Архив статей

ОБРАЗ ЖИВОТНОГО В РАССКАЗАХ ДЖ. УИНТЕРСОН «ЩЕНОК НА СУТКИ» И Э. МАНРО «БЕГЛЯНКА»: ОПЫТ КОМПАРАТИВНОГО АНАЛИЗА (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: СЕДОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

Статья посвящена анализу образа животного в рассказах Дж. Уинтерсон «Щенок на сутки» (собака Нимрод) и Э. Манро «Беглянка» (козочка Флора). Методологической основой для решения исследовательских задач послужили: компаративный, системно-структурный методы, а также метод целостного анализа. В данных произведениях животные показаны с точки зрения философской, психологической и мифологической. Они отражают внутреннюю сущность и подсознательные желания центральных героев - безымянного рассказчика в рассказе Уинтерсон и Карлы в тексте Манро. В рассказе «Щенок на сутки» пес Нимрод становится «a cosmic dog»: он узрел душу своего хозяина, увидел его несовершенства, желание любить и в то же время быть свободным от привязанностей. Главной здесь становится проблема ответственности. В тексте Манро коза Флора является символом искушения для героини, подсказывает ей путь к обретению внутренней свободы. Рассказ наполнен символикой, которая отражена в названии и в образе самой козы, названной «the goat from outer space», которая призвана примирить, объединить разделенных враждебностью людей. Мы отмечаем, что события в данных произведениях выстроены не по хронологии (настоящее чередуется с прошлым, есть размышления о будущем), что показывает тесную временную взаимосвязь, объясняет мысли, чувства и поступки персонажей, а также вписывает рассказываемые писателями истории из жизни героев в контекст Времени и бытия в целом. В статье делается вывод о том, что животные становятся психологическими рефракторами своих хозяев.

Сохранить в закладках
ГРОТЕСК-РОМАНЕТТО «СТРАДАНИЯ КНЯЗЯ ШТЕРНЕНГОХА» Л. КЛИМЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕКАДЕНТСКОЙ ПАРАДИГМЫ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВВ (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: ЗУДИНА ДАРЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

В статье рассматриваются особенности функционирования идейных концепций и тропов, свойственных эстетике декаданса на рубеже XIX-XX вв., в гротеск-романетто Ладислава Климы «Страдания князя Штерненгоха» (Utrpení knížete Sternenhocha, 1928). Указанный текст является репрезентативным для всего творчества Климы, поэтому он и был выбран материалом для проведения настоящего исследования. В романетто посредством различных художественных приемов транслируются типичные для декадентской парадигмы представления: идея индивидуализма выражается в обращении к эпистолярному жанру, идея демиургического начала - посредством смены фокализации и использования приема ненадежного рассказчика, пессимистические настроения эпохи переданы особой авторской иронией. Работая над образом Штерненгоха, Клима деконструирует характерный для декадентских романов архетип наследника знатного рода, находящегося в упадке. Образ Хельги представляет собой сочетание трех наиболее распространенных в эстетике декаданса женских архетипов - женщины-куклы, женщины-хищницы и женщины-ангела - в своеобразной эволюционной последовательности. Наличие в тексте изобразительно-выразительных средств, присущих декадентскому течению, позволяют автору, во-первых, отразить собственную интенциональность, а, во-вторых, обозначить границы интерпретации текста.

Сохранить в закладках
ОТ ГЕОМЕТРИИ К СМЫСЛУ: О РАССКАЗЕ БОРХЕСА «ДИСК» (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: ЗАСЛАВСКИЙ ОЛЕГ БОРИСОВИЧ

Предложен структурный анализ рассказа Борхеса «Диск» из «Книги песка». Мы показываем, что в мире, где живет дровосек, присутствуют элементы, соотносящиеся с геометрическими параметрами диска и его необычным свойством - наличием только одной стороны. Сюда, в частности, относится целый ряд прорезей (соответствующих виду диска сбоку), а также не названный образ солнца. Различие между соответствующими свойствами заключаются в том, что в реальном мире они представляют собой проявление законов природы, тогда как в случае диска - их нарушение. Отмечена значимость библейской истории о Каине и Авеле (рассказ о двойниках), мифологической истории Одина (в которой противоположные роли совмещаются), а также их связь с темой одностороннего диска. Еще одна оппозиция возникает между единичностью и множественностью. Мир дровосека (лес) состоит из многократного копирования одного элемента - дерева. В мире пришельца (согласно его утверждению, что он - король, пока обладает диском) все королевство отображается в один элемент - диск.

Сохранить в закладках
«РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЧТЕНИЯ» В ВВОДНЫХ ГЛАВАХ РОМАНА ГЕНРИ ФИЛДИНГА «ИСТОРИЯ ТОМА ДЖОНСА, НАЙДЕНЫША» (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: КОТОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА

В статье рассматриваются функции вводных глав романа английского писателя-просветителя Генри Филдинга «История Тома Джонса, найденыша». Методологической базой исследования является работа Жерара Женетта «Паратексты: Пороги интерпретаций» в части рассмотрения функций авторского предисловия. Статья продолжает логику предыдущей публикации, выявившей первую группу функции предисловия под условным названием «риторика повышения ценности», и рассматривает вторую группу функций предисловия, связанных с предоставлением читателю романа авторского «руководства для чтения» в виде необходимой информации для интерпретации. Выявляемый функционал вводных глав качественно и количественно соотносится с функционалом авторских предисловий, что служит основанием для обозначения глав как «внутренних предисловий». «Внутренние предисловия» представляют собой важнейший для Филдинга организационно-структурный стержень повествования, обеспечивают систематический диалог с читателем, ставят эксперимент по созданию «события рассказывания» и формулируют постулаты «романной поэтики».

Сохранить в закладках
ШАГ К РОМАНТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКЕ: МЕСТО КЛАРЫ В ЛЮБОВНО-СЕМЕЙНОЙ УТОПИИ КЛАРАНА (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: Ершова Алиса Александровна

Статья исследует место Клары в системе персонажей во второй части романа «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо, заостряя внимание на аспекте «неидеального» в утопическом. Присутствие в любовно-семейной утопии Кларана госпожи д’Орб преобразует ménage à trois в четырехугольную концепцию. Упоминаются «возможные сюжеты» романа и обосновывается, почему специфика места Клары в системе персонажей не позволяет им сбыться, так же, как она не позволяет Кларану оставаться утопическим местом, райской аллюзией, и почему именно Клара привносит в поместье де Вольмаров смерть. В работе раскрывается функция образа Клары и его значение в том числе в контексте литературной эволюции и перехода от сентиментализма к романтизму. Анализ образа героини позволяет, опираясь на идею Жирмунского, обнаружить внутренние предпосылки перехода к новому литературному направлению. В статье раскрываются особенности функций «двойничества» в литературе сентиментализма. Отношения Юлии и Клары рассматриваются как «сентиментальная парность», что, с одной стороны, делает их идентичными и служит для раскрытия конфликта просвещенного разума и чувства, а с другой стороны, мешает Кларе «заменить» Юлию. Субъективная идеализация характеров и сюжетная ориентация на отношения Юлии и Сен-Прё определяет второстепенное место Клары в психологическом романе, однако настоящая работа ставит целью оспорить любовно-семейную утопию «Юлии, или Новой Элоизы», раскрывая ранее не исследованный вопрос о сюжетной линии Клары.

Сохранить в закладках
«ЕСТЬ ОЩУЩЕНИЕ, ЧТО МЕНЯ ОБМАНЫВАЮТ...»: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЗМА В РОМАНЕ А. САГОЯН «ДОМ ИЗ ПАРАФИНА» (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: СЫРЫСЕВА ДИАНА ЮРЬЕВНА

Предметом анализа в статье являются особенности психологизма в романе «Дом из парафина» современной армянской русскоязычной писательницы Анаит Сагоян, способы изображения внутренней душевной жизни личности и репрезентации травматического опыта на разных уровнях художественной организации текста. На уровне макропоэтики романа психологизм проявляется в усложненной структуре как пространственной (субъективное восприятие реалий Тбилиси, Командорских островов, Берлина), так и временной (дискретность) организации. На уровне микропоэтики психологическое начало связывается с мотивами смерти, тоски, печали, одиночества, фальши. Значимым образом в романе становится образ дома, который связывается с одиночеством, отсутствием душевного тепла и уюта. Способами изживания травматического опыта для героев романа становятся воспоминания и ассоциации. Благодаря рекурсивной повествовательной технике показывается предельно субъективное самосознание и самоощущение героев романа. Делаются выводы об экзистенциальной направленности психологизма.

Сохранить в закладках
РОМАН АЛЕКСАНДРА ТЕРЕХОВА «НЕМЦЫ»: СОЦИАЛЬНАЯ САТИРА В ЗЕРКАЛЕ ОДНОЙ СУДЬБЫ (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: НИЧИПИРОВ ИЛЬЯ БОРИСОВИЧ

Статья посвящена новейшему литературному материалу - роману А. Терехова «Немцы» (2012). Предметом сатирического изображения послужила здесь бюрократическая система Москвы начала ХХI в., показанная на знакомом автору по личному опыту примере «Восточно-Южной» префектуры. Глазами склонного к социальной рефлексии и творческому мировосприятию главного героя - руководителя пресс-службы префектуры Эбергарда - в критическом свете увидены механизмы городского управления, прорисованы как фарсовые сцены мнимого взаимодействия власти и общества, так и колоритные психологические типажи столичных чиновников актуальной формации. Служебный опыт центрального персонажа вступает во взаимодействие с обстоятельствами его семейной, психологической драмы, вызванной неудачной попыткой на пороге сорокалетия заново пересобрать свое жизненное пространство. Если сатирически окрашенный «московский текст» написан по преимуществу в реалистической манере, то изображение внутренних блужданий главного героя, его миражей, болезненных переживаний тяготеет к модернистской условности. Взаимодействием указанных проблемно-тематических и стилевых планов обусловлена художественная самобытность этого примечательного образца современной романной прозы.

Сохранить в закладках
ЛИМИНАЛЬНОСТЬ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА 1960-Х-1970-Х ГГ (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: Поженин Борис Вячеславович

Статья посвящена концептуализации понятия «лиминальность» в контексте исследований позднесоветского литературного процесса. Лиминальным в гуманитарной науке называется такое явление, которое находится на границе, занимает промежуточную позицию в определенной системе координат. Данный термин помогает точнее прояснить связи между андеграундной и официальной литературой в СССР, поскольку некоторые поэты могли одновременного принадлежать и к тому, и к другому «лагерю». Разбираются основные виды лиминальной деятельности неподцензурных авторов: написание текстов для детей, переводов, пьес и киносценариев.

Сохранить в закладках
ВЫРАЖЕНИЕ ТРАВМЫ В ПОЭТИКЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Н. ЗАБОЛОЦКОГО «УСТУПИ МНЕ, СКВОРЕЦ, УГОЛОК...» (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: ЗЕЙФЕРТ ЕЛЕНА ИВАНОВНА

Стихотворение Н. Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок…» (1946), на первый взгляд, видится пейзажным. Написанное автором с натурфилософской концепцией, оно зачастую и интерпретируется в школьной практике и мелодекламациях как произведение о весеннем пробуждении природы и пении скворца. Но эти темы лежат лишь на поверхности стихотворения. Поэт, прошедший перипетии сталинских лагерей и чудом возвратившийся в 1946 г. в Москву, в этом произведении выражает травму на уровнях фразеологии и художественных тропов, субъектно-объектной организации, пространства и времени (хронотоп, локус), композиции и лирического сюжета. Напуганный арестом, годами лагерей и ссылкой в Караганду, поэт не осмеливается прямо выражать свои переживания. Он заменяет первоначально записанную смелую шестую строфу на более осторожную, жертвуя эстетическим её качеством. Для описания несвободы в советской стране Заболоцкий в изображении весенней природы прибегает к карнавализации (М. Бахтин), с одной стороны, живописуя торжество победы советского народа в Великой Отечественной войне и своего временного освобождения от тягот существующего строя, а с другой, парадоксально демонстрируя давление и насилие сталинского режима.

Сохранить в закладках
ГЁТЕВСКИЙ ПОДТЕКСТ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ ВОСТОЧНОЙ ЭМИГРАЦИИ («ЦВЕТЫ НАСЛАЖДЕНЬЯ» ЮРИЯ ГАЛИЧА И «ЦВЕТОК ВАН-ХАО» НИКОЛАЯ СВЕТЛОВА) (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: КУЛИКОВА ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА

В творчестве русских восточных эмигрантов можно увидеть неоднократное использование, помимо китайской, японской и других восточных культур, традиций западной классической литературы. Сборник Юрия Галича «Орхидея» (Владивосток, 1921) начинается со стихотворения «Цветы наслажденья», название которого объясняет выбор заглавия самого поэтического сборника и отсылает к «Цветам зла» Бодлера. Тем не менее бодлеровский метафорический контекст почти не используется Галичем, не играет контрастно на изображении цветов и человеческих пороков, однако дополняется перекличкой с гётевскими «Нашел» («Gefunden») и «Дикая роза» («Heidenröslein»). Стихотворение Николая Светлова посвящено цветку Ван-Хао, который мгновенно гибнет от прикосновения грубых пальцев. Аналогия с неукротимостью страстей, с их смертоносной силой, вероятно, заимствована из гётевских «Gefunden» и «Heidenröslein». Светлов в описании китайского цветка отсылает читателя к афоризму Конфуция, однако и западная литературная линия отчетливо проступает в тексте. Страсть оказывается пороком, как у Бодлера, а грубая сила - «царством зла», обозначенным Гёте в поэтической интериоризации противопоставления природного и человеческого мира.

Сохранить в закладках
«ВОПЛОЩЕНИЕ» КАК ИТОГ ДУХОВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ПОЭТА В СТИХОТВОРЕНИИ А. БЛОКА «ПУШКИНСКОМУ ДОМУ» (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: СЕРОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА

В статье представлен целостный анализ последнего стихотворения Александра Блока «Пушкинскому Дому» в контексте духовной эволюции поэта. Данное произведение трактуется как духовный итог этой эволюции: пережив опыт сознательного расчеловечивания и отказа от личностной позиции в поэме «Двенадцать», автор «трилогии вочеловечивания» в процессе диалога с классической традицией, эмблематически связанной с именем Пушкина, вновь обретает утраченное «Я» и психологическую самодостаточность. Смысл духовного завещания, оставленного нам художником, занявшим в русской поэзии пушкинское место, состоит в блоковском уповании в возможность конструктивного разговора поэта как полномочного представителя культуры и гуманистически ориентированной государственности. Стихотворение рассмотрено автором статьи в контексте интеллектуально-эстетических исканий эпохи, а именно в контексте философии имяславия, идеи которой нашли практическое применение в художественной практике ХХ в.

Сохранить в закладках
«И В ЭТОМ ХАОСЕ ДОЛЖЕН ПОГИБАТЬ ТАКОЙ ОДАРЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК!!» И. С. ТУРГЕНЕВ О РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА» (2025)
Выпуск: Т. 35 № 2 (2025)
Авторы: РЕБЕЛЬ ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА

В статье описано и проанализировано отношение И. С. Тургенева к роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина». С опорой на эпистолярные материалы прослеживается, как Тургенев, с одной стороны, с неослабевающим интересом следит за публикацией нового романа Толстого, с другой - по ходу чтения высказывает скептические оценки, преимущественно идеологического характера. Патриархальная социально-экономическая организация хозяйства, патриархальный тип семейных отношений, отрицание европейского социально-институционального опыта обустройства общества как непригодного для России - весь комплекс идей, лежащий в основе мировоззрения и характера Левина, вызывает у Тургенева неприятие и тревогу, так как за Левиным он, как и Ф. М. Достоевский, видит самого Толстого. В статье отмечены пересечения позиций Тургенева и Достоевского и принципиальные их расхождения в оценке образа «эгоиста» Левина и Балканской войны 1877-1878 гг. Словом «хаос» Тургенев обозначает преимущественно взгляды писателя, хотя из его переписки с П. В. Анненковым становится понятно, что в определенной степени речь идет и о композиции сюжета. По аналогии с изменившимся восприятием Тургеневым романа «Война и мир», высказывается предположение, что в данном случае Тургеневу не хватило временной и психологической дистанции, чтобы по достоинству оценить «Анну Каренину».

Сохранить в закладках