Трудность в расследовании преступлений, совершенных с применением цифровых технологий, состоит в том, что эти технологии постоянно развиваются. Благодаря этому преступники постоянно совершенствуют способ и механизм совершения конкретных преступлений, что создает серьезные трудности для расследования. Время от времени следователям приходится сталкиваться с преступлениями, которые по способу и механизму совершения не имеют аналогов среди ранее совершавшихся. Из-за этого снижается эффективность в установлении обстоятельств совершения преступлений. В некоторых случаях это позволяет преступникам скрыть преступление или дать возможность уйти виновным лицам от разоблачения. Это обусловливает потребность органов расследования в методике, способной предложить такие криминалистические рекомендации, которые могли бы, заглядывая в будущее, предложить наиболее оптимальное решение, т. е. очевидной является необходимость в создании опережающей криминалистической методики.
Цель исследования – выявление особенностей опережающей методики расследования преступлений, совершенных с применением цифровых технологий, и тенденций развития названных преступлений, которые должны приниматься во внимание при формулировании криминалистических рекомендаций.
Материалы и методы. При проведении исследования помимо общенаучных методов были использованы специальные методы, разработанные в криминалистике. Так, применялись методы моделирования криминалистических ситуаций, системно-деятельностный и криминалистического прогнозирования. В ходе исследования был обобщен опыт расследования преступлений, совершенных с применением цифровых технологий.
Результаты. Существующие методики расследования преступлений, совершенных с применением цифровых технологий, не предоставляют следователям рекомендаций для решения проблем, являющихся следствием использования преступниками новых цифровых продуктов. Это может способствовать формированию тупиковых ситуаций в установлении обстоятельств совершения соответствующих преступных деяний. С учетом этого следователи нуждаются в криминалистической методике, которая позволяла бы избежать неприятных неожиданностей в случаях применения при совершении преступлений новейших цифровых технологий.
Выводы. В настоящее время в связи с развитием научно-технического прогресса и стремлением отдельных противоправно настроенных лиц использовать его результаты для достижения преступных целей у правоохранительных органов сформировалась потребность в создании соответствующей опережающей криминалистической методики, включающей в себя прогностически ориентированные рекомендации, т. е. рекомендации по решению проблем, с которыми пока не сталкивалось расследование, но может в будущем столкнуться.
Идентификаторы и классификаторы
Проблемой расследования преступлений, совершенных с применением цифровых технологий, является то, что способ и механизм их совершения постоянно совершенствуется.
Список литературы
1. Акиев А.Р. Развитие научных представлений о криминалистическом прогнозировании // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2023. № 4(100). С. 80-86. EDN: KBWMVQ
2. Головин А.Ю., Головина Е.В. К вопросу консолидации криминалистических методик расследования преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2022. № 3. С. 3-9. EDN: MVTUYV
3. Ищенко П.П. Криминалистические технологии или технологичность криминалистики? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2024. № 6(118). С. 129-137. EDN: KGCZPX
4. Карпенко О.А. Теория криминалистического прогнозирования в условиях современности и тенденции ее развития // Право и образование. 2024. № 3. С. 75-83. EDN: MRDDSU
5. Поляков В.В. К вопросу о классификации частных методик расследования преступлений // Развитие научных идей профессора Р.С. Белкина в условиях современных вызовов (к 100-летию со дня рождения): сб. науч. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. (Москва, 20 мая 2022 г.) / редколлегия: Ю.В. Гаврилин, Б.Я. Гаврилов, С.Б. Россинский, Ю.В. Шпагина. М.: Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2022. Ч. 1. С. 398-406. EDN: MMCJNE
6. Таков А.З. Действия преступников в киберпространстве // Журнал прикладных исследований. 2023. № 12. С. 117-120. EDN: SILMXX
7. Хараев А.А., Кулик А.А. Личность преступника в цифровой криминологии // Право и управление. 2023. № 10. С. 480-484.
