Актуальность исследования обусловлена тем, что психологическое благополучие личности педагога недостаточно исследовалось как отдельная категория. В статье рассматривается психологическое благополучие как условие реализации психологических потребностей педагога в виде автономии, компетенции и связанности в процессе участия в работе профессиональных обучающихся сообществ с позиции позитивной психологии, концепций самодетерминации и событийного сообщества. В связи с этим, данная статья направлена на выявление взаимосвязи между уровнем удовлетворения базовых психологических потребностей (автономии, компетентности, связанности) и уровнем психологического благополучия педагогов в профессиональном обучающемся сообществе. Методы исследования включали методику К. Рифф «Шкалы психологического благополучия» в адаптации П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленковой, опросник «Спектр психологического здоровья» К. Киза, русский перевод «Шкалы удовлетворенности базовых потребностей на работе» Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина. Выборка исследования включала 50 педагогов двух школ городов Минусинска и Абана Красноярского края. В экспериментальную группу были включены 25 педагогов-участников профессионального обучающегося сообщества, в контрольную группу вошли 25 педагогов, не проходившие обучение в профессиональном обучающем сообществе.
Результаты исследования выявили уровень удовлетворения базовых психологических потребностей педагогов в экспериментальной группе, участвующих в работе профессионального обучающегося сообщества, выше, чем у педагогов, не включенных в сообщество. Члены профессиональных обучающихся сообществ имеют показатели реализации потребностей в связанности, автономии и компетентности выше, чем педагогические работники, не участвующие в деятельности профессионального обучающегося сообщества.
Идентификаторы и классификаторы
В период глобальных изменений, которые затрагивают сферу образования, к педагогу помимо высоких требований к преподавательской деятельности, предъявляются требования к развитию личностных качеств, способности к саморазвитию и самоуправлению, к метакогнитивному развитию личности (Савенков, Карпова, Поставнев, 2024). Ученик сегодня не испытывает дефицита в учебной информации, а вот примеры поведения, позитивного мышления в нестабильном, противоречивом мире способен дать ребенку именно учитель.
Список литературы
1. Богданова, О.В., Арнцт, Е.В. (2023) Развитие профессиональной субъектности как ориентир для обновления процесса методического сопровождения в ОО. Красноярское образование: вектор развития. № 1(6). 93-96. EDN: AGPOSU
2. Бонивелл, И. (2009). Ключи к благополучию: Что может позитивная психология. Москва: Время.
3. Ведерникова, Н.В., Дрягилева, Е.С., Русских, Т.В. (2022) Профессиональные сообщества и их роль в профессиональном росте педагога. Персонализированное образование: теория и практика: Сборник материалов III научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет. 160-164. EDN: PWTQLH
4. Водяха, С.А. (2013) Предикторы психологического благополучия студентов. Педагогическое образование в России. № 1. 70-74.
5. Глобальная программа по обеспечению учета вопросов благополучия в общественном здравоохранении на основе концепции укрепления здоровья населения (2022). Доклад о Целях в области устойчивого развития, ООН. Получено с https://cdn.who.int/media/docs/default-source/health-promotion/russian_framework4wellbeing_05092023.pdf?sfvrsn=c602e78f_29&download=true.
