Целью данной статьи является обоснование выбора эффективных способов устранения проявлений профессиональной деформации в преподавательской сфере с учетом причин, способствующих их возникновению. Объектом исследования является преподавательская среда высшей школы, а предметной областью профессиональная деформация деятельности преподавателя, требующая выявления действительных причин формирования деформаций и использования соответствующего комплекса мер для устранения их негативных проявлений. Методологическую основу статьи составили такие методы как анализ источников, опубликованных исследовательских данных, моделирование. В результате проведенного анализа обоснована необходимость учета причин, вызывающих профессиональную деформацию, для повышения эффективности методов устранения. Полученные результаты могут применяться преподавателями на любом этапе реализации профессиональной деятельности.
В статье рассматриваются методические подходы к обучению информатике в билингвальных классах. Целью исследования является выявление эффективных стратегий преподавания информатики в условиях двуязычной образовательной среды, способствующих развитию как предметных, так и языковых компетенций учащихся. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительный анализ, обобщение отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрено влияние билингвального образования на когнитивное развитие учащихся, в том числе на исполнительные функции, внимание, критическое и гибкое мышление. Определены ключевые трудности, связанные с недостаточной академической языковой подготовкой, межъязыковой интерференцией, дефицитом адаптированных материалов и цифровых ресурсов. Описаны эффективные методические подходы: интегрированное обучение предмету и языку, транслянгвизм, дискурсивный подход, проектное обучение и использование игровых и цифровых технологий. Представлены примеры их реализации в образовательном процессе. Предложены рекомендации по профессиональной подготовке учителей, интеграции современных платформ и поддержке языкового разнообразия. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании билингвальных курсов по информатике и при разработке методических материалов для школ с многоязычным обучением.
В статье рассмотрены сущность профессионального воспитания, профессионально-творческих практик и их воспитательный потенциал в развитии уникальности специалиста. Цель работы – обосновать сущность профессионально-творческих практик в техническом вузе как фактора воспитания уникального специалиста. К используемым методам относятся анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, моделирование. Научная новизна исследования заключается в составлении типологии уникальных специалистов по направлениям воспитательной работы и разработки форм, этапов реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Определены направления воспитательной деятельности по организации работы со студентами как формирование комплексов личностных профессионально значимых качеств, составляющих уникальность специалиста, и представлены планируемые результаты в виде компетенций и метакомпетенций согласно типологии уникальных специалистов. Предложены система методико-педагогических инструментов и мероприятий профессионально-творческих практик, а также формы и этапы реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Полученные результаты могут быть использованы при разработке теории профессионально-творческого воспитания, для написания методических рекомендаций преподавателям технических вузов, а также при организации внеаудиторной работы студентов. Материалы исследования могут быть также использованы для развития компетенций и метакомпетентностей студентов технического вуза, что будет способствовать формированию их личностных профессионально-значимых качеств.
В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения математике с целью экологического воспитания обучающихся, что является составляющей личностных результатов, указанных в Федеральных образовательных программах основного общего и среднего общего образования. Математика, являясь одним из основных предметов в школьной программе, сосредоточена на развитии логического мышления, вычислительных навыков и других интеллектуальных способностей учащихся, а интеграция экологических аспектов в процесс обучения будет способствовать формированию у них ответственного отношения к природе. Цель работы — проанализировать содержание понятия «экологическое воспитание» и выделить приемы обучения математике, направление на достижение личностных результатов экологической направленности. Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована необходимость использования в процессе обучения математике комплекса специальных приемов, среди которых решение контекстных задач/кейсов с экологическим сюжетом; составление заданий учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды; проведение практических работ по математике, направленных на бережное отношение к природе; проведение интегрированных уроков экологической направленности; выполнение межпредметных проектов по отдельным экологическим проблемам; проведение внеклассных мероприятий по математике, содержащих задания экологического характера; проведение социально-значимых акций с математическим обоснованием их результатов, которые будут способствовать экологическому воспитанию учащихся за счет возможностей учебного предмета. В статье приводятся примеры реализации указанных приемов в процессе обучения математике. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей математики.