8. Храпинский Б.Л. Развитие криминалистических учений об использовании цифровых технологий при совершении преступлений // Цифровизация экономики и общества: проблемы, перспективы, безопасность: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Донецк, 24 марта 2022 г.) / отв. ред. И.П. Подмаркова. Донецк: Цифровая типография, 2022. С. 186-191. EDN: NFUBNT
9. Чурилов С.Н. В каких криминалистических характеристиках и методиках расследования нуждается практика? // Вестник МГПУ. Сер. Юридические науки. 2020. № 4(40). С. 76-82.
10. Шруб М.П. Опережающая частная методика расследования в контексте современных тенденций развития криминалистической методики // Следственная деятельность: наука, образование, практика. 2021. № 1. С. 344-348.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Международные спортивные соревнования – места притяжения большого количества людей со всего мира, а следовательно, отличная возможность для наркоторговцев незаметно расширить рынок сбыта и увеличить выручку. Поток туристов и ажиотаж вокруг тематической атрибутики чаще всего используются преступными сообществами для того, чтобы незаметно для правоохранительных органов совершать незаконные сделки. Однако заблаговременная подготовка к таким событиям, в том числе превентивные проверки участников соревнований/болельщиков/туристов, неоднократно демонстрировала эффективность в борьбе с увеличением наркопреступлений во время международных соревнований.
Цель исследования – анализ факторов, способствующих совершению преступлений в спорте, и разработка предложений по улучшению эффективности предотвращения и увеличению показателей раскрываемости таких преступлений. Задачи исследования: определить современные тенденции развития спорта и причины совершения преступлений как спортсменами, так и их окружением: тренерами, спонсорами, болельщиками; оценить текущее состояние российского уголовного законодательства в сфере спорта и упорядочить нормативные акты, регулирующие общественные отношения в спорте; обозначить различия в объектах посягательств и уровне общественной опасности в сфере спорта.
Материалы и методы. Основными источниками исследования послужили международные акты и внутренние акты Российской Федерации по вопросам противодействия наркопреступлениям и распространения/употребления допинга. Кроме того, базой для определения действительных масштабов наркопреступлений в мире выступили официальные сообщения и доклады как международных организаций, включая ООН, WADA, так и российских уполномоченных органов/учреждений, в основном Министерства внутренних дел Российской Федерации и Российского антидопингового агентства «РУСАДА». В исследовании применялись как общенаучные, так и специализированные методы, в том числе сравнительно-правовой, формально-юридический, аналитический, статистический.
Результаты. По результатам анализа статистических данных выявлен рост числа наркопреступлений в сфере спорта. Обозначен перечень наиболее частых способов обхода законодательства и перемещения наркотиков из одной страны в другую под различными прикрытиями в преддверии международных спортивных соревнований. Проанализирована статистика привлечения к уголовной ответственности по антидопинговым статьям Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовного кодекса Российской Федерации. Выявлена неэффективность методики борьбы с употреблением допинга путем ужесточения наказания для спортсменов, в том числе за счет криминализации данного деяния, а также недоказанность необходимости криминализации употребления допинга в условиях единичных случаев привлечения по ст. 230.1, 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. На основе исследования позиции мирового спортивного сообщества о распределении ответственности по контролю за употреблением спортсменами как допинга, так и сильнодействующих средств, а также наркотиков, разработаны предложения по внесению изменений в административное и уголовное законодательство Российской Федерации, а именно: декриминализация склонения и использования в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, не относящихся к сильнодействующим и ядовитым веществам (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 230.1, 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации); внесение в ст. 6.18 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации изменений путем добавления нового пункта – ответственности за склонение и использование в отношении спортсмена субстанций и (или) методов, не относящихся к сильнодействующим и ядовитым веществам (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 230.1, 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) в форме административного штрафа и административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Выводы. Самым эффективным способом снижения латентности преступлений по сбыту наркотиков под прикрытием спортивных соревнований видится усиление работы органов предварительного расследования, в том числе путем снабжения их со стороны государства передовыми технологиями и предоставления доступа к любой необходимой информации об участниках соревнований и всех присутствующих на них лицах. Повысить раскрываемость наркопреступлений в сфере спорта могло бы помочь создание новой узкоспециализированной организации, участниками которой стали бы страны постсоветского пространства.
