Введение. Конвергенция между наукой о мозге и технологиями искусственного интеллекта делает актуальным вопрос об отношении между человеческим мышлением и системами искусственного интеллекта. Теоретический анализ. Формирование искусственного и естественного интеллектов совершается в противоположных векторах. В первом случае формирование мыслительных операций идет по логике интеграции. Дискретные единицы нижнего уровня, «слова» компьютерного языка, объединяются в более крупные единицы высшего уровня – блоки. Во втором случае развитие мыслительных операций, наоборот, совершается по логике дифференциации. Изначальное синкретическое единство мыслеобразов разделяется на дискретные единицы – слова с определенными значениями. Сходная логика: дифференциация синкретического единства на дискретные единицы (а не интеграция дискретных единиц в блоки) отслеживается как в развитии мышления у детей, так и в эволюции языков в истории человечества.
Заключение. В русле эволюционной эпистемологии делается вывод: формирование первоначальных паттернов естественного интеллекта совершается не внутри «аппаратуры» мозга, а в процессе взаимодействия между организмом и внешней средой. Это согласуется с концепцией интенциональности феноменологической философии.
Идентификаторы и классификаторы
Конвергенция между наукой о мозге и технологиями искусственного интеллекта (ИИ) дала начало ряду направлений, в рамках которых активно обсуждается проблема отношения между человеческим мышлением и системами ИИ. Одним из дискуссионных вопросов является проблема «сильного» и «слабого» ИИ. Имеют место полярно противоположные точки зрения. «Кредо» одной позиции в полемически заостренной форме в свое время высказал Р. Рорти.
Список литературы
1. Хофштадтер Д. Р. Гедель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. Самара: Издательский дом “Бахрах-М”, 2001. 752 с.
2. Чалмерс Д. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории. М.: УРСС, 2015. 512 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с. EDN: SGCNXR
4. Булгаков С. Н. Речь и слово // Булгаков С. Н. Философия имени. СПб.: Наука, 1998. С. 67-133.
5. Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. С. 6-72.
6. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М.: Республика, 1998. С. 243-467.
7. Anderson O. R. Comparative protozoology: Ecology, physiology, life history. Berlin: Springer Science, 2013. 482 p.
8. Князева Е. Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. 352 с. EDN: TOYDXB
9. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Наука, 1999. 605 с. EDN: QWJLFB
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. Современное школьное образование претерпевает обновление, которое требует от учителя новых умений. Противоречие между необходимостью владения учителем рядом профессиональных компетенций и недостаточной их сформированностью определяет заявку к системе дополнительного профобразования на дальнейшее становление профессиональной субъектности учителя, создающей условия для устранения профессиональных затруднений. Целью нашего исследования становится исследование развития профессиональной субъектности учителя. Ведущими методами – анализ литературы и педагогический эксперимент. Теоретический анализ. Проведение теоретического анализа позволило сделать вывод о существовании разных научных взглядов на профессиональную субъектность: как на специфическую способность личности проектировать, реализовывать, оценивать собственную деятельность, как на инструмент адаптации личности к профессии через образование и самообразование, как на систему умений по профессиональному саморазвитию, саморегуляции человека. Эмпирический анализ. В рамках эмпирического анализа, педагогического эксперимента выявлены разные уровни развития профессиональной субъектности учителя. Метод применения системы творческих заданий позволил сделать вывод о нем как о важном педагогическом условии развития профессиональной субъектности учителя.
Выводы. Развитие профессиональной субъектности учителя в учреждении системы дополнительного профессионального образования эффективно осуществляется при использовании в обучении метода применения системы творческих заданий.
