EISSN 2712-7656
Языки: ru · en

ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Архив статей журнала

СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ - К СПЕЦИАЛИТЕТУ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Беляева Е Л, ПОДБОЛОТОВА ЛЮДМИЛА ПЕТРОВНА, Жарова Р. В., Акимкин Е. М.

Статья учитывает опыт организации учебного процесса и преподавания на выпускающей кафедре в ФГБОУ ГУЗ по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура» 35.03.10, согласно образовательному стандарту № 736 от 01.08.2017 (ред. от 27.02.2023) по дисциплине «Ландшафтное проектирование» и содержит предложения для обсуждения методики преподавания дисциплины на этапе перехода к специалитету. Обсуждаются новые подходы в рамках методологии «проектного обучения», которые соответствуют профилю специальности с учетом особенностей предметной области и практических задач перехода к специалитету для студентов, обучающихся по специальности «Ландшафтная архитектура». Предлагается совершенствование содержания учебного плана и рабочих учебных программ дисциплин, применяемых в учебном процессе по данному направлению с 1 по 5-ый годы обучения, повышенное внимание уделяется теоретической подготовке на основе системного подходе, комплексности изучения проблематики и практических задач современного ландшафтного проектирования. Показано, что при переходе к специалитету необходимо повышение уровня требований, предъявляемых к междисциплинарной предпроектной подготовке и овладения студентами нормативной базой, знаниями и методами смежных направлений обучения и учебных дисциплин. Как никогда ранее в практике благоустройства и озеленения городов и сельских населенных пунктов наблюдается не достаточное количество профильных специалистов – градостроителей, географов, гидрологов, геологов, гидрогеологов, геоэкологов, биологов, мелиораторов, гигиенистов, специалистов по охране природного и культурного наследия, а также профессиональных социологов, без которых невозможно организовать процесс проектирования, с учетом предложений населения, что необходимо согласно действующему законодательству. Это говорит о необходимости осуществлять подготовку специалистов по дисциплине «Ландшафтное проектирование», владеющих знаниями и методами смежных дисциплин.

Предлагается «проект» содержания учебного плана и рабочих учебных программ дисциплин, применяемых в учебном процессе при обучении по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура» в целом и более детально проект «Курса лекций» – для студентов 2–4 года обучения. Учитывался опыт, проблематика и перспективные задачи организации учебного процесса в ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (ГУЗ), в том числе по цифровизации обучения Ландшафтному проектированию, научно-методический и практический опыт преподавания дисциплины «Ландшафтное проектирование» в 2023–2024 годах. При подготовке статьи использованы авторские подходы и методика обоснования проектов благоустройства и озеленения городов с использованием открытых информационных ресурсов и другие методологические и методические наработки, полученные автором – Е.Л. Беляевой в ходе диссертационного исследования «Методология благоустройства исторических городов», а также при чтении лекций, проведении практических занятий и учебной практики по дисциплине «Ландшафтное проектирование». Учитывался опыт к. соц. н. Е.М. Акимкина, полученный в разные годы, при преподавании вопросов социологии управления и конфликтологии в университетах Москвы.

Сохранить в закладках
СОСНЫ В ОЗЕЛЕНЕНИИ МЕГАПОЛИСОВ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: ГОЛОСОВА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА, Жигунова М. И.

Рассматривается вопрос использования представителей рода Pinus L. в озеленении крупных городов. Приводятся данные, что сосны активно используются в озеленении городов по всему миру, в том числе России, однако на улицах Москвы их очень мало. Экологическая пластичность и устойчивость к загрязнителям должны способствовать более активному использованию этой группы растений. Приводятся данные о высоких концентрациях химических веществ, в том числе тяжелых металлов, в хвое исследованных растений. Предлагается шкала оценки санитарно-физиологического состояния сосен в городском озеленении.

Сохранить в закладках
ПРОЕКТ «СРЕДИЗЕМНОМОРСКИЙ САД» В НИКИТСКОМ БОТАНИЧЕСКОМ САДУ (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: ГОЛОСОВА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА, КОТОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА, ХОМУТОВСКИЙ МАКСИМ ИГОРЕВИЧ, СОРОКИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА, БУДИЛОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА, ГОЛОСОВА ЕЛЕНА ИГОРЕВНА, Войтенко Е. Г., Вербицкий П. С.

Ботанические сады являются центрами притяжения людей, интересующихся не только природой и растениями, но и желающих познакомиться с культурой разных стран и регионов. Проявление этой многонациональной культуры может быть отражено в объектах ландшафтной архитектуры. Этнокультурный код при создании подобных экспозиций в ботанических садах в первую очередь зашифрован в растениях, которые в жизни людей имели особое сакральное или практическое значение. На основе сохранившихся артефактов (фрески, барельефы, погребальные комплексы, исторические сады), источников литературы и личных наблюдений прослежен путь изменения структуры и функционального назначения садов и городских ландшафтов. Также был проанализирован видовой состав растений на сохранившихся исторических объектах ландшафтной архитектуры в средиземноморских городах. Анализ собранных данных и натурное обследование одного из участков Нижнего парка Никитского ботанического сада позволил разработать проект новой экспозиции «Средиземноморский сад», отражающей духовную и утилитарную культуру региона.

Сохранить в закладках