Архив статей журнала
В статье рассматривается один из аспектов проблемы обучения будущего педагога-музыканта в исполнительском классе, а именно развития у обучающегося эмоционального интеллекта. Для специалиста такого профиля в равной степени необходимо как совершенствование его когнитивных способностей, так и способностей к широкому спектру владения эмоциями. Особенно это важно в ходе подготовки выученной в исполнительском классе программы к сценическому выступлению. В статье излагается ретроспектива взглядов на дефиницию понятия «эмоциональный интеллект», выявляются сущностные характеристики рассматриваемого феномена. Подчеркивается значимость эмоционального интеллекта для гармонизации личностных и творческих взаимоотношений «учитель - ученик», для интенсификации учебного процесса. Повышение уровня развития эмоционального интеллекта в значительной степени способствует минимизации негативных состояний и стрессовых ситуаций, сопутствующих выступлению перед слушательской аудиторией, помогает трансформировать тревожность и страх во время сценического выступления в артистическую радость и вдохновение, дает возможность музыканту-исполнителю продемонстрировать публике свои лучшие профессиональные качества.
В статье рассматривается деятельность выдающихся музыкантов-педагогов конца XIX - ХХ в. К. Н. Игумнова и его ученика и последователя Я. И. Мильштейна. Взгляды на суть исполнительского искусства, педагогические и исполнительские концепции и убеждения этих музыкантов освещаются в контексте отечественных традиций музыкального образования и функционирования механизма преемственности, последовательно связывающего разные этапы их развития. Выявляются различные подходы к совершенствованию пианистического мастерства молодых музыкантов, подчеркивается значимость обучения культуре звукоизвлечения, «горизонтального мышления», слышания, выразительного интонирования музыкального материала. Важным условием развития музыканта является воспитание его самостоятельности, творческой активности, инициативы в поиске собственной интерпретации изучаемого произведения. Утверждается, что осмысление и систематизация опыта прошлого, следование традициям и их обновление помогает выстраивать траекторию современной педагогики музыкального образования.