Основная цель статьи: показать взаимосвязь уровня территориальной идентичности населения и развитости практик социального участия. Теоретико-методологической основой работы стали труды зарубежных учёных Т. Банини, Р. Капелло, У. Панзера, которые доказывают выраженную деятельностную позицию населения с высоким уровнем территориальной идентичности, и концепция «права на город» Х. Лефебра, представленная в российских реалиях в работах И. А. Скалабан, Е. С. Кочуховой, В. С. Мартьянова, Е. А. Терентьева. Основная гипотеза исследования: население с высоким уровнем территориальной идентичности заявляет своё «право на город» через практики социального участия, которые проявляются более всего в сфере планирования городского пространства, включении в практики соучаствующего управления; в свою очередь, через практики социального участия на локальном уровне укрепляется территориальная идентичность, формируется привязанность к месту проживания. Метод сбора информации: массовый опрос населения города Череповца Вологодской области по квотной репрезентативной выборке населения старше 18 лет в соответствии с половозрастной структурой города. По результатам эмпирического исследования было доказано, что у населения с более высоким уровнем территориальной идентичности существенно шире представлены практики неформального участия, особенно связанные с преобразованием городского пространства. Наиболее явно выражены практики помогающего поведения, больше распространена включённость в деятельность общественных городских организаций. На основании использования дисперсионного анализа было доказано, что группы населения с разным уровнем выраженности практик социального участия статистически отличаются по уровню территориальной идентичности.
Идентификаторы и классификаторы
Территориальная идентичность является важным нематериальным активом поселения, фактором его развития. Наиболее актуален вопрос её изучения в малых и средних городах России, в сельской местности. Закрепление молодёжи на территории проживания является одной из приоритетных задач молодёжной политики большинства регионов России.
Список литературы
1. Paasi A. Region and place: Regional Identity in Question // Progress in Human Geography. 2003. Vol. 27, № 4. P. 475-485. DOI: 10.1191/0309132503ph439pr EDN: JTPOVB
2. Capello R. Interpreting and Understanding Territorial Identity // Regional Science Policy and Practice. 2019. Vol. 11, № 1. Р. 141-158. DOI: 10.1111/rsp3.12166 EDN: WXIXXD
3. Sebastien L. The Power of Place in Understanding Place Attachments and Meanings // Geoforum. 2020. № 108. Р. 204-216. DOI: 10.1016/j.geoforum.2019.11.001 EDN: HEXNTA
4. Костко Н. А. Показатели городской идентичности как элемента социального пространства города // Журнал социологии и социальной антропологии. 2022. Т. 25, № 1. С. 190-216. DOI: 10.31119/jssa.2022.25.1.7 EDN: IIPICI Kostko N. A. Indicators of urban identity as an element of the social space of the city. ZHurnal sociologii i social’noj antropologii=Journal of Sociology and Social Anthropology. 2022; 25(1): 190-216. (In Russ.). DOI: 10.31119/jssa.2022.25.1.7 EDN: IIPICI
5. Левочкина Н. А. Региональная идентичность: понятие и сущность // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1-3. С. 446-453. EDN: VMBOUV Levochkina N. A. Regional identity: concept and essence. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental’nyh issledovanij=International Journal of Applied and Fundamental Research. 2016; 1(3): 446-453. (In Russ.). EDN: VMBOUV
