Архив статей журнала
Статья посвящена анализу взглядов известного либерального политического деятеля и мыслителя Алексиса де Токвиля на проблемы завоевания и колонизации Алжира в годы Июльской монархии. Позиция Токвиля рассматривается в ее антропологическом аспекте, а именно через призму столкновения и взаимодействия двух культур и цивилизаций. Статья написана на основе документального наследия А. Токвиля: писем, отчетов, работ, созданных на основе его теоретических знаний об Алжире и по итогам его пребывания там в 1841 и 1846 гг. Автор приходит к выводу, что Токвиль, либеральный мыслитель, соединивший идею либерализма с демократией, был в сфере внешней политики макиавеллистом, а колониализм, оправданный государственным интересом, являлся для него логичным продолжением либеральных принципов. Воспитанный на идеях гуманизма и Просвещения, Токвиль исходил из естественно-правовой теории и считал рабство институтом, противоречившим естественным правам и свободам человека, однако оправдывал колонизацию и допускал возможным господство одного народа над другим. Считая арабов и кабилов полудикими народами, он, исходя из цивилизаторской миссии Франции, выводил ее право на колонизацию. Именуя политику Франции «варварской», он тем не менее оправдывал высшим государственным интересом ту тактику выжженной земли, которую французы применяли в Алжире. В статье также делается вывод об эволюции взглядов Токвиля. Если в своих работах об Алжире 1837 г. он признавал возможность мирного сосуществования христианского и исламского миров, то в 1840-е гг. выступил убежденным сторонником тотального военного подавления и подчинения алжирского населения, настаивая на активной колонизации Алжира, которая, считал он, должна осуществляться параллельно с завоеванием этой страны.