писцового делопроизводства как о специфичном реестре землевладений России XVI-XVIII вв. Цель - установить и обосновать историко-правовое значение писцовых описаний как юридических актов, закрепляющих права на землю России XVI-XVIII вв.
Методологическая основа: диалектический, исторический, сравнительно-правовой методы.
Результаты: на основании историографических источников и законодательных актов России XVI-XVIII вв. аргументируется авторский подход к рассмотрению документов писцового делопроизводства как юридических актов, удостоверяющих права на землю в России XVI-XVIII вв.
Выводы: образовавшийся комплекс документов писцового делопроизводства является своеобразным земельным кадастром России XVI-XVIII вв.; поземельные акты, входящие в «собрание» писцовых книг, представляли собой юридические акты, определяющие владельческую принадлежность земель и устанавливающие размер налогов в государстве; писцовое делопроизводство составляло одну из важнейших функций в системе государственного управления земельным фондом России XV-XVIII вв., связанную с учетом земельных владений.
Введение: в современных условиях актуализируются проблемы взаимодействия публичной власти и гражданского общества ввиду интенсивного развития цифровых инструментов правовой коммуникации. Цель - исследовать правовое сотворчество публичной власти и общества в контексте современных цифровых тенденций.
Методологическая основа: диалектическая логика, социологический метод, системный подход, в частности структурно-функциональный анализ, информационный, формально-юридический и другие методы исследования.
Результаты: раскрыта связь современных цифровых технологий и правового сотворчества публичной власти общества, выражающаяся в интенсификации данных процессов и предоставлении дополнительных правосотворческих возможностей гражданам посредством работы специальных цифровых платформ и сайтов, обеспечивающих данное взаимодействие.
Выводы: обозначены некоторые тенденции, связанные с влиянием цифровизации на процессы правового сотворчества власти и гражданского общества. Указывается, что, несмотря на положительное влияние цифровизации на развитие правового сотворчества, имеются риски и проблемы, связанные с излишней автоматизацией, механизацией данных процессов.
Введение: в статье рассмотрена природа, особенности, теоретическая и практическая значимость разработки механизма правового прогнозирования. Сделан акцент на структурном построении механизма правового прогнозирования и содержательном наполнении его элементов. Цель - обосновать теоретическую и практическую значимость исследования механизма правового прогнозирования в условиях динамики социальных отношений.
Методологическая основа: общенаучные и специально-юридические методы познания: системный, структурно-функциональный, анализ, синтез, формально-юридический.
Результаты: аргументирована позиция автора о необходимости разработки механизма правового прогнозирования и содержательном наполнении его структурных компонентов.
Выводы: механизм правового прогнозирования - необходимый атрибут совершенствования законодательства, способствующий определению перспектив его развития, отвечающих потребностям общества, а также нахождению оптимальных путей совершенствования правового регулирования.
Введение: статья посвящена анализу места и роли юридического прогнозирования в процессе осуществления нормотворческой деятельности. На конкретных примерах показаны негативные последствия неиспользования потенциала прогнозирования в ходе изменения действующего законодательства. Цель - на основе изучения научной литературы и действующего законодательства установить значение юридического прогнозирования в ходе реализации правотворческой деятельности государственными органами.
Методологическая основа: формально-юридический, статистический, сравнительный, системный методы.
Результаты: доказана необходимость проведения юридического прогнозирования на всех этапах правотворческой деятельности для поддержания должного уровня эффективности правового регулирования.
Выводы: благодаря юридическому прогнозированию определяются конкретные перспективные направления правового развития, оцениваются риски с учетом социальных потребностей общества и иных факторов. Предлагается алгоритм осуществления прогнозирования с делением на этапы.
Введение: в историко-правовой науке сохраняется актуальность осмысления теоретических и методологических оснований исследований в области регулирования личных и имущественных отношений в Древнерусском и Московском государстве. Цель - выявить основные подходы в историко-правовых исследованиях истоков гражданского законодательства, сложившихся в России к середине XVII в.
Методологическая основа: принцип историзма и системный подход, логический, аналитический, биографический и проблемно-хронологический методы.