6. Озерина А. А. Городская идентичность как социально-психологический феномен // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 4 (34). С. 135-139. DOI: 10.15688/jvolsu7.2016.4.15 EDN: XSBWQJ Ozerina A. A. Urban identity as a socio-psychological phenomenon. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7: Filosofiya. Sociologiya i social’nye tekhnologii=Bulletin of the Volgograd State University. Series 7. Philosophy. Sociology and social technologies. 2016; 4(34): 135-139. (In Russ.). DOI: 10.15688/jvolsu7.2016.4.15
7. Banini T. Towards a Methodology for Constructing Local Territorial Identities // Territorial identities in action / O-R. Ilovan (ed.). Cluj-Napoca: Presa Universitara Clujeana, 2021. Р. 13-39. ISBN: 978-606-37-1135-0
8. Тумакова К. Е. Региональная идентичность и брендинг как социально-управленческий ресурс // Власть. 2010. № 3. С. 70-73. EDN: LALWZP Tumakova K. E. Regional identity and branding as a social management resource. Vlast’=Power. 2010; (3): 70-73. (In Russ.). EDN: LALWZP
9. Авилов Г. М., Кранзеева Е. А. Региональная идентичность молодежи и проблема формирования имиджа региона / Г. М. Авилов, Е. А. Кранзеева, Л. С. Яницкий // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 1 (33). С. 110-119. EDN: XJADWB Avilov G. M., Kranzeeva E. A., YAnitckij L. S. Regional identity of youth and the problem of forming the image of the region. Professional’noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom=Vocational education in Russia and abroad. 2019; 1(33): 110-119. (In Russ.). EDN: XJADWB
10. Оплетина И. А., Белоусова Н. А. Выраженность компонентов гражданской идентичности у жителей разных регионов России // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6 (86). С. 89-93. DOI: 10.24158/spp.2021.6.14 EDN: PLVAEP Opletina I. A., Belousova N. A. The severity of the components of civil identity among residents of different regions of Russia. Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika=Society: sociology, psychology, pedagogy. 2021; (6): 89-93. (In Russ.). DOI: 10.24158/spp.2021.6.14
11. Богатова О. А., Долгаева Е. И. Город в теории и на практике: факторы формирования социальной идентичности столицы республики в составе Российской Федерации // Регионология. 2022. Т. 30, № 2 (119). С. 447-469. DOI: 10.15507/2413-1407.119.030.202202.447-469 EDN: AIVIGF Bogatova O. A., Dolgaeva E. I. City in theory and practice: factors in the formation of the social identity of the capital of the republic as part of the Russian Federation. Regionologiya=Regionology. 2022; 30(2): 447-469. (In Russ.). DOI: 10.15507/2413-1407.119.030.202202.447-469 EDN: AIVIGF
12. Власов Т. А., Обухов К. Н. В поисках “ижевского мифа”: символическое пространство города как ресурс развития территорий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. № 24 (4). С. 196-220. DOI: 10.31119/jssa.2021.24.4.8 EDN: BZZKMA Vlasova T. A., Obuhov K. N. In search of the “Izhevsk myth”: the symbolic space of the city as a resource for the development of territories. ZHurnal sociologii i social’noj antropologi=Journal of Sociology and Social Anthropology. 2021; 24(4): 196-220. (In Russ.). DOI: 10.31119/jssa.2021.24.4.8 EDN: BZZKMA
