Статья: СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КО-АДАПТАЦИИ АКТОРОВ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ НА АКТИВНОМ ЭТАПЕ ПРОЦЕССА (2025)

Читать онлайн

Введение. В современной теории и практике функционирования приемных семей существует противоречие признания пролонгированности процесса социально-психологической адаптации членов приемной семьи и недооценки асинхронности его компонентов. Цель и новизна исследования состояла в выявлении наиболее «уязвимых» из них на активном этапе ко-адаптации. Теоретический анализ. Анализ научных источников позволил сделать вывод о том, что сложность социально-психологической коадаптации связана с проблемой паритета ее основных компонентов, спецификой их содержательных характеристик для приемных детей и родителей. Особо остро это прослеживается на начальном этапе формирования замещающих детско-родительских отношений, что позволило ввести в научное поле уточняющий термин – ко-адаптация акторов приемной семьи – и обозначить новый ракурс проблемы. Эмпирический анализ. Мотивация приемных родителей и приемных детей соответствует достаточно высокому уровню потребности в семье как платформе для успешной социализации, развития и формирования устойчивых отношений привязанности. Выявленные значимые различия в познавательном компоненте отражают разницу ожиданий – у детей они сосредоточены на определенном прошлом и неопределенном будущем, а у взрослых – на стабильном настоящем и видимой перспективе. Коммуникативно-поведенческий компонент отражает доминанту проблем в установлении паритета акторов приемной семьи.

Заключение. Выявлены корреляционные связи между основными компонентами социально-психологической ко-адаптации, значимость и незначимость которых конкретизирует возможность позитивной динамики в дальнейшем.

Ключевые фразы: социально-психологическая ко-адаптация, приемная семья, социальные сироты, ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, паритет приспособления, отношения привязанности
Автор (ы): ЧЕРНЯЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА, Шаров Алексей Александрович
Журнал: ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.3. Социальная структура. Общество как социальная система.Личности и персональные характеристики могут быть обозначены через -05 (табл.Ik)
316.6. Социальная психология
Для цитирования:
ЧЕРНЯЕВА Т. Н., ШАРОВ А. А. СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КО-АДАПТАЦИИ АКТОРОВ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ НА АКТИВНОМ ЭТАПЕ ПРОЦЕССА // ИЗВЕСТИЯ САРАТОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. НОВАЯ СЕРИЯ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. 2025. Т. 25 № 1
Текстовый фрагмент статьи