Результаты: выявлены характерные черты и результаты осмысления историко-правовой литературы, затрагивающей вопросы закономерностей становления древнерусского законодательства.
Выводы: становление гражданского законодательства в России к середине XVII в. традиционно просматривается в контексте осмысления источников (форм) права, а также форм его систематизации. Уделяя особое внимание процессу централизации и децентрализации публичной власти, исследователи традиционно акцентируют внимание на эволюции закона как основной формы выражения права.
Введение: раскрытие функциональных особенностей юридической рекомендации видится обоснованным по ряду причин. Во-первых, исследование функций позволяет наиболее полно раскрыть сущность и социальное назначение юридической рекомендации, ее роль на каждом историческом этапе развития общества. Во-вторых, комплексный анализ функций юридической рекомендации дает возможность системно оценить функциональные возможности данного правового феномена, выходя за пределы оценки предназначения отдельного рекомендательного акта. В-третьих, исследование функций юридической рекомендации дополняет основные положения теории функций права, акцентируя внимание на особенностях правового воздействия юридической рекомендации как особого правового средства. Цель - на основе существующих подходов в теории функций права обосновать функции юридической рекомендации и предложить авторскую классификацию функций.
Методологическая основа: общенаучные и частные методы исследования, совокупность диалектического и системного методов познания, формально-юридический подход, метод интерпретации.
Результаты: автором сформулировано понятие функции юридической рекомендации, а взятый за основу критерий особенностей цели и характера правового воздействия позволил дифференцировать функции юридической рекомендации на основные и неосновные.
Выводы: под функциями юридической рекомендации предлагается понимать обусловленные социальным назначением и сущностью имманентные направления и виды правового воздействия на волю, сознание и поведение людей, направленные на достижение определенных целей в механизме правового воздействия. К числу основных функций предлагается отнести функцию государственной ориентации и предупредительную функцию. В числе неосновных функций юридической рекомендации автором обосновываются обеспечительная функция, воспитательная функция, коммуникативная функция.
Введение: в условиях стремительного развития современных обществ и усложнения социальных, политических и правовых процессов становится очевидной необходимость углубленного изучения механизмов обеспечения правопорядка. Государственные структуры вынуждены адаптироваться к постоянно возникающим вызовам, связанным с усилением динамики общественных процессов, выходящими за рамки традиционных способов управления угрозами безопасности. На фоне этих изменений системный подход приобретает особое значение для оценки и совершенствования структуры правоохранительной системы. Исследование проблемы охраны правопорядка посредством концептуальных и методологических инноваций позволяет выработать рекомендации, направленные на повышение эффективности функционирования правового механизма в изменяющихся условиях. Цель - разработать концептуально обоснованную модель правоохранительной системы, способную интегрировать системный подход в изучение ее структуры и функциональных особенностей.
Методологическая основа: комплекс методов, сочетающих системный анализ с телеологическим подходом, что позволяет рассматривать явление правоохранительной системы в целом и выявлять целевые ориентиры ее функционирования.
Результаты: эффективность правоохранительной системы напрямую зависит от интеграции различных компонентов: государственных институтов, нормативной базы и механизмов участия гражданского общества. Исследование показало, что самостоятельная работа государственных органов не способна обеспечить максимально устойчивое состояние правопорядка, если не организовано конструктивное взаимодействие с неформальными институтами и социальной средой.
Выводы: правоохранительная система представляет собой сложное и многослойное образование, в котором важную роль играет интеграция разнообразных элементов, обеспечивающих охранительное воздействие на общественные отношения. Эффективное функционирование данной системы возможно только при сочетании государственных усилий с активным участием гражданского общества и использованием современного комплекса правовых средств.
Издательство
- Издательство
- СГЮА
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- ул. Чернышевского Н.Г., зд. 104, стр. 3, Саратов
- Юр. адрес
- 410056, Саратовская обл, г Саратов, Октябрьский р-н, ул им Чернышевского Н.Г., д 104 стр 3
- ФИО
- Ильгова Екатерина Владимировна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@ssla.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2299202