13. Вандышев М. Н., Веселкова Н. В. Места памяти и символический капитал территорий в ментальных картах города / М. Н. Вандышев, Н. В. Веселкова, Е. В. Прямикова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. 16, № 3. С. 101-111. EDN: RODCET Vandyshev M. N., Veselkova N. V., Pryamikova E. V. Places of memory and symbolic capital of territories in the mental maps of the city. ZHurnal sociologii i social’noj antropologii=Journal of Sociology and Social Anthropology. 2013; 16(3): 101-111. EDN: RODCET
14. Paasi A., Harrison J. Handbook on the Geographies of Regions and Territories / A. Paasi, J. Harrison, M. Jones. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2018. 544 p. ISBN: 978-1-78536-579-9
15. Panzera E., Camagni R. The Cultural Heritage - Territorial Capital nexus: theory and empirics / E. Panzera, R. Camagni, R. Capello, S. Cerisola // Supplementi. 2020. № 11. Р. 33-59. DOI: 10.13138/2039-2362/2547
16. Шахбанова М. М., Гамзаев Г. Ш. Городская идентичность: индикаторы воспроизводства (на примере Дагестана) / М. М. Шахбанова, Г. Ш. Гамзаев, Р. М. Умаханов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020. № 2. С. 236-241. DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-236-241 EDN: TDNUQX Shahbanova M. M., Gamzaeva G. SH., Umahanov R. M. Urban identity: indicators of reproduction (on the example of Dagestan) State and municipal administration. Gosudarstvennoe i municipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski=State and municipal management. Scientific notes. 2020; (2): 236-241. (In Russ.). DOI: 10.22394/2079-1690-2020-1-2-236-241 EDN: TDNUQX
17. Kuus M. Ubiquitous identities and elusive subjects: puzzles from Central Europe // Transactions of the Institute of British Geographers. 2007. Vol. 32, № 1. Р. 90-101. DOI: 10.1111/j.1475-5661.2007.00244.x EDN: MJVNNV
18. Prokkola E., Zimmerbauer K. Performance of regional identity in the implementation of European cross-broder initiatives / E. Prokkola, K. Zimmerbauer, F. Jakola // European Urban and Regional Studies. 2015. № 22 (1). Р. 104-117. DOI: 10.1177/0969776412465629 EDN: UTEEGB
19. Camagni R. Territorial capital and regional development: theoretical insights and appropriate policies // Handbook of regional growth and development theories - revised and extended second edition. Cheltenham: Elgar Publishing Limited, 2019. P. 124-148. ISBN: 978-1-78897-001-3
20. Basile G., Cavallo A. Rural Identity, Authenticity, and Sustainability in Italian Inner Areas // Sustainability. 2020. № 12 (3). P. 1-21. DOI: 10.3390/su12031272 EDN: GHIBXM
21. Bianchetti С., Cerruti М. Territory matters. Production and space in Europe // City territory and architecture. 2016. № 3 (26). P. 1-6. DOI: 10.1186/s40410016-0055-8
22. Кочухова Е. С., Мартьянов В. С. Креативный город или право на город: альтернативы урбанистического развития в российском контексте // Антиномии. 2019. Т. 19, № 2. C. 45-66. DOI: 10.17506/aipl.2019.19.2.4566 EDN: VDBLZF Kochuhova E. S., Mart’yanov V. S. Creative city or the right to the city: alternatives for urban development in the Russian context. Antinomii=Antinomies. 2019; 19(2): 45-66. (In Russ.). DOI: 10.17506/aipl.2019.19.2.4566 EDN: VDBLZF
23. Скалабан И. А., Серебрянникова О. А. Территориальная идентичность как фактор социального участия: поколенный контекст // Идеи и идеалы. 2014. Т. 2, № 1 (19). С. 65-74. EDN: SMFSPL Skalaban I. A., Serebryannikova O. A. Territorial identity as a factor of social participation: generational context. Idei i ideally=Ideas and ideals. 2014; 1(19): 65- 74. (In Russ.).