Введение. Критическое мышление все более востребовано в профессиональной деятельности и частной жизни, однако системы образования пока не обеспечивают запрос на формирование этой компетенции в полной мере. В качестве основного решения обычно рассматривается внедрение на предметных занятиях практик, нацеленных на развитие критического мышления. Опыт показывает, что для эффективного использования таких практик требуется также формирование образовательной среды, в которой подкрепляется инициатива и самостоятельная активность учащегося. Теоретический анализ. Важность влияния среды обусловлена теорией самодетерминации: удовлетворение потребности ребенка в автономии способствует академической мотивации, которая и опосредует влияние среды на достижение метапредметных образовательных результатов. Эмпирический анализ. Рассмотрена связь между модальностью школьной среды и уровнем критического мышления учащихся 7-х классов. Показана корреляция количества учащихся на «продвинутом» и «развивающемся» уровнях с типами среды, различающихся по параметрам стимулирования свободы и активности учащихся.
Заключение. Подтверждена важность среды, поддерживающей активность, для формирования критического мышления в основной школе, особенно в сочетании с высокими показателями среды по параметру свободы, проявляющейся в персонализированном подходе, высоком приоритете личностных интересов каждого обучающегося, предоставлении права на выбор, независимость суждений и поступков.
Введение. Важную роль в становлении дошкольной педагогической науки и практики в XIX в. сыграла педагогическая литература. Инструментом, обеспечивающим эффективность воздействия литературы, стала педагогическая библиография, в задачи которой входили систематизация педагогической литературы, ее организация и представление в соответствующих указателях. Таким образом, анализ ее зарождения и развития является важной частью истории дошкольной педагогики. Теоретический анализ. В ходе исследования были раскрыты научно-методические и библиографические условия формирования отечественной библиографии дошкольного воспитания и детства.
Заключение. Раскрыта роль Ф. Н. Медникова в разработке концепции педагогической библиографии и определения в ней места библиографии дошкольного воспитания. Уточнено место библиографии в становлении дошкольного воспитания, дан обзор основных библиографических указателей, выявлено ядро научной и методической литературы по дошкольному воспитанию и намечены пути ее дальнейшего изучения.
Введение. В современной теории и практике функционирования приемных семей существует противоречие признания пролонгированности процесса социально-психологической адаптации членов приемной семьи и недооценки асинхронности его компонентов. Цель и новизна исследования состояла в выявлении наиболее «уязвимых» из них на активном этапе ко-адаптации. Теоретический анализ. Анализ научных источников позволил сделать вывод о том, что сложность социально-психологической коадаптации связана с проблемой паритета ее основных компонентов, спецификой их содержательных характеристик для приемных детей и родителей. Особо остро это прослеживается на начальном этапе формирования замещающих детско-родительских отношений, что позволило ввести в научное поле уточняющий термин – ко-адаптация акторов приемной семьи – и обозначить новый ракурс проблемы. Эмпирический анализ. Мотивация приемных родителей и приемных детей соответствует достаточно высокому уровню потребности в семье как платформе для успешной социализации, развития и формирования устойчивых отношений привязанности. Выявленные значимые различия в познавательном компоненте отражают разницу ожиданий – у детей они сосредоточены на определенном прошлом и неопределенном будущем, а у взрослых – на стабильном настоящем и видимой перспективе. Коммуникативно-поведенческий компонент отражает доминанту проблем в установлении паритета акторов приемной семьи.
Заключение. Выявлены корреляционные связи между основными компонентами социально-психологической ко-адаптации, значимость и незначимость которых конкретизирует возможность позитивной динамики в дальнейшем.
Способность к формированию конструктивных межличностных отношений крайне важна для будущих психологов. Теоретический анализ. Рассматривается генезис развития теории привязанности и концепции межличностной зависимости. Эмпирический анализ.