6. Джидарьян, И.А., Антонова, Е.В. (1995) Проблема общей удовлетворённости жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование. Сознание личности в кризисном обществе. Москва: Ин-тут психологии РАН, 76-94. EDN: TGGGMZ
7. Зеер, Э.Ф. (2003) Профессионально-образовательное пространство личности: синергетический подход. Образование и наука, №5, 79-90. EDN: PJOOHP
8. Маркова, В.К., Иоффе, А.Н., Бычкова, Л.В. (2021) Проблемно-ориентированные и коммуникационные обучающиеся сообщества педагогов (по материалам отечественных и зарубежных исследований). Мир науки. Педагогика и психология. Т. 9, №. 2, 7. EDN: OGYYZT
9. Машарова, Т.В. (2023) Развитие кадрового потенциала в образовании посредством совершенствования института наставничества. Hominum. №2. Получено с http://95.165.172.6:85/hominum/wp-content/uploads/2023/06/Masharova-T_V_RAZVITIYe-KADROVOGO-POTENTSIALA-V-OBRAZOVANII-POSREDSTVAM-SOVERSHENSTVOVANIYA-INSTITUTA-NA-STAVNICHESTVA.pdf. EDN: VUQJJZ
10. Осин, Е.Н., Леонтьев, Д.А. (2020) Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. №1. Получено с https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/959. DOI: 10.14515/monitoring.2020.1.06 EDN: FLYPFH
11. Осин, Е.Н., Сучков, Д.Д., Гордеева, Т.О., Иванова, Т.Ю. (2015) Удовлетворение базовых психологических потребностей как источник трудовой мотивации субъективного благополучия у российских сотрудников. Психология. Журнал Высшей школы экономики. № 4, 103-121. EDN: WHUKUZ
12. Савенков, А.И. (2023) Педагог как цифровой дизайнер образовательных программ: новые возможности и технологии. Hominum, №2. Получено с http://95.165.172.6:85/hominum/wp-content/uploads/2023/06/Savenkov-A_I_-PEDAGOG-KAK-TSIFROVOY-DIZAYNER-OBRAZOVATELNYKH-PROGRAMM-NOVYYe-VOZMOZHNOSTI-I-TEKHNOLOGII.pdf. EDN: WNHANV
13. Савенков, А.И., Загидуллин Р.Р., Савенкова Т.Д. (2024) Объективное и стигматизированное восприятие педагогами проблем собственной профессиональной деятельности. Педагогика. Т. 88, № 3. 93-102. EDN: CIZIFZ
14. Савенков, А.И., Карпова, С.И., Поставнев, В.М. и др. (2024) Когнитивное и метакогнитивное развитие личности в современной образовательной среде. Москва: Издательство “Перо”. EDN: BBKOAK
15. Серафимович, И.В., Тихомирова, О.В. (2022) Горизонтальное обучение педагогов в профессиональных обучающихся сообществах. Ярославль: Издательский центр ГАУ ДПО ЯО ИРО. EDN: NYSPYM
16. Шаповал, И.А., Кузьменкова, О.В. (2017) Психологическое здоровье учителя: проблемы, ресурсы, риски: монография. М.: ФЛИНТА. EDN: ZMMCCB
17. Шевеленкова, Т.Д., Фесенко, П.П. (2005) Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования). Психологическая диагностика. № 3. 95-129. EDN: VYKAIL
18. Collie R. J., Martin A. J. (2023) Teacher well-being and sense of relatedness with students: Examining associations over one school term. Teaching and Teacher Education, Volume 132. DOI: 10.1016/j.tate.2023.104233
19. Deci, E. L., Ryan, R. M. (Eds.). (2002). Handbook of self-determination research. University of Rochester Press.
20. Osin E. N., Ivanova, T. Y., Gordeeva, T. O. (2013). Autonomous and controlled professional motivation predictsubjective well-being in Russian employees. Organizational Psychology - Russia (e-journal), 3(1), 8-29.
21. Osin Е. N., Leontiev, D. А. (2008). Aprobatsiya russkoyazychnykh versii dvukh shkal ekspressotsenki sub“ektivnogo blagopoluchiya [Aprobation of Russian versions of express-evaluation scales of subjective well-being]. Materialy III Vserossiiskogo Sotsiologicheskogo Kongressa [Proceedings of the III All-Russian Sociological Congress]. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences / Russian Society of Sociologists. Получено с https://publications.hse.ru/chapters/78753840.