Юридическое голосование представляет собой сложный правовой феномен, играющий ключевую роль в системе правового регулирования как механизм принятия решений с юридически значимыми последствиями. Его разнообразие форм и процедур, обусловленное многогранностью регулируемых правом общественных отношений, подчеркивает необходимость системного анализа и упорядочения знаний об этом явлении. Актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью общетеоретических подходов к классификации юридического голосования, что затрудняет понимание его сущности и места в правовой системе. Это особенно важно в условиях динамичного развития правовых институтов, где юридическое голосование выступает инструментом реализации прав граждан и организаций, а также обеспечения правопорядка. Настоящее исследование рассматривает юридическое голосование как общетеоретический феномен, выходящий за рамки одной правовой системы.
Цель исследования – систематизация видов юридического голосования, выявление их сущностных признаков и разработка их классификационной модели.
Материалы и методы. Исследование опирается на широкий круг источников, включая научные труды по теории классификации. При проведении классификации для иллюстрирования выделяемых классов использованы нормы действующего законодательства Российской Федерации. Применены общенаучные методы: анализ для изучения определений классификации, синтез для формирования авторского подхода, систематизация для упорядочения видов голосования, сравнение для выявления их особенностей, а также специально-юридический метод интерпретации нормативных положений.
Результаты. Классификация признана ключевым методом упорядочения знаний о юридическом голосовании. Проанализированы существующие определения классификации, выявлены их недостатки: отсутствие учета целенаправленности, разграничения признаков и оснований, динамичности. Предложено авторское определение классификации. Выделены четыре основания классификации: субъектный состав участников, предмет голосования, процедура голосования, юридические последствия. Установлена взаимосвязь видов голосования, формирующих правовой механизм общества, что подчеркивает их системный характер и значение для правопорядка.
Выводы. Систематизированы виды юридического голосования и выявлены их ключевые признаки, что позволило углубить теоретическое понимание этого правового института и его роли в регулировании общественных отношений. Ее научная значимость проявляется в уточнении места юридического голосования в правовой системе. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов для совершенствования правоприменительных практик, разработки рекомендаций по оптимизации законодательства и повышения эффективности процедур голосования.
Вопросы ответственности в сфере договора аренды земельных участков актуальны, поскольку права арендаторов земельных участков часто могут изменяться в силу ограничений, установленных действующим законодательством, как федеральным, так и региональным. Существующие проблемы затрагивают в большей степени интересы участников земельных правоотношений, которые по своему правовому статусу в значительной степени имеют преимущественные права пользования и распоряжения земельными участками. Возможность пользования землей на правах аренды создает приоритетные гарантии временного владения, но исключая права распоряжения землей, которые принадлежат исключительно собственнику земли. Надлежаще оформленный договор аренды земли, безусловно, не создает препятствий и ограничений для арендатора, однако если возникает необоснованная просрочка арендных платежей или есть факты нецелевого использования земель, то возникает существенный вопрос об ответственности.
Цель исследования – проанализировать существующие меры ответственности, установленные в сфере договора аренды земельных участков по действующему законодательству Российской Федерации, а также существующую договорную практику.
Материалы и методы. В ходе исследования применялись методы системного, структурного подхода, обобщения и сравнения для более полного обоснования тематики, определения меры ответственности в сфере исполнения договоров аренды земельных участков. Работа базируется на комплексном анализе и обобщении действующих норм федерального законодательства, а также материалов научных публикаций и судебной практики.