24. Харви Д. Право на город // Логос. 2008. № 3 (66). С. 80-94. EDN: TJIFKX Harvi D. The right to the city. Logos = Logos. 2008; (3): 80-94. (In Russ.). EDN: TJIFKX
25. Белоусов А. Б., Давыдов Д. А. От права на город к праву на пространство. Динамика муниципальных конфликтов на примере Свердловской области // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 6. С. 362-385. DOI: 10.14515/monitoring.2021.6.2052 EDN: FGVLBZ Belousov A. B., Davydov D. A. From the right to the city to the right to space. Dynamics of municipal conflicts on the example of the Sverdlovsk region. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i social’nye peremeny=Public opinion monitoring: economic and social changes. 2021; (6): 362-385. (In Russ.). DOI: 10.14515/monitoring.2021.6.2052
26. Вершинина И. А. Анри Лефевр: от “права на город” к “урбанистической революции” // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2018. Т. 24, № 2. С. 48-60. DOI: 10.24290/1029-3736-2018-24-2-48-60 EDN: AVMWTU Vershinina I. A. Henri Lefebvre: from the “right to the city” to the “urban revolution”. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sociologiya i politologiya=Moscow University Bulletin. Series 18. Sociology and political science. 2018; 24(2): 48-60. (In Russ.). DOI: 10.24290/1029-3736-2018-24-2-48-60
27. Терентьев Е. А. Топонимический активизм и “право на город”: социологические заметки // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 1 (29). С. 194-202. DOI: 10.17223/1998863X/29/21 EDN: TMWIGH Terent’ev E. A. Toponymic activism and the “right to the city”: sociological notes. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sociologiya. Politologiya=Bulletin of Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2015; (1): 194-202. (In Russ.). DOI: 10.17223/1998863X/29/21 EDN: TMWIGH
28. Печеркина И. Ф., Кошкина А. А. Территориальная идентичность в социаль ном пространстве / И. Ф. Печеркина, А. А. Кошкина, Р. Р. Хузяхметов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Т. 7, № 4 (28). С. 85-101. DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-4-85-101 EDN: NTFDBD Pecherkina I. F., Koshkina A. A., Huzyahmetov R. R. Territorial identity in the social space. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Social’no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya=Bulletin of the Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science. 2021; 4(28): 85-101. (In Russ.). DOI: 10.21684/2411-7897-2021-7-4-85-101
29. Banini T., Ilovan O.-R. Introduction: Dealing with Territorial/Place Identity Representations // Representing Place/Territorial Identity in Europe. Discourses, Images, and Practices. Cham: Springer, 2021. P. 1-19. DOI: 10.1007/978-3-03066766-5_1
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуализирована значимость появления новой профессии - демограф. Обоснована потребность в демографах органами государственной и муниципальной власти, аналитическими центрами, внебюджетными фондами, Росстатом, социологическими службами, крупными компаниями. Рассмотрены наиболее востребованные должности демографов на 2022-2030 гг. Выявлено, что для молодых специалистов важным элементом мотивации, помимо материальной, является карьерный рост. В этом контексте в статье авторами представлено видение ряда аспектов сложного многогранного процесса управления карьерой демографа, в частности: построена карта карьерных должностей демографов в зависимости от уровня их квалификации, с помощью которой выпускники университетов, молодые специалисты, а также опытные сотрудники смогут определить, насколько их уровень компетенций отвечает предъявляемым требованиям к знаниям и умениям, а также понять возможности развития своей карьеры. В соответствии с картой должностей и профессиональным стандартом «Демограф» представлена матрица профессиональных компетенций по различным уровням для демографа. Разработанная авторская матрица не только представляет ценный научный результат, но и является, по сути, эффективным инструментом, позволяющим выявить уровень квалификации того или иного сотрудника, формирующего карьеру в сфере демографии. Для определения соответствия работника данной должности и возможности его продвижения по карьерной лестнице рекомендуется использовать балльный метод оценки. Помимо профессиональных компетенций, выделены важные в работе демографа soft-skills (мягкие компетенции), на которые стоит обращать внимание при подборе кандидатов на должность. Рекомендуется при продвижении сотрудника по карьерной лестнице демографа проводить аттестацию, целью которой будет определение соответствия его занимаемой должности и оценка его квалификационного уровня для карьерного роста.