22. Ryan, R. M. Huta, V., Deci, E. L. (2008) Living Well: A Self-Determination Theory Perspective On Eudaimonia. Journal of Happiness Studies. № 9. 139-170. EDN: PHGYLH
23. Ryff, C. D. (1989). Happiness is everything, or is it? Explorations on the meaning of psychological well-being. Journal of Personality and Social Psychology, 57(6), 1069-1081. DOI: 10.1037/0022-3514.57.6.1069 EDN: HIUWTD
24. Wang, B., Jia, L. Wang, Y. (2024) The serial mediation model of sense of community and subjective well-being among Chinese older adults: the role of prosocial behavior and meaning in life. Curr Psychol, 43, 17310-17319. DOI: 10.1007/s12144-024-05708-z EDN: UODSTS
25. Zewude G., Hercz M. (2024). Does work task motivation mediate the relationship between psychological capital and teacher well-being? Psihologija, Volume 57 (2), 129-153,. DOI: 10.2298/PSI220314020Z EDN: HCDKEC
26. Zewude, G. T., Mesfin, Y., Sadouki, F., Ayele, A. G., Goraw, S., Segon, T., Hercz, M. (2024) A serial mediation model of Big 5 personality traits, emotional intelligence, and psychological capital as predictors of teachers’ professional well-being. Acta Psychologica, Volume 250,.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Современная образовательная система в рамках ФГОС нового поколения ставит перед учителями цель не только транслировать знания, но и развивать у обучающихся навыки критического мышления, анализа и аргументации. Одним из важнейших аспектов этого процесса является обучение старшеклассников написанию сочинений-рассуждений на основе топоса «определение». Это задание требует от учеников умения структурировать свои мысли, логично излагать аргументы и делать обоснованные выводы, что напрямую влияет на развитие их умения анализировать и оценивать происходящее как в обществе, так и в собственной жизни. Обучение старших школьников сочинению-рассуждению является сложным, но очень важным процессом, который требует применения различных методик. Моделирование, проблемное обучение, критический анализ, дебаты и прием с использованием шаблонов - все эти методические приемы могут быть эффективно использованы для развития навыков письменной речи и критического мышления.
Статья посвящена описанию одного из диагносцирующих пятен в речевом портрете цифрового поколения - знанию культурно значимых фразеологизмов русского языка, как современных, появившихся в последние годы, так и давно существующих, а также устаревших (или устаревающих), но часто встречающихся в русской классической и современной литературе, а также связанных по происхождению с античной мифологией и библией.
Статья посвящена проблеме подготовки студентов педагогических вузов к организации воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. В последние годы система дошкольного образования претерпела значительные изменения, вызванные утвержденными новыми и дополненными нормативно-правовыми документами, которые легли в основу разработки и внедрения основной образовательной программы дошкольной организации, в т. ч. включающую организацию воспитательной работы. В данной статье рассматриваются, с точки зрения истории и современности, взгляды исследователей на важность воспитания подрастающего поколения, начиная с дошкольного возраста, для формирования их активной социально-личностной позиции. Авторы статьи считают, что принципиально важно понимать, какие задачи необходимо решать в образовательном процессе со студентами вуза для их подготовки к организации воспитательной работы в дошкольном учреждении.
В статье изучается недостаточно изученная историко-научная проблема воздействия классического когнитивизма на развитие отечественной психологии одаренности и творчества второй половины ХХ в. как фундаментальной базы современного метакогнитивизма начала ХХI в. Показано конструктивное влияние когнитивизма на изучение в ряде научных школ психологии способностей и одаренности, продуктивного мышления и креативной личности в контексте образования и научного творчества.
В данной статье представлен теоретический анализ проблемы формирования информационной грамотности младших школьников в процессе работы над публицистическими жанрами. В условиях информационного общества развитие информационной грамотности у детей является приоритетом образования. Публицистические жанры играют ключевую роль в этом процессе, обучая школьников навыкам поиска, анализа и критического восприятия информации. Основные компоненты информационной грамотности включают оценку и интерпретацию данных, а критическое мышление помогает отличать факты от мнений. Работа с жанрами публицистики, таким как статьи и интервью, способствует развитию аналитических способностей, умению выделять ключевые идеи и понимать контекст. В начальной школе важно выбирать тексты по сложности и тематике, чтобы они были интересными и доступными для учащихся. Это создает возможность для осознанного восприятия информации и развития коммуникативных навыков.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с воспитанием у детей дошкольного возраста патриотических чувств и гражданственности в условиях реализации долгосрочного проекта «Наша Родина большая, необъятная страна…» и вовлечения родителей в образовательный процесс.