Результаты. Основные трудности правоприменительной практики, сложившейся в сфере договорных отношений по аренде земельных участков, связаны с коллизиями (несовершенством) действующего гражданского и земельного законодательства, неэффективностью имеющихся механизмов реализации прав арендаторов. Для решения проблемы прекращения прав на земельный участок по различным обстоятельствам принято и действует Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. № 59 «Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Указанный акт в настоящее время определяет юридическую ответственность сторон, характер возмещения произведенных затрат, допущенных в связи с ненадлежащим использованием земельных участков.
Выводы. При рассмотрении общих и частных вопросов ответственности в сфере договора аренды земельных участков можно отметить их практическую значимость для совершенствования норм гражданского и земельного законодательства, в частности решения вопроса о возмещении и компенсации допущенных в результате ухудшения или ненадлежащего использования земель и т. д. Неправильное толкование сторонами действующих общеправовых и специальных норм приводит зачастую к нарушению интересов собственника, арендатора или других участников договорных отношений. В этих случаях основной путь – это восстановление нарушенных прав сторон договора аренды, произведенное в судебном порядке. Вполне обоснованным представляется применение гражданско-правовых способов защиты договорных прав в сфере земельных правоотношений. Санкции должны быть направлены как на компенсацию имущественной ответственности и возмещение убытков, так и на уплату неустойки (пени, штрафа), но в разумных пределах.
Требование эффективности расследования преступлений против несовершеннолетних предполагает установление обстоятельств, указывающих на то, как осуществлялось воспитание. Это позволяет выявить не только значимые для расследования признаки соответствующего преступления, но и определить наиболее оптимальную тактику, придерживаясь которой можно получить полное знание об имевшем место преступном событии.
Целью исследования является определение значения процесса воспитания для расследования преступлений против несовершеннолетних.
Материалы и методы. В ходе исследования применялся широкий спектр методов: общенаучные (диалектический, синтеза, анализа, дедукции, индукции) и специальные методы криминалистики (ситуационное моделирование, системно-деятельностный). При проведении исследования использовался опыт расследования преступлений против несовершеннолетних, а также принимались во внимание высказываемые в специальной научной литературе позиции относительно решения проблем выявления и установления обстоятельств совершения преступлений названного вида.
Результаты. В ходе проведения исследования выявлено, что полнота, всесторонность и объективность расследования преступлений против несовершеннолетних невозможны без установления всех обстоятельств, указывающих на особенности имевшего место воспитания, что способствует оптимизации в установлении события совершенного преступного деяния.
Выводы. Для обеспечения полноты расследования преступлений против несовершеннолетних одним из обстоятельств, которые должны быть установлены, является процесс воспитания потерпевшего. Это позволяет понять и обосновать имевшее место событие преступления, а также определить тактику расследования и проведения отдельных следственных действий, в первую очередь – тактику допроса потерпевшего.
Актуальность статьи обусловливается нехваткой высококвалифицированных специалистов на российском рынке труда и интеграцией IT-решений в менеджмент компаний для повышения эффективности и оптимизации трудовых операций.
Цель исследования – выявление приоритетных направлений совершенствования HR-менеджмента в российских компаниях и разработка рекомендаций по устранению барьеров, влияющих на модернизацию системы управления в условиях цифровой трансформации экономики и дефицита высококвалифицированных специалистов.
Материалы и методы. В ходе исследования применялись теоретический анализ, сравнительный анализ, монографический анализ, обобщение и аналогия. Использовались материалы исследований российских IT-компаний в области цифровизации HR-процессов, научная литература и аналитические публикации.