В статье рассматриваются особенности, которые в региональном аспекте влияют на выбор пожилыми людьми различных стратегий сохранения индивидуального здоровья. Делается вывод, что индивидуальное здоровье пожилых зависит от конкретной социальной среды, а также от индивидуальных психологических и физиологических факторов, от активности и автономности в принятии решений. Исследование проводилось Социологическим институтом РАН - филиалом ФНИСЦ РАН в 2022 году с марта по сентябрь в двух регионах Российской Федерации: Санкт-Петербурге и сельской местности Республики Карелия. Основной исследовательский метод - полуструктурированные интервью, подход к анализу данных интервью - тематический. Одним из результатов анализа стало выявление специфических факторов двух стратегий сохранения здоровья, характерных для пожилых людей: самопомощь, отличительными особенностями которой являются автономность в социальной среде, плохое материальное положение представителей данной стратегии и поиск ими альтернативных способов лечения; и стратегия получения помощи, связанная с доверием пожилых людей к институциональной медицине, с наличием у них опыта лечения хронического заболевания и более высокого материального положения. Результаты проведённого исследования позволяют сделать вывод о том, что пожилые люди при выборе той или иной стратегии руководствуются такими факторами как: уровень доверия социальной среде в целом и профессиональной медицине в частности; индивидуальные психологические и эмоциональные аспекты представлений о сохранении своего здоровья; уровень личного материального благосостояния.
В статье исследуются региональные особенности цифровой трансформации в Кабардино - Балкарской Республике. Если в развитых странах мира и наиболее динамично развивающихся регионах России новейшие информационно - коммуникационные технологии принимаются населением с высокой долей оптимизма и проникают в повседневную жизнь беспрепятственно, то адаптация к вызванным их распространением переменам традиционного общества, в котором люди настороженно относятся к новшествам, имеет ряд существенных особенностей. Выявление этих особенностей было основной задачей представленного в статье исследования, в ходе которого автором было проведено 50 глубинных интервью. Кабардино-Балкария является многонациональным и многоконфессиональным регионом, расположенным на Северном Кавказе. Республика находится вдали от центров экономического роста и по показателям социально-экономического развития входит в число наименее развитых регионов России. Население региона всё ещё остаётся в большей степени приверженным традиционному жизненному укладу. Данные обстоятельства накладывают отпечаток на восприятие населением различных аспектов цифровой трансформации, происходящей во всех сферах общественной жизни. Респонденты отмечают как позитивные, так и негативные стороны данного процесса. Цифровизация даёт толчок к улучшению качества жизни человека, повышается благосостояние, упрощается решение многих бытовых проблем. Вместе с тем, исследование выявило и ряд негативных сторон цифровой трансформации. Вызывает озабоченность задача сохранения в новых условиях традиций и ценностных установок коренных народов региона. Значимой проблемой выступают трансформации, происходящие на рынке труда, что в социально-экономических условиях республики грозит умножением социальных рисков.
Проблема молодёжного досуга - нередкий объект исследования в современной социологии. Однако российские учёные всё больше уделяют внимания клубной культуре и различным молодёжным субкультурам, нередко упуская из внимания социальный феномен домашних вечеринок. В настоящей статье анализируются результаты отдельных исследований домашних вечеринок в США, Голландии, Дании, Великобритании (Skins Party), бывшем СССР («квартирник») и современной России («вписка» и её различные форматы). Методологической основой исследования является подход Э. Гоффмана, позволяющий рассматривать домашнюю вечеринку как социальное событие развлекательного характера, а также теория «третьего места» Р. Ольденбурга, которым на время вечеринки становится дом. В статье затрагивается исторический аспект домашних вечеринок, золотой век которых начался в Великобритании XIX в. В контексте сакральности мероприятия и институциональной свободы домашняя вечеринка сравнивается с «краш-пэд» коммуной субкультуры хиппи. Отмечается возможность образования тусовки как серии домашних вечеринок, противостоящей дисциплинарной культуре и социальной иерархии. Отдельное внимание уделяется вопросу употребления алкоголя как ритуалу коллективного опьянения во время домашних вечеринок и играм с выпивкой. Вводится понятие домашней квази-вечеринки, основной целью которой является не развлечение, а просвещение, политическая агитация или прямые продажи. Основной идеей статьи является отражение не только негативных, но и позитивных социально-культурных функций домашней вечеринки, рассматриваемой некоторыми исследователями как исключительно девиантная и/или криминогенная форма проведения досуга современной молодёжи.
