Статьи в выпуске: 3
Статья учитывает опыт организации учебного процесса и преподавания на выпускающей кафедре в ФГБОУ ГУЗ по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура» 35.03.10, согласно образовательному стандарту № 736 от 01.08.2017 (ред. от 27.02.2023) по дисциплине «Ландшафтное проектирование» и содержит предложения для обсуждения методики преподавания дисциплины на этапе перехода к специалитету. Обсуждаются новые подходы в рамках методологии «проектного обучения», которые соответствуют профилю специальности с учетом особенностей предметной области и практических задач перехода к специалитету для студентов, обучающихся по специальности «Ландшафтная архитектура». Предлагается совершенствование содержания учебного плана и рабочих учебных программ дисциплин, применяемых в учебном процессе по данному направлению с 1 по 5-ый годы обучения, повышенное внимание уделяется теоретической подготовке на основе системного подходе, комплексности изучения проблематики и практических задач современного ландшафтного проектирования. Показано, что при переходе к специалитету необходимо повышение уровня требований, предъявляемых к междисциплинарной предпроектной подготовке и овладения студентами нормативной базой, знаниями и методами смежных направлений обучения и учебных дисциплин. Как никогда ранее в практике благоустройства и озеленения городов и сельских населенных пунктов наблюдается не достаточное количество профильных специалистов – градостроителей, географов, гидрологов, геологов, гидрогеологов, геоэкологов, биологов, мелиораторов, гигиенистов, специалистов по охране природного и культурного наследия, а также профессиональных социологов, без которых невозможно организовать процесс проектирования, с учетом предложений населения, что необходимо согласно действующему законодательству. Это говорит о необходимости осуществлять подготовку специалистов по дисциплине «Ландшафтное проектирование», владеющих знаниями и методами смежных дисциплин.
Предлагается «проект» содержания учебного плана и рабочих учебных программ дисциплин, применяемых в учебном процессе при обучении по направлению подготовки «Ландшафтная архитектура» в целом и более детально проект «Курса лекций» – для студентов 2–4 года обучения. Учитывался опыт, проблематика и перспективные задачи организации учебного процесса в ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» (ГУЗ), в том числе по цифровизации обучения Ландшафтному проектированию, научно-методический и практический опыт преподавания дисциплины «Ландшафтное проектирование» в 2023–2024 годах. При подготовке статьи использованы авторские подходы и методика обоснования проектов благоустройства и озеленения городов с использованием открытых информационных ресурсов и другие методологические и методические наработки, полученные автором – Е.Л. Беляевой в ходе диссертационного исследования «Методология благоустройства исторических городов», а также при чтении лекций, проведении практических занятий и учебной практики по дисциплине «Ландшафтное проектирование». Учитывался опыт к. соц. н. Е.М. Акимкина, полученный в разные годы, при преподавании вопросов социологии управления и конфликтологии в университетах Москвы.
Рассматривается вопрос использования представителей рода Pinus L. в озеленении крупных городов. Приводятся данные, что сосны активно используются в озеленении городов по всему миру, в том числе России, однако на улицах Москвы их очень мало. Экологическая пластичность и устойчивость к загрязнителям должны способствовать более активному использованию этой группы растений. Приводятся данные о высоких концентрациях химических веществ, в том числе тяжелых металлов, в хвое исследованных растений. Предлагается шкала оценки санитарно-физиологического состояния сосен в городском озеленении.
Ботанические сады являются центрами притяжения людей, интересующихся не только природой и растениями, но и желающих познакомиться с культурой разных стран и регионов. Проявление этой многонациональной культуры может быть отражено в объектах ландшафтной архитектуры. Этнокультурный код при создании подобных экспозиций в ботанических садах в первую очередь зашифрован в растениях, которые в жизни людей имели особое сакральное или практическое значение. На основе сохранившихся артефактов (фрески, барельефы, погребальные комплексы, исторические сады), источников литературы и личных наблюдений прослежен путь изменения структуры и функционального назначения садов и городских ландшафтов. Также был проанализирован видовой состав растений на сохранившихся исторических объектах ландшафтной архитектуры в средиземноморских городах. Анализ собранных данных и натурное обследование одного из участков Нижнего парка Никитского ботанического сада позволил разработать проект новой экспозиции «Средиземноморский сад», отражающей духовную и утилитарную культуру региона.