Результаты. Проанализированы темпы цифровизации процессов управления персоналом в российских компаниях. Выявлены первоначальные направления автоматизации в системе управления человеческими ресурсами вне зависимости от численности работников в организации: подбор кадров (рекрутинг), корпоративный документооборот и учет заработных плат, премий, бонусов и льгот. Определена важность внедрения цифрового инструментария с целью оптимизации трудозатрат и повышения эффективности деятельности организаций. Помимо этого, уточнены и дополнены основные барьеры интеграции HR-Tech продукции в кадровый менеджмент: организационные, технологические, кадровые, финансовые и инфраструктурные препятствия. Разработан комплекс мероприятий по уменьшению влияния барьеров интеграции IT-решений в кадровый менеджмент на реализацию цифровой трансформации HR-функций, который включает аудит бюрократических процедур, формирование стратегии перехода на новые цифровые программы путем подготовки инфраструктуры и персонала, создание системы подготовки кадров, переход на использование финансово-выгодных сервисов, изменение способов приобретения оборудования и др.
Выводы. На основе анализа прикладных исследований российских ученых и организаций IT-сектора в области цифровизации бизнес-процессов выделены базовые направления HR-менеджмента, отличительной особенностью которых является универсальность и востребованность среди малых, средних и крупных предприятий. Цифровизация подбора кадров (рекрутинг), документооборота (личные дела сотрудников, документация и пр.) и учета заработных плат (в том числе премий, бонусов, льгот и ключевых показателей эффективности) представляют собой приоритетные направления совершенствования HR-функций в отечественных компаниях на ранних этапах автоматизации управления.
В настоящее время развитие регионов России происходит неравномерно, что связано с низкими объемами поступлений налогов в региональные бюджеты, а также с неэффективным распределением средств федерального бюджета между отдельными регионами. Необходимо совершенствование межбюджетных отношений в России с целью повышения финансовой самостоятельности регионов и стимулирования их экономического развития, что затруднено в настоящее время из-за неравномерного поступления налогов в региональные бюджеты, а также из-за приоритетов государственной политики по финансированию территорий.
Цель исследования – анализ российского и зарубежного опыта по сокращению разрыва между регионами и создание более устойчивых стимулов для экономического развития. Задачи исследования – на основе проведения анализа выявить проблемы и определить пути совершенствования межбюджетных отношений в России.
Материалы и методы. В ходе исследования использовались научные публикации, аналитические обзоры, статьи, а также данные из открытых интернет-источников. Период исследования – 2022–2024 гг. В процессе исследования применялись такие методы, как наблюдение, статистический анализ, сравнительный анализ, экспертные методы.
Результаты. В статье приведены результаты исследования межбюджетных отношений в России, выделена их роль в балансировке бюджетов федерального, регионального и местного уровней. Несмотря на обеспечение сбалансированного развития регионов, данная система имеет высокую зависимость субъектов от трансфертов, неравномерного налогового потенциала и дефицита бюджетов, что ограничивает их социально-экономическую активность. Из данных статистики за 2022–2024 гг. следует, что снижение доходов регионов на фоне роста расходов связано в том числе с сокращением налога на прибыль и перераспределением средств в пользу нацпроектов. Для решения проблем предложены реформы, включая расширение налоговых полномочий субъектов, стимулирующие трансферты, цифровизация процессов и адаптация зарубежного опыта Германии, Канады. Реализация мер направлена на повышение финансовой самостоятельности регионов, прозрачности и эффективности бюджетного регулирования.
Выводы. Реформирование межбюджетных отношений требует комбинации стимулирующих механизмов, дифференцированного подхода к регионам и внедрения цифровых инструментов. Использование международного опыта, включая горизонтальное выравнивание и налоговые льготы для инвестиций, поможет снизить зависимость от трансфертов и стимулировать экономический рост. В результате регионы эффективнее смогут выполнять социальные обязательства и преодолевать бюджетный дефицит.
Проблема взаимосвязи безработицы и уровня бедности населения России является одной из ключевых в области социально-экономического развития. В условиях нестабильной экономической ситуации, вызванной как внутренними структурными преобразованиями, так и внешними геополитическими вызовами, рост числа безработных граждан напрямую влияет на снижение доходов населения и увеличение уровня бедности. Отсутствие стабильного трудового дохода у населения уменьшает потребительский спрос, стимулирует социальное расслоение и усугубляет экономическое неравенство. Изучение влияния безработицы на бедность необходимо для разработки эффективных мер государственной поддержки, программ занятости, адресной социальной помощи и стимулирования экономической активности в стране. Актуальность данной темы обусловлена необходимостью поддержания социальной стабильности и обеспечения базовых стандартов жизни для уязвимых категорий граждан.
