Архив статей журнала
Цель: публикация посвящена анализу влияния на обширную область социальной коммуникации современных достижений цифрового мира, наиболее впечатляющим воплощением которого выступает технология искусственного интеллекта, оказывающего влияние на общество. Указанное влияние относится к предмету исследования цифровой социологии, рассматривающей в том числе и вопросы продвижения манипулятивного контента, в сущностном плане являющегося квинтэссенцией дезинформации. Исследование отмеченной проблемы основано на положениях и выводах отечественной и зарубежной научной мысли, а также ряде суждений специалистов-практиков, профессия которых сопряжена с противодействием массированному распространению потоков цифровой информации, нацеленной на переформатирование сознания общества и личности, в «угоду» злонамеренным замыслам различных организаций, учреждений и их представителей, придерживающихся агрессивного режима атаки на выбранный ими объект своего влияния. Отмеченное предопределяет актуальность специального изучения тактических приемов формирования и распространения с помощью технологии искусственного интеллекта контента сведений, входящих в номинацию дезинформации. Методы: выбор методологии исследования связан с диалектическим восприятием наиболее значимых аспектов, анализ которых позволяет выявить наличие прямой связи между возможностями искусственного интеллекта и эффективностью, формируемой с его помощью дезинформации. В процессе проведенного исследования автор обращался к общенаучным (анализ, синтез, индукция и дедукция), специально-научным (исторический, эвристический, аксиологический) методам познания и методу контент-анализа. Результаты исследования: в публикации представлен ряд выводов представителей отечественной и зарубежной научной мысли, а также авторское видение обозначенной проблемы, позволяющих выявить общие контуры современного процесса организации дезинформации, изучение которого занимает особое место в деятельности специалистов в области цифровой социологии. Выводы и заключения: материалы подготовленной статьи могут представлять интерес для сотрудников органов внутренних дел, профессионально занимающихся вопросами пропаганды и контрпропаганды, а также для преподавателей и научных сотрудников образовательных организаций системы МВД России
Полиция во многих обществах формирует профессиональную субкультуру, отличающуюся высокой степенью сплоченности и замкнутости. Данная статья посвящена социологическому анализу феномена полиции как закрытой социальной группы на основе зарубежных исследований. Обобщаются выводы авторитетных монографий и крупных эмпирических работ о внутренних нормах, ценностях и ритуалах полицейского института. Показано, что профессиональная культура полиции во всем мире характеризуется сильной корпоративной солидарностью, жестким разграничением «своих» и «чужих», а также стигматизацией внешних групп. Особое внимание уделяется универсальным чертам полицейской субкультуры, проявляющимся вне зависимости от национального контекста. Применяя теоретические подходы Э. Гофмана, М. Фуко и П. Бурдье, авторами рассматриваются механизмы формирования замкнутости полицейского сообщества, включая институциональные практики дисциплины и символической власти. Результаты показывают, что закрытая культура полиции выполняет двойственную роль: с одной стороны, она поддерживает внутренний порядок, лояльность и помогает эффективно выполнять опасную работу, с другой – порождает «стену молчания» и сопротивление внешнему контролю. В заключение обосновывается необходимость учета данной субкультуры при проведении реформ и налаживании отношений между полицией и обществом, что представляет практическую значимость для социологии профессиональных групп.
В условиях стремительных экономических трансформаций и цифровизации рынка труда проблема трудоустройства студентов становится одной из центральных в системе подготовки молодых специалистов. Студенты и выпускники вузов сталкиваются с рядом барьеров: отсутствием практического опыта, несоответствием образовательных программ запросам работодателей, высокими требованиями к кандидатам без стажа. В то же время, появляются новые возможности: развитие платформенной занятости, цифровых форм взаимодействия с работодателями, стажировок и гибких моделей карьерного роста. Особую актуальность приобретает необходимость институциональной поддержки молодежи, а также развития soft skills как элемента профессиональной устойчивости. Рынок труда для студентов требует комплексной адаптации механизмов регулирования, направленных на снижение рисков маргинализации, формирование социальной мобильности и интеграцию молодежи в профессиональную среду. Исследование выявляет барьеры и возможности рынка труда, формирует предложения по совершенствованию моделей трудоустройства студентов в современных экономических условиях.