Цель: изучить соотношение между типами привязанности в детстве к родителям и во взрослом возрасте устудентов-психологов. Гипотеза: студенты, характеризующиеся ненадежной привязанностью к родителям в детстве, проявляют ненадежную привязанность и склонность к межличностной зависимости во взрослом возрасте. Эмпирическое исследование проводилось при помощи следующих методик: проективная методика «Пространство Дерева и Света» К. Адамс(адаптация М. А. Одинцовой, Д. В. Лубовского, Е. С. Гусаровой, П. А. Ивановой); методика «Тест на тип привязанности» Э. Чен; опросник межличностной зависимости Р. Гиршфильда (адаптация О. П. Макушиной). Выявлено, что у большинства испытуемых была сформирована надежная привязанность к родителям. Студентов с надежной привязанностью в межличностных отношениях на настоящий момент также больше, чем студентов с ненадежной привязанностью. Однако значительная часть студентов-психологов имеют склонность к межличностной зависимости.
Заключение. Установлено, что у группы студентов с ненадежным типом привязанности в детстве более высокие показатели тревожного типа привязанности к партнеру на данный момент по сравнению со студентами с надежной привязанностью в детстве. Показатели неуверенности в себе также выше у студентов с ненадежным типом привязанности в детстве.
Введение. Профессиональные династии являются важной составляющей организационной культуры отечественного здравоохранения. Цель исследования – изучить влияние профессиональных династий на организационную культуру в системе здравоохранения. Теоретический анализ. Опираясь на ордерную методологию и исследования династийности в социальных науках предложено и обосновано социально-психологическое определение понятия «профессиональная династия». Теоретически обосновано влияние династийности на формирование субордеров организационной культуры в учреждениях здравоохранения. Эмпирический анализ. Представлены результаты исследования влияния профессиональных династий на организационную культуру в системе здравоохранения. Выявлено, что династийность является основой, на которой формируется достаточно гармоничное, близкое к эталонному, состояние организационной культуры, выражающееся в равномерном распределении субордеров. В семье молодого врача под влиянием родителей и старших родственников формируются духовные мотивы профессиональной деятельности, которые являются более устойчивыми, чем материальные.
Заключение. Династийность оказывает положительное влияние на формирование субордеров организационной культуры в здравоохранении. В медицине на основании экспертного мнения династийность начинается с двух поколений. Врач, воспитанный на примере своего родителя, перенимает ценностно-смысловые основания профессиональной деятельности, в том числе представления об организационной культуре медицинской организации, и является более готовым к трудностям профессиональной деятельности.
Во введении обосновывается актуальность изучения заботы как доминанты человеческого существования, задающей ему подлинный смысл, и заботы о себе, предполагающей не только осознанное и ответственное отношение к собственному физическому, эмоциональному и психологическому благополучию, актуализацию чувства собственного достоинства, обретение внутренней силы и свободы, духовное развитие, но и заботу о Другом. Теоретический анализ позволяет определить субъекта заботы о себе в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам и выделить основную структуру заботы о себе, репрезентированную самопознанием, самосовершенствованием, саморегуляцией и самопреобразованием. Эмпирический анализ. Цель эмпирического исследования – построение психологической типологии заботы личности о себе как практики воспроизводства субъективности. Гипотеза: предполагается существование различных типов заботы о себе, заданных конфигурацией доминирующих личностных свойств в контексте триединства: Я-Мир, Я-Другой, Я-Сам. В исследовании принимали участие 94 человека, 24 мужчины и 70 женщин (N = 94; средний возраст = 32,5 ± 12 лет, медиана = 32).
Методы: психологическое тестирование с применением методик диагностики выраженности заботы о себе, теста на стрессоустойчивость, краткого опросника Большой пятерки, а также методы математико-статистической обработки данных (пакет JASP 0.19.2).
Заключение. Забота о себе рассматривается как повседневная духовная работа личности над собственным жизненным проектом, связанная с превращением имеющихся возможностей в активные ресурсы, сопряженная с трудностями, рисками и осознанными усилиями, обусловленная личностными и социально-психологическими характеристиками, включающая в качестве обязательного компонента заботу личности о Другом. Выделено три типа заботы о себе, обладающие высоким объяснительным потенциалом, два из которых предполагают среднюю степень заботы о себе, а один – высокую степень заботы о себе. Установлено, что каждый из сконструированных типов имеет свои преимущества и ограничения. Прикладной аспект исследования заключается в том, что его результаты могут служить основой для разработки диагностического инструментария оценки степени заботы личности о себе, а также технологий фасилитации ее субъектности.