Цель исследования – оценка влияния уровня безработицы на масштабы бедности в России, анализ ключевых факторов этой взаимосвязи и разработка мер для ее смягчения путем комплексного подхода, охватывающего как традиционные, так и современные формы занятости с учетом меняющейся экономической среды. Задачи исследования – выявить проблемы и разработать мероприятия по снижению уровня безработицы и бедности населения в России.
Материалы и методы. В ходе исследования использовались данные периодических изданий, научные статьи, статистические данные Федеральной службы государственной статистики, интернет-источники. Период исследования – 2020–2024 гг. Основными методами исследования явились анализ, наблюдение, сравнение, статистические методы.
Результаты. Приведены результаты исследования влияния безработицы на уровень бедности населения России. Из данных статистики следует, что в 2020–2024 гг. наблюдается значительное сокращение безработицы в России, что в том числе связано с импортозамещением и открытием новых производств. Существует нехватка кадров. Рост доходов населения, повышение минимального размера оплаты труда, снижение безработицы оказывают положительное влияние на уровень бедности населения. Несмотря на это, более 10 млн человек в стране все еще имеют уровень дохода ниже прожиточного минимума, что требует продолжения комплексной политики по борьбе с бедностью. Для снижения безработицы и уровня бедности необходимо развивать не только традиционные, но и современные формы занятости. Развитие гиг-экономики, фриланса и интеграция в международные платформы позволит создать альтернативные источники дохода для населения, особенно в регионах с высокой безработицей. Однако для устойчивого эффекта необходима системная поддержка государства.
Выводы. Снижение уровня безработицы в России положительно сказалось на сокращении бедности среди населения в последние годы. Однако ситуация остается неоднородной. В экономически развитых регионах наблюдается активное развитие занятости, в том числе цифровой, тогда как в отдаленных и монопрофильных субъектах сохраняется высокий уровень безработицы. Особенно уязвимыми остаются территории с низкой инвестиционной активностью, слабой инфраструктурой и ограниченным доступом к образовательным и профессиональным возможностям. Безработица продолжает играть ключевую роль в формировании бедности, особенно в регионах с недостаточной экономической диверсификацией. Для устойчивого решения проблемы необходим комплексный подход, способный учитывать региональные особенности и развивать как традиционные, так и современные формы занятости.
Налоговая реформа 2025 г. стала одним из масштабных изменений за последние десятилетия. Радикальные изменения налогового законодательства, принятые в рамках налоговой реформы, вызывают множество вопросов среди представителей малого и среднего бизнеса. Этим обусловлена актуальность темы исследования.
Цель исследования – проанализировать наиболее важные изменения, вводимые в налогообложение бизнеса в связи с объявленной налоговой реформой. Задачи исследования – на основе изучения изменений в налоговом законодательстве, включая вопросы налогообложения малого бизнеса в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выявить как положительные, так и отрицательные стороны налоговой реформы, оценить степень их влияния на состояние бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Материалы и методы. Информационной базой исследования явились данные отчетов Федеральной налоговой службы Российской Федерации о начислении и поступлении налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы страны, отчеты о налоговой базе и структуре начислений по налогам, по которым предусмотрены изменения, федеральные законы, которыми внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. Исследование проведено с применением общепринятых в экономике методов исследования: анализа и синтеза, обобщения, сравнения и др.
Результаты. Рассмотрены основные направления налоговой реформы – 2025. Произведена сравнительная оценка поступлений налогов в 2020 и 2023 гг. Выявлены следующие тенденции: налоговые изменения направлены на увеличение налоговой нагрузки на налогоплательщиков, доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, прежде всего федерального бюджета.