В статье рассматривается противоречие между функцией системы образования по формированию критического мышления и унифицирующим воздействием массовой культуры, нивелирующей культурное многообразие и навязывающей стандартные образцы поведения. Анализ основан на теоретических работах ведущих философов и социологов (Т. Адорно, Ж. Бодрийяр, М. Фуко, П. Бурдье и др.) в русле социологии культуры и социально-политической философии, включая критику индустрии культуры и концепцию символического господства. В результате проведенного авторами теоретического анализа, выявлена диалектическая напряженность между задачей воспитания автономной, культурно идентичной личности и давлением массовой культуры, порождающим социальный конформизм. Обосновывается, что преодоление данного противоречия требует целенаправленного усиления критико-рефлексивных практик в образовании для сохранения культурной идентичности и развития независимого мышления.
В статье рассматриваются особенности рационального трудоустройства инвалидов в современном обществе, раскрываются особенности профессиональной реабилитации инвалидов, представлены определяющие термины и понятия, раскрывающие современные тенденции и содержательные основы трудовой занятости инвалидов, включая вопросы профессиональной ориентации и социальной занятости, а также вопросы организации рационального трудоустройства, как приоритетного направления государственной политики в отношении инвалидов.
Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что важнейшим барьером на пути развития инклюзивного трудоустройства предстает низкий уровень инклюзивной культуры в российском обществе в целом. Например, одним из ее показателей в сфере труда и занятости может служить численность людей с инвалидностью, которые трудоустроены на рабочие места помимо тех, которые определены в рамках квоты. К сожалению, подобная статистика не ведется, статистикой охватываются лишь общие данные о численности работающих инвалидов, и процент выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов. Дальнейшее развитие и институционализация рационального трудоустройства инвалидов напрямую связана с государственной поддержкой (налоговые льготы и др.), развитием высокого уровня толерантности в отношении лиц с инвалидностью, продвижением инклюзивных ценностей, развитием не только корпоративной, но и инклюзивной культуры в целом. Также, хотелось бы отметить, что мероприятия по профессиональной ориентации инвалидов применительно к реалиям и возможностям современного рынка труда должны стать неотъемлемой частью государственной политики содействия занятости.
Проанализированный научный дискурс в области рационального трудоустройства инвалидов, определил необходимость дальнейшего совершенствования системы социальной поддержки инвалидов в РФ, в основе которой лежит повышение доступности услуг по их социальной занятости и совершенствование технологий профессиональной реабилитации.
В статье представлены результаты оценки процессов социального обслуживания населения по традиционной и инновационной технологиям с использованием расчета относительных индексов удовлетворенности получателей услуг, что обеспечивает возможность объективного сравнительного анализа. При проведении исследования используется авторский методологический подход исследования удовлетворенности получателями социальных услуг на основе их прямых и опосредованных оценок. Представленные в статье результаты открывают новые направления для исследования уровня удовлетворенности социальными услугами пользователи центров социального обслуживания населения с помощью предлагаемой в статье методике исследования и возможности выработки рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций социальной сферы. Выявлено, что на снижение скорости процесса нормализации, и, как следствие, интегральной результативности социального обслуживания напрямую влияет исключение из технологии системы долговременного ухода технологий оказания социально-психологических, социально-педагогических, социально-коммуникативных услуг.
Проблема коррупции не теряет своей актуальности и, видимо, не одно десятилетие будет предметом исследования по целому ряду объективных и субъективных причин. В статье анализируется восприятие и оценка коррупции как деструктивного социального явления, которая оказывает негативное влияние на экономическое развитие государства, его национальную безопасность и социальное самочувствие населения. На основе авторского социологического исследования установлено доминирование в общественном сознании дагестанского населения понимания коррупции как «взяточничества» и «использование должностного положения в личных, корыстных интересах». Почву коррупции респонденты усматривают в нерешенности комплекса важных вопросов социально-экономического, политического и правового характера, способствующей совершению коррупционных действий. Отсутствие прозрачности в деятельности органов власти, порой и участие представителей правоохранительных органов в коррупционной деятельности, а также институционального доверия способствуют появлению коррупционных взаимоотношений.
