Архив статей журнала
Введение. В статье исследуется процесс регионализации, его динамика и возможные последствия. Анализируются ключевые факторы, способствующие стремлению государств к интеграции в региональные объединения. Особый акцент сделан на факторах, затрудняющих процесс регионализации и придающих ему нелинейный характер. Также рассматривается потенциальное влияние регионализации на мировую экономику на основе оценки актуальных тенденций и изменений в глобальном экономическом пространстве.
Материалы и методы. В ходе написания работы применялась совокупность общенаучных и формального-логических методов (включая методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, систематизации, моделирования), сравнительный анализ, системный подход и метод кейс-стади.
Результаты исследования. Анализ регионализации показал, что это объективный процесс современного мирового экономического развития, обусловленный замедлением глобализации и геополитическими изменениями. При этом регионализация не является линейным процессом: внутри интеграционных объединений нередко возникают конфликты, ограничивающие развитие экономического сотрудничества. Последствия регионализации могут быть как положительными, так и негативными. С одной стороны, углубление экономических связей между странами со схожими интересами способствует снижению экономических рисков. С другой стороны, растет вероятность применения ограничительных мер со стороны «недружественных» государств, что вынуждает страны адаптировать торговые стратегии и искать новых торговых партнеров. В итоге влияние регионализации на каждое государство будет выражаться в уникальном балансе выгод и потерь, определяя специфику его экономических связей.
Обсуждение и заключение. Регионализация изменяет характер глобализации, формируя новую структуру мировой экономики, в которой ведущую роль занимают региональные объединения. В этих условиях странам важно адаптироваться, разрабатывая гибкие стратегии экономического взаимодействия. Перспективы дальнейшего изучения регионализации связаны с анализом её влияния на глобальные экономические тренды, а также с исследованием стратегий адаптации государств к новым условиям. Важно учитывать, что регионализация не заменяет глобализацию, а трансформирует её, создавая новую модель экономического взаимодействия на международной арене.
Введение. В статье проводится анализ и оценка эффективности применения режима инфляционного таргетирования центральными банками в кризисных для экономики условиях путем исследования опыта применения режима таргетирования инфляции в условиях пандемии Covid-19 и геополитической напряженности, вызванной начавшейся в феврале 2022 года специальной военной операцией. В рамках исследования автор выявляет эффективность таргетирования инфляции и его положительные эффекты в кризисных условиях 2020–2022 гг.
инфляция, дефляция, инфляционное таргетирование, монетарная политика, процентная ставка, инфляционные ожидания, кризис, экономический шокМатериалы и методы. В ходе написания работы применялась совокупность общенаучных и формального-логических методов (включая методы познания, описания, анализа, индукции, дедукции, сравнения, аналогии, систематизации, моделирования).
Результаты исследования. Анализ таргетирования инфляции в кризисных условиях 2020–2022 гг. выявил неодинаковое воздействие таргетирования инфляции на уровень инфляции в экономиках государств, снижение и ограниченность применения мер инфляционного таргетирования в кризисных условиях. С одной стороны, применение мер инфляционного таргетирования обеспечивает формирование определенного уровня инфляционных ожиданий у экономических агентов, что ограничивает проинфляционные риски. С другой стороны, экономические трудности, с которыми сталкивались государства в кризисных условиях 2020–2022 гг., значительно снижали эффективность мер инфляционного таргетирования, в результате чего у некоторых государств не было возможности привести уровень инфляции к целевому уровню в течение указанного периода.
Обсуждение и заключение. Исследование показало, что применение режима таргетирования инфляции в условиях кризиса способствует остановке роста инфляции в перспективе и последующему ее возвращению на целевой уровень. Но наибольшую эффективность режим таргетирования инфляции показывает в период окончания кризиса, когда возникают признаки восстановления экономики.