Цель статьи — анализ положительного опыта реализации МООК, а также выделение рекомендаций, направленных на решение проблемы низкого процента завершения слушателями МООК. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — это мощный образовательный инструмент, который играет важную роль в обеспечении непрерывного образования в условиях современных глобальных вызовов. Тем не менее, МООК по-прежнему показывают низкий процент завершения курсов слушателями (completion rate (COR).
Работа базируется на обзоре научной литературы, посвященной вопросу проблемы низкого процента завершения МООК, а также на основе количественного и качественного анализа данных, собранных из отзывов, опросов, метрик и оценок, полученных в ходе организации МООК «Сервисы и приложения для учителя» на платформе Stepik с аудиторией более чем 6000 участников. Курс демонстрирует показатель завершения в 46,5%, что существенно превышает средние показатели для МООК и представляет интерес для анализа. Значимость результатов заключается в анализе эффективности предложенных рекомендаций на базе существующего курса и оценке его основных метрик.
Разработанные рекомендации показали свою эффективность на этапе апробации и могут быть применены при разработке МООК, а также полезны для дальнейших исследований в данной области.
Статья посвящена анализу мотивации студентов неязыкового высшего учебного заведения (на примере обучающихся первого и второго курсов ФГБОУ ВО «СГУС») к изучению иностранного языка. Выделяется и рассматривается как важнейший компонент изучения иностранного языка пополнение словарного запаса студентов в контексте их будущей профессии, рассматриваются традиционные способы контроля освоения профессионально значимой иноязычной лексики, также сравнительно более инновационный электронный контроль в форме онлайн тестов. Анализируется успеваемость обучающихся и их субъективное отношение к изучению иностранного языка, оценке собственных знаний и инновационным методам контроля. Работа является частью исследования познавательной мотивации студентов неязыкового вуза и влияния на нее оценочных средств, и ее итогом стало решение использовать электронный контроль знаний наряду с традиционными методами контроля при преподавании иностранного языка в Смоленском государственном университете спорта.
В данной статье говорится о нейропсихологическом подходе, как инновационном методе в обучении чтению на иностранном языке. Раскрываются такие понятия как нейропсихология, дислексия, гнозис в рамках педагогического и нейролингвистического аспектов. Выявляются предпосылки и причины использования нейропсихологического подхода при обучении чтению на иностранном языке людей с признаками дислексии. Обосновывается актуальность использования инновационных методов не только при обучении чтению на родном языке, но и на иностранном, в нашем случае это романская группа языков. Объясняется влияние мозга на высшие процессы психики и поведения человека, такие как мышление, речь, память, восприятие, и, следовательно, на образовательную деятельность. Поясняется, в связи с чем, указанный феномен привлекает особое внимание педагогов с целью улучшения качества обучения. Результатом данной работы является разработка комплекса упражнений для корректировки и профилактики трудностей при чтении на французском и немецком языках согласно научным достижениям таких нейропсихологов-практиков, как А. Е. Соболева, Т. Ю. Паневежская, Ж. М. Глозман, Т. Г. Визель и др. Представляется возможным использовать опыт апробации данных упражнений при обучении чтению и письму на типичных иностранных языках в любой возрастной категории.
Статья посвящена анализу правовых ограничений права частной собственности на рынке ценных бумаг в контексте российского законодательства и практики зарубежных стран. В работе рассматриваются основные механизмы, посредством которых государство и регулирующие органы осуществляют контроль за оборотом ценных бумаг и защиту интересов инвесторов. Особое внимание уделяется сравнительному анализу норм российского права и норм законодательства стран с развитыми финансовыми системами, такими как США и Великобритания. Автор исследует влияние правовых ограничений на динамику рынка ценных бумаг, а также на степень защиты прав акционеров и инвесторов. В заключение формулируются рекомендации по совершенствованию законодательства для повышения прозрачности и предсказуемости рынка ценных бумаг в России. В результате работы выявляются как положительные, так и отрицательные аспекты правовых ограничений, что позволяет сформировать комплексное представление о текущем состоянии и перспективах правового регулирования права частной собственности на рынке ценных бумаг. Статья может быть полезной как для юристов и специалистов в области финансов, так и для исследователей, интересующихся правовыми аспектами функционирования финансовых рынков.