В статье рассматриваются привычки, характер и стереотипы, связанные с англичанами, а также их истинная природа. Приводятся актуальные и популярные представления о повседневной жизни англичан и особенностях их характера. Многие стереотипы позволяют лучше понять стиль жизни британца, что помогает в изучении иностранного языка. Распространенные представления о нации, культуре страны, традициях, обычаях необходимы для качественной коммуникации на английском языке. Они должны изучаться, чтобы школьник лучше понимал осваиваемый язык. Статья помогает познакомиться со многими представлениями о жизни англичан, которые будут полезны изучающему английский язык.
Данная теоретическая статья посвящена обзору основных направлений и способов развития пространственных представлений как части познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Главная ее цель заключалась в изучении способов развития пространственных представлений как части познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, анализ, синтез, обобщение и систематизация полученных на основе теоретического анализа данных. В основной части статьи был проведен анализ психолого-педагогических исследований, позволивший выявить 3 основных подхода к развитию пространственных представлений как части познавательного развития. К данным направлениям отечественными учеными были отнесены: развитие на материале сказок; развитие посредством применения языковых средств выражения; развитие на основе ориентирования на собственном теле. Все три направления взаимодополняют друг друга и могут быть использованы одновременно. Также ими было отмечено, что в процессе развития как части познавательного развития детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста особую роль играет уровень развития мышления, в целом, и основных мыслительных функций, в частности.
Данная статья посвящена описанию экспериментального исследования, направленного на развитие пространственных представлений детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством робототехники. В теоретической части исследования на основе анализа отечественной и зарубежной литературы обосновывается возможность развития пространственных представлений на основе робототехники в дошкольном и младшем школьном возрасте. Было выявлено, что применение элементов робототехники и роботоконструирования на занятиях в ДОУ и НОО способствует трансформации абстрактного понятия «пространство» в наглядную форму. В зарубежных исследованиях подчеркивается, что интерактивность и обратная связь от роботов помогают ускорять процесс усвоения понятий последовательности, ритмичности у дошкольников и младших школьников.
В основе экспериментальной части исследования лежит авторская программы по образовательной робототехнике «Путешествие на машине времени», которая направлена на развитие пространственных представлений на базе инженерно-технических навыков у детей 5-8 лет. Результаты экспериментального исследования показали, что у большинства детей (45%) из дошкольной группы и (53%) из группы начальной школы повысился уровень развития представлений о пространстве и уровень развития навыка поискового планирования.
Изучению формирования познавательной потребности школьников, как фундамента возникновения и развития учебной мотивации, посвящено достаточно большое количество психолого-педагогических исследований, и, тем не менее, актуальность решения различных аспектов ключевой проблемы практики школьного образования остается актуальной. Цель нашего исследования заключается в выявлении и изучении связи между удовлетворенностью жизнью и уровнем интенсивности сформированности познавательной потребности обучающихся подросткового возраста, а также возможного взаимовлияния изучаемых феноменов. Исследование проведено на базе общеобразовательной школы г. Москвы, в котором приняли участие 678 подростков возрастной категории 14-15 лет (7-8 классы). Использованы методика В. С. Юркевич по выявлению интенсивности познавательных потребностей и Шкала удовлетворенности Э. Динера. Получены статистически значимые связи, между удовлетворенностью жизнью и - частым занятием умственной деятельностью (,753**); - предпочтением трудного вопроса на «сообразительность» (,683**); - чтением дополнительной литературы (,766**); - эмоционально-позитивным отношением к интересному заданию (,782**); - активностью на уроке в виде вопросов к учителю (,649**) при ** - уровень значимости р ≤ 0,01. По результатам регрессионного анализа выявлено, что удовлетворенность жизнью подростков можно рассматривать как предиктор частоты занятий умственной деятельностью школьника (B=0,096 при уровне значимости 0,012 и показатель R2 = 0,009) и такой формы активности на уроке, как вопросы учителю (B=0,127, уровень значимости 0,001, показатель R2 = 0,016.). Гипотезы исследования подтверждены, в частности, установлены значимые связи между удовлетворенностью жизнью школьников подросткового возраста и познавательной потребностью; доказано, что удовлетворенность жизнью обучающихся подросткового возраста может рассматриваться как предиктор, определяющий развитие познавательной потребности.
