В статье рассматривается роль ответственного лидерства как ключевого инструмента устойчивого регионального развития в условиях глобальных вызовов XXI века. Особое внимание уделяется взаимосвязи между социально-экономическими, экологическими и управленческими аспектами, а также анализируются стратегии, направленные на внедрение ответственного лидерства в региональные практики. Дается авторское представление о конверсии ценностных ориентиров от рационального предпринимательства к ответственному лидерству, выделены четыре уровня ответственного поведения региональных экономических субъектов: нулевая этика, конформистская этика, рациональный эгоизм и ответственная этика. Доказано, что преобразование эгоцентрических подходов в региональной экономике концепцией ответственного лидерства в настоящее время воспринимается как объективная действительность, констатирующая единство частных и общественных интересов, и становится новым ценностным ориентиром современной повестки регионального развития. Предложены рекомендации для лидеров различного уровня, которые способствуют устойчивому развитию регионов. Тематика взаимосвязи между ответственным лидерством и устойчивым развитием региона имеет важное значение для научного обоснования современных тенденций региональной экономики, поскольку она охватывает ключевые аспекты управления ресурсами, социальной политики и долгосрочного экономического роста.
В статье исследуется влияние технологического развития регионов на потребности в человеческих ресурсах. На основе анализа статистических данных, аналитической информации, рейтингов и обзора публикационных материалов, выявлено, что социально-экономическое развитие и внедрение цифровых решений в регионе формируют потребность в персонале с цифровыми компетенциями. Авторами обосновывается, что ключевыми факторами успешности внедрения инноваций становятся цифровые навыки персонала и их способность адаптироваться к новым технологиям. Доказано, что небольшие и средние региональные предприятия проигрывают крупным по внедрению новых технологий, не только из-за отсутствия достаточных финансовых ресурсов, но также вследствие недостаточного числа квалифицированных претендентов на свободные вакансии, поскольку многие предпочитают трудоустраиваться на крупные предприятия или уезжать в мегаполисы. Для решения проблем с дефицитом квалифицированных кадров требуется реализация программ по прогнозированию потребностей по перспективным и востребованным направлениям подготовки специалистов, добавление практико-ориентированных программ в образовании, проведение постоянного мониторинга трудоустройства выпускников. Необходимы разработки инструментариев по государственному регулированию взаимодействий между системой образования региона и сферой труда, функционирующие на цифровой основе.