Работы автора

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР И СЛЕДСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО УЧАСТИЯ (2023)

Основная цель статьи: показать взаимосвязь уровня территориальной идентичности населения и развитости практик социального участия. Теоретико-методологической основой работы стали труды зарубежных учёных Т. Банини, Р. Капелло, У. Панзера, которые доказывают выраженную деятельностную позицию населения с высоким уровнем территориальной идентичности, и концепция «права на город» Х. Лефебра, представленная в российских реалиях в работах И. А. Скалабан, Е. С. Кочуховой, В. С. Мартьянова, Е. А. Терентьева. Основная гипотеза исследования: население с высоким уровнем территориальной идентичности заявляет своё «право на город» через практики социального участия, которые проявляются более всего в сфере планирования городского пространства, включении в практики соучаствующего управления; в свою очередь, через практики социального участия на локальном уровне укрепляется территориальная идентичность, формируется привязанность к месту проживания. Метод сбора информации: массовый опрос населения города Череповца Вологодской области по квотной репрезентативной выборке населения старше 18 лет в соответствии с половозрастной структурой города. По результатам эмпирического исследования было доказано, что у населения с более высоким уровнем территориальной идентичности существенно шире представлены практики неформального участия, особенно связанные с преобразованием городского пространства. Наиболее явно выражены практики помогающего поведения, больше распространена включённость в деятельность общественных городских организаций. На основании использования дисперсионного анализа было доказано, что группы населения с разным уровнем выраженности практик социального участия статистически отличаются по уровню территориальной идентичности.

Издание: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Выпуск: Том 11 № 1 (2023)
Автор(ы): Воробьева Ирина Николаевна
Сохранить в закладках
ПРОЯВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ (2024)

Проблема национальной идентичности - одна из самых дискуссионных, не теряющих научной и социально-политической актуальности на протяжении многих веков. В основе национальной идентичности лежит система ценностных ориентиров, объединяющих индивидов в единую историко-культурную и социальную общность. Формирование национального самосознания происходит в процессе интернализации индивидом системы ценностей своей страны. При этом самоощущение принадлежности к определённой нации не предопределено формальным гражданством и не задано раз и навсегда, на протяжении жизни индивида существует возможность выбора, изменения национальной идентичности. Этот выбор неизбежен, когда меняются ценностные ориентиры страны. Современный период в российской истории - своеобразная точка бифуркации, ценности глобализирующегося мира, так называемые западные ценности приходят в противоречие с традиционными российскими ценностями. Для сохранения российской национальной идентичности особую значимость представляет выбор молодёжи. От того, какие ценностные ориентиры ложатся в основу национального самоопределения сегодняшней российской молодёжи, зависит будущее страны. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи социально-политических ценностей и выбора национальной идентичности российских студентов. Студенчество определено в качестве объекта наблюдения не случайно. Как авангардная, наиболее образованная часть молодёжи с высокими амбициями и стремлением к социальной самостоятельности, студенчество наиболее восприимчиво к изменениям. Для анализа были использованы эмпирические данные исследования Центра политологии Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии». Методом факторного анализа по результатам эмпирического исследования было выявлено три базовых типа идентичности: «россиянин, человек своего города», «человек мира, Интернета», «азиат». Было доказано, что превалирующий тип идентичности студента тесно связан с его социально-политическими ценностями. Наиболее сильно по своим взглядам отличаются типы «россиянин, человек города» и «человек мира, Интернета». Для первого типа характерны выраженные позитивные оценки ситуации России на мировой арене, оптимистичные прогнозы развития как экономики, так и развития страны в целом через 10-15 лет. Основная национальная идея представителям данного типа видится в единении народов России в целях возрождения страны как великой державы. Представителям типа «человек мира, Интернета» характерны менее позитивные оценки настоящего и будущего России. Основная национальная идея для них заключается в создании правового и современного демократического государства, путь развития - свободная рыночная экономика. Среди ценностей более значимо представлены такие понятия как права человека, свобода и демократия. Но самым главным отличием второго типа являются ярко выраженные миграционные настроения.

Издание: НАУКА. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО
Выпуск: Том 30 № 3 (2024)
Автор(ы): Воробьева Ирина Николаевна, Мехова Альбина Анатольевна
Сохранить в закладках