Актуальность предпринятого в данной статье исследования обусловлена тем, что в богатейшей системе методических приёмов, направленных на развитие грамматического строя речи как одного из важнейших условий совершенствования языковой личности, часто игнорируются познавательные задачи. Однако такой прием наиболее эффективен при изучении русского языка, поскольку способствует развитию лингвистического мышления и совершенствованию владения языком. Обращение к познавательным задачам в процессе организации работы, направленной на развитие грамматического строя речи, даёт возможность не только обратить внимание школьников на имеющуюся взаимосвязь, к примеру, между синонимическими синтаксическими конструкциями, но и способствует повышению их мотивации. Это обусловлено тем, что учащиеся всё более искусно начинают владеть языком как важнейшим инструментом выражения и порождения мысли и становления языковой личности носителя языка.
Посредством познавательных задач можно сфокусировать внимание обучающихся на том или ином языковом явлении, которое является особенно значимым. Познавательную задачу можно с успехом использовать как средство активизации умственной деятельности в процессе работы, направленной на развитие грамматического строя речи и совершенствования языковой личности обучающихся.
Актуальность предпринятого в данной статье исследования обусловлена тем, что в системе практико-ориентированных заданий, разработанных в целях обеспечения коммуникативного взаимодействия школьников, не всегда уделяется внимание возможностям приема межъязыковых сопоставлений. Между тем такой прием наиболее эффективен при изучении родного и первого иностранного языков. Он также способствует актуализации межпредметных связей. Межъязыковые сопоставления обеспечивают такое коммуникативное взаимодействие, которое позволяет школьникам видеть взаимосвязь между изучаемыми языками, что способствует повышению их мотивации, формирует у детей навыки критического мышления, поскольку они учатся рассуждать о различиях и сходствах, выстраивать логические связи и делать обоснованные выводы. С помощью игры можно снять психологическое утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у детей организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
Актуальность предпринятого в данной статье исследования обусловлена тем, что в системе практико-ориентированных заданий, разработанных в целях обеспечения коммуникативного взаимодействия школьников, не всегда уделяется внимание возможностям приема межъязыковых сопоставлений. Между тем такой прием наиболее эффективен при изучении родного и первого иностранного языков. Он также способствует актуализации межпредметных связей. Межъязыковые сопоставления обеспечивают такое коммуникативное взаимодействие, которое позволяет школьникам видеть взаимосвязь между изучаемыми языками, что способствует повышению их мотивации, формирует у детей навыки критического мышления, поскольку они учатся рассуждать о различиях и сходствах, выстраивать логические связи и делать обоснованные выводы.
С помощью игры можно снять психологическое утомление, ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у детей организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
В статье представлен психологический анализ игровых практик и игрушек как действенных инструментов когнитивного, метакогнитивного и личностного развития современных детей и подростков. Также анализируется роль игрушки как инструмента «мягкой силы»: средства формирования культурных ценностей и установок. Представлен анализ индоктринирующего воздействия ряда образцов игровой продукции на психику ребенка на примере «советской игрушки». Выявлены основные тенденции в изменении и развитии современной игры: увеличение вариативности игровых практик и дальнейшее повышение их технологичности, вытеснение традиционной игры цифровой, исчезновение феномена дворовой игры, выход игры как значимого вида деятельности за пределы дошкольного возраста. Отмечаются явления дизонтогенеза детской игры - ее упрощение, стереотипность, кратковременность и др. Вследствие процессов глобализации и перехода современного общества в эпоху постмодерна, радикального плюрализма на потребительском рынке присутствуют игры и игрушки производителей разных стран, оказывающих разнонаправленное влияние на детскую аудиторию. Это требует от педагогов и детских практических психологов компетенции в оценке ценностных (а главное - нравственных) аспектов и контекстов игр и игрушек. Также специалисты должны уметь выявлять и нейтрализовывать негативное индоктринирующее воздействие, репрезентированное в игровой продукции, развивать ценностно-смысловую сферу воспитанников, управлять игровыми практиками в интересах гармоничного развития личности ребенка.