Целью автора являлось выявление наличия, характера и факторов изменений в отношении россиян к иммигрантам в период пандемии коронавируса. Выявлено, что пандемия обострила проблемы естественной убыли населения, а миграционные потоки сократились, тем самым уменьшив компенсацию естественной убыли за счёт притока иммигрантов. С одной стороны, это могло увеличить негативное отношение принимающего общества к иммигрантам, усугубив отношение негативными последствиями коронавируса для общества, с другой стороны, уменьшившийся «контакт» с иммигрантами мог переключить восприятие с иммигрантов на более острые проблемы, тем самым сделав отношение более нейтральным.
Эмпирическую базу анализа составили данные Европейского социального исследования за 2018 г. (для сравнения с допандемийным уровнем отношения к иммигрантам), а также данные коллектива Отдела сравнительных политических исследований ФНИСЦ РАН за 2020-2021 гг. Результаты анализа показали, что оценка изменений, привносимых иммигрантами в экономику, культуру и повседневную жизнь страны, остаётся у россиян преимущественно негативной. При этом оценка последствий для экономики стала более нейтральной в исследуемый период, восприятие последствий для повседневной жизни страны практически не изменилось, а вот оценка последствий для культуры стала более негативной.
Регрессионный анализ показал, что предикторами негативного отношения россиян к иммигрантам в период пандемии являлись: восприятие остроты проблем межнациональных отношений и наплыва приезжих, проблема усиления безработицы и воспитания молодёжи и подростков, нарушение норм публичного поведения, а также напряжённость между мужчинами и женщинами, тип поселения (чем больше он, тем негативнее отношение). Положительными предикторами оказались: уровень институционального доверия, возраст (чем моложе, тем отношение позитивнее), а также осознание остроты проблемы убыли населения и низкой рождаемости в России.
Актуальность исследования определяется логикой развития постсоветской России и особой значимостью поиска оптимальных методов и способов реализации социальной политики. Основная цель статьи - анализ мер социальной поддержки многодетных семей на региональном уровне. В основе исследования лежат сравнительно-функциональный, институциональный и системный методы, позволяющие охарактеризовать и определить значимость мер социальной поддержки семьям после рождения третьего ребенка. Комплексное применение этих методов даёт возможность понять функционально-динамические особенности мер социальной поддержки многодетных семей на региональном и местном уровнях.
Основные результаты исследования дали возможность сделать вывод о том, что социальная политика является одним из приоритетных направлений в деятельности российского государства. Выявлено, что многодетные семьи занимают важное место в решении проблем демографии, так как суммарный коэффициент рождаемости во многом определяется рождением второго и последующих детей в российских семьях. Показано, что на региональном уровне проводится активная работа по реализации льготного законодательства Российской Федерации для оказания социальной поддержки многодетным семьям. В то же время возможности регионов и местного самоуправления достаточно сильно разнятся. Установлено, что реализация социальной политики Министерством социального развития Оренбургской области осуществляется на основании эффективного использования финансовых возможностей федерального и областного бюджетов в соответствии со взятыми обязательствами и реальными возможностями их исполнения. Основная социальная проблема - снижение уровня рождаемости по причине вспышки коронавирусной инфекции.
Анализ информации, проведённый в процессе исследования, свидетельствует о том, что востребована существенная финансовая поддержка со стороны федерального уровня. Обоснована необходимость разработки и законодательного утверждения дополнительных мер социальной поддержки для многодетных семей как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также расширения использования возможностей бизнеса, социального партнёрства, общественных формирований.