Научная статья посвящена комплексному анализу правового статуса виртуальных активов как объектов гражданских прав в контексте законодательства Кыргызской Республики. Исследуется нормативное определение виртуального актива, установленное Законом Кыргызской Республики «О виртуальных активах», его соотношение с категориями имущества и нематериальных благ в системе гражданского права. Раскрываются особенности правовой природы обеспеченных и необеспеченных виртуальных активов, а также их квалификация как самостоятельных объектов прав, либо как средств удостоверения имущественных прав. Анализируется специфика правового режима владения, пользования и распоряжения виртуальными активами, включая ограничения их оборотоспособности. Представлен сравнительно-правовой обзор регулирования виртуальных активов в Кыргызской Республике и Российской Федерации. Рассматриваются отдельные аспекты правоприменения и государственного контроля за участниками рынка виртуальных активов на территории Кыргызской Республики. На основе проведённого исследования обоснованы предложения по совершенствованию законодательства, направленные на укрепление правовых основ цифровой экономики и развитие оборота виртуальных активов в рамках правовой системы Кыргызской Республики.
Увеличение доли предпринимательства в регионах России будет способствовать экономическому росту регионов, созданию новых отраслей, дополнительных рабочих мест, развитию инновационной инфраструктуры и значительному повышению качества жизни занятых в бизнесе и всего населения. Данное исследование направлено на анализ эффективности реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», выявление проблемных зон, оценку влияние на развитие региональной экономики, уровень вовлеченности потенциальных участников проектов. Целью исследования является выявление возможностей для повышения эффективности проводимых мероприятий и стимулирования роста региональной экономики через развитие предпринимательских экосистем. Проведен анализа реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» по ключевым показателям четырех федеральных проектов. Детализирован показатель «Количества вновь созданных субъектов МСП» в части юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Определены инструменты государственной поддержки с использование Цифровой платформы. Разработаны рекомендации для формирования практических предложений поддержки регионального предпринимательства.
В данной статье обосновывается готовность потребителей и ветеринарных клиник к выведению на рынок новой услуги «диспансеризация животных», с учетом необходимости применения информационных технологий, что в конечном итоге скажется на повышении качества оказываемых ветеринарных услуг и улучшению качества жизни мелких домашних животных и животных компаньонов. Существующая практика работы ветеринарных клиник направлена в большей степени на работу с больными животными, количество которых значительно меньше всего поголовья, содержащихся в домохозяйствах животных. Программа диспансеризации животных направлена на новый сегмент потребителей ветеринарных услуг, владельцев здоровых животных. Целью данного исследования было определение готовности потенциальных потребителей воспользоваться новой услугой «диспансеризация животных», а также определить необходимые производственные возможности ветеринарных клиник для качественного оказания данной услуги. В результате проведенного исследования определена потенциальная емкость рынка и готовность потребителей к приобретению новой услуги «диспансеризации животных». Выделено, что одним из основных инструментов для качественного оказания новой услуги являются информационные технологии. Материалы, изложенные в данной статье, могут быть полезны при разработке программ диспансеризации животных на уровне конкретных ветеринарных клиник.
В представленной работе рассмотрен потенциал снижения трансакционных издержек в логистике посредством внедрения беспилотных транспортных систем. Излагается состояние проблемы, где трансакционные затраты могут достигать значительной доли в совокупных логистических расходах предприятий. Показано, что беспилотные решения способны существенно снизить операционные и трансакционные издержки за оптимизации информационных потоков и электронного документооборота, однако внедрение таких систем сопряжено с дополнительными инвестициями и правовыми вызовами (ответственность в случае ДТП, регулирование рынка труда и др.). В работе выделены три уровня развития цифровой логистики: начальный, гибридный и экосистемный. Подчеркивается важность учета интересов всех сторон — государства, бизнеса и общества — при определении суммарного эффекта от цифровизации логистической сферы. Делается вывод о необходимости комплексного подхода, включающего технологические, правовые и социально-экономические инструменты.