В статье рассматриваются художественные особенности жанровой книги стихов в современной отечественной поэзии. На примере анализа поэтического сборника С. Завьялова «Оды и эподы» (1994) обозначаются основные тенденции развития жанровой книги как крупной поэтической формы. В ходе исследования обращается внимание на особенности авторских стратегий при создании жанровой книги, демонстрирующей авторское мировидение как целостную художественную систему. Авторы статьи приходят к выводу о том, что современная жанровая система тяготеет к размыванию канона, гибкости и неоднородности ее форм. Синтезируя жанровые черты оды, трагедии, драмы, С. Завьялов усиливает трагическое звучание основной поэтической идеи книги - боль за судьбу малых финно-угорских народностей, потерю национальной идентичности. В статье доказывается, что сюжетообразующими мотивами книги стихов «Оды и эподы» выступают мотивы смерти и разрушения, что подчеркивается ее сложной архитектоникой и жанровой реинкарнацией. Через визуальный распад текста («текст-руина»), смысловые пустоты, грамматические и синтаксические нарушения, древнюю архаику (античные, библейские, финно-угорские сюжеты и образы) поэт подчеркивает масштабы «национальной катастрофы».
В предлагаемой статье рассмотрены результаты исследования особенностей подготовки будущих учителей в условиях внедрения нейросетей в процесс педагогического образования: корректировка соответствующих методических систем, обучение студентов корректному использованию нейросети, формирование способностей применения функциональных возможностей русского языка при составлении запросов к искусственному интеллекту. Приведены примеры промптов, приводящие к не вполне корректному решению искусственным интеллектом поставленных задач. Содержатся ответы на вопросы, выявленные в результате исследования внедрения нейросетей в процесс педагогического образования: об использовании пользователями нейросетей языковых функциональных возможностей; о необходимости обучения студентов применению искусственного интеллекта, в частности о корректности промптов и ссылок на нейросети. Особое внимание уделено анализу возможных рисков, связанных с цифровизацией образовательных процессов при подготовке учителей.
Исследование направлено на изучение роли культуры в формировании пространственного мышления у детей дошкольного возраста. В условиях глобализации и миграции понимание кросс-культурных различий приобретает особую значимость. Анализируется влияние культурных факторов на когнитивное развитие, что важно для разработки эффективных образовательных программ, учитывающих индивидуальные потребности детей из разных этнических и социальных групп. Пространственное мышление рассматривается как ключевая составляющая когнитивного развития, включающая восприятие, интерпретацию и манипуляцию пространственными отношениями. Отечественная наука выделяет несколько направлений развития пространственного мышления через музыкальные, художественно-эстетические занятия и работу с текстами художественной литературы. Концепция культурной конгруэнтности подчеркивает связь пространственного мышления с культурными нормами и практиками. Примеры исследований показывают различия в восприятии и использовании пространства детьми из разных культур, отражающие акцент на индивидуализме или коллективизме.
Кроме того, исследование рассматривает вопрос о том, как культурная среда влияет на восприятие базовых геометрических фигур и пространственной симметрии. Обнаружены различия в предпочтениях детей из стран с разными культурными традициями - например, восточноазиатские дети чаще акцентируют внимание на гармонии и симметрии, тогда как западные склонны фокусироваться на отдельных элементах. Это свидетельствует о глубоком влиянии культурных ценностей на когнитивные процессы. Результаты работы помогут адаптировать образовательные методики под конкретные социокультурные условия, способствуя развитию у детей необходимых пространственных навыков.
Статья посвящена особенностям работы с медиатекстами профессиональной коммуникации в вузе пожарно-технического профиля на занятиях по русскому языку и культуре речи. В работе рассматривается дидактический потенциал медиатекстов и их роль в дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся, описывается принцип отбора текстов и приёмы работы с ними на учебных занятиях, расширении знаний о жанрах речи профессиональной коммуникации, их функциях на примере медиатекстов, способы интерпретации текстов некоторых профессионально значимых речевых жанров с целью дальнейшего совершенствования коммуникативной и профессиональной компетенции обучающихся.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/