В статье выявляются особенности соотношения терминальных (развитие способностей, потребность в познании, общая культура) и инструментальных (диплом, возможность сделать карьеру, престиж) смыслов образования на основе сравнительного анализа соответствующих представлений студентов высшей школы и других групп учащейся молодёжи либо учащейся молодёжи в целом. Методологическая база исследования - концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи. Анализ связей терминальных и инструментальных смыслов образования и других элементов социокультурного механизма саморегуляции жизнедеятельности (архетипов, ментальных черт, ценностных ориентаций на знания, габитуальных установок, субкультурных смыслов), принадлежности к базовым типам культур позволил определить тенденции отношения к образованию студенческой и учащейся молодёжи. Тенденция инструментализации ценностного отношения к образованию студентов вузов и в целом учащейся молодёжи имеет устойчивый характер. Выявлено, что смыслы образования менее значимо коррелируют с архетипами и менталитетом. Субкультурные смыслы как свойства поколения, содержащие в себе различного рода «активности» и элементы демонстративного поведения, имеют значимые связи с инструментальными смыслами образования и, напротив, в некоторых случаях их отрицание - с терминальными. Подобная парадоксальность соотношения терминальных и инструментальных смыслов образования студенческой молодёжи зафиксирована и в корреляциях с отрицанием принадлежности к инновационному и духовному типам базовой культуры, что существенно отличает её от учащейся молодёжи. Как социокультурные факторы формирования представлений о смыслах образования студенческой молодёжи выделены тип поселения, уровень дохода, уровень образования родителей.
Представления о смыслах образования студентов вузов рассмотрены в соотношении с институциональной регуляцией высшей школы. Сделан вывод о том, что устойчивая тенденция инструментализации отношения студенческой молодёжи к образованию согласуется с таким направлением целенаправленной регуляции высшей школы, как практикоориентированность образовательных программ. Образование понимается как средство повышения управляемости своей жизнью, а значит - повышения уровня социальной определённости.
В статье анализируется проблема институционализации социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в российской провинции. Подчёркивается рискогенный характер дигитализации, обосновывается вывод о риске как о её системном элементе, заключающем в себе не только угрозы, но и значительные возможности для развития. Формулируется задача управления рискогенезом, необходимым условием которого является институционализация рисков. Институционализация социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в провинциальных городах России интерпретируется как система действий акторов образовательного пространства, предпринимаемых с целью предотвращения нежелательных следствий рисков цифровизации и дигитализации и использования их созидательного потенциала, включающих в себя установление корпоративных норм и стандартов поведения, определения структур, обеспечивающих их реализацию в ситуациях риска. Рассматриваются три основные задачи институционализации: определение норм и правил управления рисками; формирование осуществляющих его институций; разработка и внедрение корпоративных стандартов поведения в ситуациях рисков.
Предметом социологического анализа в статье является один из важных ресурсов современного высшего образования - научно-педагогическое сообщество (НПС), рассматриваемое авторами в качестве ключевой социальной общности университетов (наряду со студентами и управленческими работниками). В фокусе внимания - две основные ипостаси НПС, от качества которых зависит место вуза в отечественных и международных рейтингах высшей школы. Это профессионально-педагогическая и научно-образовательная деятельность представителей сообщества. Подчёркивается, что именно НПС составляет сегодня «ядро» интеллектуального актива университета. Следствием этого является растущее внимание к НПС как объекту теоретического и эмпирического изучения в зарубежной и отечественной науке. Отсюда цель статьи была определена как выявление трендов исследований НПС, показанных сквозь призму его противоречий и проблем, общих для российских и зарубежных вузов. Особое внимание обращается на две парадоксальные ситуации, характерные для отечественного НПС. Во-первых, по мере того, как сокращается его численность, усложняется структура профессиональной деятельности, увеличивается количество задач и степень ответственности, систематически растёт объём академической нагрузки и ненужного бюрократического бремени. Во-вторых, противоречивым образом сочетается возрастающая зависимость стратегии развития университета от научно-педагогических работников со снижением реального управленческого внимания к ним. Общей теоретической рамкой для авторов послужили две теории - социальной общности и ресурсной зависимости. В статье представлены результаты систематического анализа литературы, позволившие раскрыть противоречия воспроизводства научно-педагогических кадров университетов, влияние стратегий развития высшего образования и университетов на функционирование и развитие НПС, а также противоречия развития ресурсности НПС.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru