Низкий уровень качества окружающей среды при высокой дифференциации его показателей в разных регионах требует поиска новых механизмов преодоления экологических проблем при особом внимании к сокращению различия их значимости для определенных территорий. Одним из таких механизмов может выступать более активное вовлечение третьего сектора в решение этих вопросов. Целью исследования является изучение инициируемых и реализуемых экологических проектов некоммерческих организаций Российской Федерации, а также их роли в сокращении территориальной дифференциации. В настоящей работе проанализированы 5853 проекта, направленные в 2017–2023 годах на конкурсы Фонда президентских грантов по экологическому направлению. Также использованы показатели Федеральной службы государственной статистики и Росприроднадзора. Проведен контент-анализ проектных заявок с применением методов дескриптивной статистики и расчетом коэффициентов корреляции. Показана высокая дифференциация поданных и победивших экологических проектов по отдельным темам и регионам. В последние два года наблюдается расхождение мнений грантозаявителей и экспертов фонда о важности некоторых экологических вопросов. Некоммерческие организации при разработке проектов в сфере обращения с отходами не учитывают относительную важность решаемых проблем для территории, при этом в значительной степени ориентируются на имеющиеся наработки и опыт. Эксперты, хотя и не в полной мере, принимают во внимание относительную территориальную значимость проекта, а также наработки и опыт гранто-заявителей и региона. В силу этого реализуемые проекты слабо способствуют сокращению различий в экологической ситуации в субъектах Федерации. Также имеет место эффект колеи с положительными и отрицательными последствиями. Даны рекомендации по изменению механизма работы органов власти и представителей Фонда президентских грантов с некоммерческими организациями.
Цель данной работы заключается в определении текущего уровня экологичности грузоперевозок в России и, в частности, Республике Карелии и возникающих конфликтов интересов при экологизации транспортной сферы. Работа построена на данных статистических агентств, экспертиз различных видов грузового транспорта и результатов апробации транспортных моделей ранее проведённых исследований. Были использованы методы описательной статистики, нормативно-правовой и контент-анализ законодательных и стратегических документов, метод кейс-стади и картографический метод. В ходе работы определены распространённость различных видов грузоперевозок, их воздействие на окружающую среду, связанные с ними денежные и неденежные издержки. Осуществлена комплексная оценка направлений повышения экологических характеристик грузового транспорта и их влияния на изменение экономических и потребительских показателей. Показано, что пока на рынке отсутствует понимание, какое из направлений экологизации наиболее перспективно. Научной новизной характеризуется установление того, что улучшение экологических характеристик грузоперевозок приводит к трансформации их потребительской ценности и возникновению конфликтов экономических, экологических, а на ряде территорий и социальных интересов, и это существенно ограничивает переход компаний к построению устойчивых цепочек поставки. В наибольшей мере улучшение потребительских качеств происходит при экологизации железнодорожного транспорта, в отношении остальных видов снижаются пределы использования по времени и дальности. Потенциал ускорения перевозок водным транспортом без ухудшения его экологических характеристик существенно ограничен. Практическую ценность имеют выработанные рекомендации по повышению экологичности грузового транспорта и показанная необходимость учёта конфликтов интересов акторов для обеспечения эколого-экономической и социальной безопасности территорий.
Несмотря на низкую долю утилизации образующихся в РФ отходов, некоторые их виды импортируются в страну для переработки, а другие вывозятся за рубеж. В статье анализируются особенности российских внешнеэкономических операций с отходами, определяются их причины. Показано, что сейчас основную роль играют не экологические, а текущие экономические интересы задействованных в таких операциях акторов. Рассматриваются возможности сокращения трансакционных издержек по трансграничному перемещению отходов, а также повышения эффективности обращения с ними.
 
                             
                            