Архив статей журнала
В настоящее время развитие регионов России происходит неравномерно, что связано с низкими объемами поступлений налогов в региональные бюджеты, а также с неэффективным распределением средств федерального бюджета между отдельными регионами. Необходимо совершенствование межбюджетных отношений в России с целью повышения финансовой самостоятельности регионов и стимулирования их экономического развития, что затруднено в настоящее время из-за неравномерного поступления налогов в региональные бюджеты, а также из-за приоритетов государственной политики по финансированию территорий.
Цель исследования – анализ российского и зарубежного опыта по сокращению разрыва между регионами и создание более устойчивых стимулов для экономического развития. Задачи исследования – на основе проведения анализа выявить проблемы и определить пути совершенствования межбюджетных отношений в России.
Материалы и методы. В ходе исследования использовались научные публикации, аналитические обзоры, статьи, а также данные из открытых интернет-источников. Период исследования – 2022–2024 гг. В процессе исследования применялись такие методы, как наблюдение, статистический анализ, сравнительный анализ, экспертные методы.
Результаты. В статье приведены результаты исследования межбюджетных отношений в России, выделена их роль в балансировке бюджетов федерального, регионального и местного уровней. Несмотря на обеспечение сбалансированного развития регионов, данная система имеет высокую зависимость субъектов от трансфертов, неравномерного налогового потенциала и дефицита бюджетов, что ограничивает их социально-экономическую активность. Из данных статистики за 2022–2024 гг. следует, что снижение доходов регионов на фоне роста расходов связано в том числе с сокращением налога на прибыль и перераспределением средств в пользу нацпроектов. Для решения проблем предложены реформы, включая расширение налоговых полномочий субъектов, стимулирующие трансферты, цифровизация процессов и адаптация зарубежного опыта Германии, Канады. Реализация мер направлена на повышение финансовой самостоятельности регионов, прозрачности и эффективности бюджетного регулирования.
Выводы. Реформирование межбюджетных отношений требует комбинации стимулирующих механизмов, дифференцированного подхода к регионам и внедрения цифровых инструментов. Использование международного опыта, включая горизонтальное выравнивание и налоговые льготы для инвестиций, поможет снизить зависимость от трансфертов и стимулировать экономический рост. В результате регионы эффективнее смогут выполнять социальные обязательства и преодолевать бюджетный дефицит.