В статье представлена авторская классификация барьеров ресурсных трансформаций института благотворительности в условиях социального неравенства. На основе теоретических положений и авторского инструментария, в ходе глубинных интервью руководителей благотворительных организаций Северо-Кавказского федерального округа была достигнута цель исследования – выявить препятствия трансформации институциональных ресурсов благотворительности. Показано, что возникновение барьеров в сфере получения и использования финансовых и материальных ресурсов может быть обусловлено рядом санкций, препятствующих возможности получения финансовой помощи из зарубежных стран на цели благотворительности (мегабарьеры). Среди макробарьеров основным барьером выступает несовершенство нормативной правовой базы благотворительности. К барьерам мезоуровневого характера руководители благотворительных организаций СКФО отнесли бюрократию на уровне местного самоуправления, что проявляется во многих аспектах. На микроуровне организации общества финансовые и материальные барьеры могут носить, как объективный, так и субъективный характер.
Статья посвящена анализу барьеров и ограничений, препятствующих формированию единого научно-образовательного пространства Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рассматриваются ключевые проблемы, такие как различия в образовательных стандартах, несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточное финансирование, слабая координация между странами-участницами, а также культурные и языковые барьеры. Авторы подчеркивают, что преодоление этих препятствий требует комплексного подхода, включающего гармонизацию законодательства, развитие совместных программ и усиление межгосударственного взаимодействия.
В предлагаемой статье рассматривается влияние массовой (развлекательной) литературы на формирование нравственности и ценностных ориентиров российской молодёжи. Обсуждаются факторы, влияющие на формирование ценностных ориентиров. Раскрывается сложность и многогранность процесса влияния массовой литературы на молодёжь, а также неоднозначность оценок этого влияния в научном сообществе. Определяются предпочтения молодежи и их стремления в ключевых аспектах человеческой жизни. Ценности различаются в зависимости от культурных, религиозных и социальных факторов, но они всегда служат направлением для принятия решений и для дальнейших действий, в соответствии с личными убеждениями и идеалами. Массовая культура предоставляет определённые модели поведения, эталоны красоты, а также концепции успеха и счастья, поэтому она представляет собой значимый фактор в процессе формирования системы ценностей российской молодежи. Также предлагаются меры для минимизации негативных эффектов этого влияния в будущем.
Исследование посвящено актуализации духовно-нравственного воспитания молодежи в условиях социальной неопределенности в современной России. Особое значение в исследовании уделяется концепциям духовно-нравственного воспитания, на основании которых сформированы принципы и мероприятия, посвященные оптимизации процесса духовно-нравственного воспитания в учебных заведениях. Концептуальными для исследования являются положения о феномене гражданской идентичности и патриотизма как основы духовно-нравственного воспитания. Итогом духовно-нравственного воспитания и целью является воспитание высококультурной личности, с высокими моральными принципами. В исследовании подробно рассмотрены феномены профессиональной этики, патриотизма и гражданской идентичности как основополагающих факторов формирования высоконравственной личности. В завершение исследования сделан вывод о том, что духовно-нравственное воспитание молодежи является приоритетными направлением для развития страны, так как формирование кадрового резерва является одним из основных условий ее социально-экономического развития.
Китай и Россия, будучи дружественными соседями, имеют давние традиции культурного обмена. Приграничные регионы, как передовые рубежи взаимодействия двух стран, обладают уникальными преимуществами в сфере культурного обмена между студентами вузов. На примере провинции Хэйлунцзян (КНР) и российского Дальнего Востока в данной статье анализируется текущее состояние культурного взаимодействия между студентами приграничных вузов, проводится сравнительный анализ культурных обменов, инициируемых российской и китайской сторонами.
Методология исследования строится на использовании системного анализа и сравнительно-типологического метода, которые позволили выявить наиболее существенные области культурного взаимодействия студентов приграничных вузов, определить существующие недостатки в современной политике российско-китайских культурных обменов среди студентов приграничных вузов.
В результате проведенного исследования авторы систематизировали преимущества и выявили проблемы в процессе молодежного обмена между двумя странами, а также предложили соответствующие решения и перспективные планы по углублению сотрудничества, внедрению инновационных моделей взаимодействия и обеспечению устойчивого развития культурного обмена между Россией и Китаем.