Статья: СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (2025)

Читать онлайн

Введение. Критическое мышление все более востребовано в профессиональной деятельности и частной жизни, однако системы образования пока не обеспечивают запрос на формирование этой компетенции в полной мере. В качестве основного решения обычно рассматривается внедрение на предметных занятиях практик, нацеленных на развитие критического мышления. Опыт показывает, что для эффективного использования таких практик требуется также формирование образовательной среды, в которой подкрепляется инициатива и самостоятельная активность учащегося. Теоретический анализ. Важность влияния среды обусловлена теорией самодетерминации: удовлетворение потребности ребенка в автономии способствует академической мотивации, которая и опосредует влияние среды на достижение метапредметных образовательных результатов. Эмпирический анализ. Рассмотрена связь между модальностью школьной среды и уровнем критического мышления учащихся 7-х классов. Показана корреляция количества учащихся на «продвинутом» и «развивающемся» уровнях с типами среды, различающихся по параметрам стимулирования свободы и активности учащихся.

Заключение. Подтверждена важность среды, поддерживающей активность, для формирования критического мышления в основной школе, особенно в сочетании с высокими показателями среды по параметру свободы, проявляющейся в персонализированном подходе, высоком приоритете личностных интересов каждого обучающегося, предоставлении права на выбор, независимость суждений и поступков.

Ключевые фразы: образовательная среда, активность, творческая среда, безмятежная среда, догматическая среда, КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, мотивация, теория самодетерминации
Автор (ы): КОВАЛЬ ЕЛЕНА ГЕОРГИЕВНА, ЯСВИН ВИТОЛЬД АЛЬБЕРТОВИЧ
Журнал: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
373.1. Организация учебного процесса в общеобразовательной школе
Для цитирования:
КОВАЛЬ Е. Г., ЯСВИН В. А. СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ // ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. 2025. Т. 25 № 1
Текстовый фрагмент статьи