Введение. Вопрос оценки увеличения влияния религии на социокультурные и политические процессы на данный момент является актуальным и обсуждаемым. Существуют как сторонники, так и противники введенного в начале XX века в научный дискурс Юргеном Хабермасом термина «постсекулярное». Проблематика в данном случае заключается в том, что в оценке нуждается не сама возможность существования термина, а оценка проявления процессов десекуляризации в отдельно взятых обществах. Целью работы является выявление отличительных постсекулярных тенденций и их особенностей в социокультурном пространстве России в сравнении с общемировыми тенденциями. Теоретический анализ. В процессе исследовательских действий был использован принцип историзма, на основе которого рассматривались явления, характеризующие процессы секуляризации и десекуляризации и становления постсекулярного общества. Использовались историко-сравнительный и проблемно-хронологический методы. Новизна исследования заключается в выявлении особого исторического пути секуляризации общества в России с проявлением в последующем отличительных постсекулярных тенденций в современности.
Заключение. В ходе анализа философских и исторических источников установлена непосредственная связь феномена постсекулярности с культурным и научным контекстом эпохи и феноменологической традиции России.
Введение. Развитие цифрового общества как нового этапа социальной эволюции влечет за собой переход на качественно новый уровень, который становится цифровым. Теоретический анализ. Используя коммуникационный подход, авторы обращаются к категории политических коммуникаций для того, чтобы показать роль цифровых технологий в современном функционировании идеологического. Используемый концепт позволяет избежать жесткого противопоставления материального и идеального в функционировании идеологии и вписать производство политического в общий строй социальной коммуникации. Это производство может быть рассмотрено в общем ракурсе социального конструктивизма, с которым генетически связан коммуникационный подход, но с учетом актантной природы цифровых медиа. Идеологическое оказывается тогда обнаруживаемым на уровне обобщения политических смыслов социальной коммуникации, при этом его жанровое выражение подчиняется общей логике гибридизации жанров и форм коммуникации в интернет-пространстве, где когерентность задают транс(сквозь)форматные гипертекствовые связи. В этих условиях проводниками идеологии оказываются малые жанровые интернет-формы, прецедентные феномены, обеспечивающие визуализацию в медиатексте сложных концептов идеологических макронарративов. Такой наиболее характерной формой выступает интернет-мем.
Заключение. Цифровая идеология может быть понята как сетевая система, интегрирующая через цифровые технологии разные уровни политической коммуникации и обеспечивающая свободную конвертацию идеологических смыслов от политических трактатов до интернет-мемов.
Введение. Авторами статьи предпринята попытка обозначить механизмы образования мифологического образа Петра I и закономерности этого процесса; исследованы причины и закономерности проявления взаимосвязи исторического образа Петра I и его мифологических образов, а также осуществлен анализ интерпретаций образа Петра I, определены особенности восприятия его мифологических образов. Теоретический анализ. В работе использовались: метод социальной философии – рефлексия, метод реконструкции, исторический и компаративистский подходы и герменевтический метод. При исследовании вопроса соотношения социальной памяти с мифологической проекцией исторического образа Петра I применялся один из основных подходов изучения социальной памяти – исследование образов прошлого, основанием для применения которого является тот факт, что память по своей сути образна.
Заключение. Исследование причин и закономерностей проявления взаимосвязи исторического образа Петра I и его мифологических образов, а также анализ интерпретаций образа Петра I позволяет сделать вывод о воздействии мифологических образов Петра I на процесс самоидентификации народа, на корреляцию идентичности и формирование ценностной системы.
Издательство
- Издательство
- СГУ
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- Юр. адрес
- 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83
- ФИО
- Чумаченко Алексей Николаевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@sgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (845) 2261696
- Сайт
- https://www.sgu.ru/