Выводы. Налоговые изменения в основном носят фискальный характер, повысится налоговая нагрузка не только на бизнес, а также на физических лиц (как прямо – с введением прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, так и опосредованно, через увеличение налогового бремени на бизнес с последующим перенесением его на конечных потребителей), что в итоге приведет к увеличению поступлений в бюджет. В связи с проведением налоговой реформы нагрузка на бизнес возрастет, доходы бюджетов увеличатся, однако положение региональных и местных бюджетов не улучшится.
В условиях постпандемийной макроэкономической нестабильности исследование волатильности валют приобретает особую значимость для финансового анализа и принятия инвестиционных решений. Волатильность является по своей сути отражением степени макроэкономической и финансовой неопределенности и степени реакции на различные события цен на биржевые активы, что обусловливает актуальность изучения реализованной волатильности ключевых для российского рынка валют на современном этапе.
Целью исследования являются выделение факторов волатильности доллара и юаня и сравнительная оценка степени реализованной волатильности этих валют на российском финансовом рынке в постпандемийный период, характеризующийся последовательной сменой периодов макроэкономической нестабильности.
Материалы и методы. В программной среде разработки и выполнения программного кода на языке Python в облаке – Google Colab – были импортированы библиотеки Pandas, Numpy, Arch, Matplotlib, Openpyxl. Для проверки гипотезы исследования и анализа волатильности курса валют использовались ежемесячные данные по валютным парам USD/RUB и CNY/RUB, загруженные с сайта investing. com. Период наблюдения – с 1 января 2020 г. по 1 апреля 2025 г. На основе этих данных в среде Google Colab была сформирована GARCH-модель, осуществлены ее параметризация и подгонка. В дальнейшем результаты GARCH-моделирования были дополнены анализом фундаментальных факторов движения курсов валют.
Результаты. Проведенное исследование позволяет дифференцировать факторы реализованной волатильности доллара США и китайского юаня на российском финансовом рынке за период с 2020 по 2025 г., охватывающий значительные макроэкономические, политические и рыночные трансформации. GARCH-модель подтвердила наличие значительно большей амплитуды колебаний курса USD/RUB по сравнению с CNY/RUB. Особенно резкие скачки были зафиксированы в марте 2020 г., феврале 2022 г. и августе 2024 г., когда доллар проявлял резкую реакцию на внешнеполитические и санкционные события. В этих условиях курс юаня сохранял относительную стабильность, демонстрируя меньшую чувствительность к макроэкономическим триггерам, что обусловило меньшую реализованную волатильность.
Выводы. Волатильность доллара на российском рынке существенно выше, особенно в периоды кризисных шоков (например, февраль–май 2022 г.), что отражает его высокую зависимость от внешнеполитических факторов и международных санкционных ограничений. Юань характеризуется меньшей реализованной волатильностью, что в условиях экономической нестабильности усиливает его привлекательность для использования в целях осуществления расчетов и хеджирования при условии развития соответствующего инструментария. Вышеперечисленное подтверждает исходную гипотезу о большей стабильности юаня по сравнению с долларом США, однако стабильность эта – нерыночного характера. Анализ периодов пиков волатильности позволил увязать рыночные реакции с конкретными макроэкономическими и политическими событиями, включая пандемию, санкционные пакеты, энергетические кризисы и изменения политики Банка России. Полученные результаты подчеркивают актуальность диверсификации валютных рисков в условиях макроэкономической нестабильности и расширения инструментария альтернативных валют (в частности, юаня) в расчетных операциях и инвестиционной практике на российском рынке.
Издательство
- Издательство
- ЧувГУ
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- 428003, Чувашская республика - Чувашия, г Чебоксары, Московский пр-кт, д 15
- Юр. адрес
- 428003, Чувашская республика - Чувашия, г Чебоксары, Московский пр-кт, д 15
- ФИО
- Александров Андрей Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- office@chuvsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (835) 2583036