Архив статей журнала
В настоящей статье речь идет о возможностях использования задач на классификацию в процессе математической подготовки будущих учителей начальных классов. Особое внимание уделяется решению задач на классификацию на множестве натуральных чисел. Множество натуральных чисел дает возможность сформулировать разнообразные задачи на классификацию. Это и задачи на дихотомию, и задачи на разбиение на заданное число бесконечных классов, и задачи на разбиение на бесконечно много конечных классов. Особое внимание уделено задаче на разбиение на бесконечно много бесконечных классов. В статье приводятся различные способы решения этой задачи. Есть решение, основанное на цифровой записи натурального числа. Есть решение, основанное на идее, согласно которой следует в один класс относить все натуральные числа, содержащие в своем разложении на простые множители одно и то же число множителей 2 (естественно, не следует упускать случай нулевого вхождения). При этом множитель 2 можно заменить на любой другой простой множитель. Наконец, приводится решение этой задачи, основанное на предварительном установлении взаимно однозначного соответствия между множеством натуральных чисел и множеством точек координатной плоскости сначала с натуральными координатами, а потом и с целочисленными координатами. Все рассмотренные в статье задачи разного уровня сложности, что дает возможность преподавателю построить занятие, на котором студенты смогут не только показать наличие соответствующих знаний, но и проявить креативный подход.
Актуальность использования инфографики в учебно-познавательной деятельности школьников обусловлена высоким темпом и динамичностью развития новых информационных технологий в общем образовании. Инфографика применяется в процессе обучения биологии в связи с изменением типологии восприятия информации современными школьниками. Даны примеры использования инфографики при изучении темы «Птицы».
Статья имеет практико-ориентированный характер и посвящена проблеме развития коммуникативной компетенций школьников-билингвов 5-х классов. В работе описан методический опыт интегрирования технологии проектной деятельности и технологии критического мышления на уроке русского языка как неродного: предложены критерии для определения уровня сформированности коммуникативной компетенции (языковой, речевой (социолингвистический), риторический) учащихся-билингвов; создана модель урока. Авторами отмечено, что выполнение на подобных уроках исследовательских и творческих упражнений, основанных на приемах технологии развития критического мышления, имеет большой дидактический потенциал, поскольку позволяет охватить широкий круг вопросов, актуальных для детей, изучающих русский язык в качестве неродного; создает условия для взаимодействия и сотрудничества обучающихся разных национальностей и культур.
В статье рассматриваются вопросы формирования иноязычного эмоционального опыта общения дошкольников посредством игры с куклой. Сформулированы функции игрушки (куклы) в процессе дошкольного иноязычного образования; предложены формы игры с куклой в ситуациях иноязычного общения; выявлен потенциал игры с куклой для эмоционального развития дошкольника на занятиях иностранным языком; раскрыта специфика игры с куклой в ходе формирования у дошкольников иноязычного эмоционального опыта общения.
Основная цель данной статьи состоит в том, чтобы выявить роль читательской грамотности в проектной работе школьников. Проектная деятельность является многогранной и многоаспектной, требует формирования определенных качеств личности, что нашло отражение в современных образовательных стандартах. К таким качествам можно отнести функциональную грамотность школьников, включающую в себя читательскую, математическую, естественнонаучную грамотность. В проектной работе из вышеназванных качеств личности наиболее важной является читательская грамотность, поскольку именно с ее помощью можно найти и правильно интерпретировать информацию. А если учесть, что в настоящее время в Интернете очень много непроверенной информации, еще одним важным качеством личности должна быть критичность и умение отфильтровывать истину от заблуждений, что при работе над проектом является весьма актуальным. Чтобы правильно оценивать получаемую информацию, необходимо не просто читать ее, а анализировать, для чего характерны следующие умения: находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать сведения, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, использовать информацию из текста. А все это включается в читательскую грамотность. Таким образом, читательская грамотность является одним из важнейших качеств личности для осуществления проектной деятельности.
В статье рассматривается один из аспектов проблемы обучения будущего педагога-музыканта в исполнительском классе, а именно развития у обучающегося эмоционального интеллекта. Для специалиста такого профиля в равной степени необходимо как совершенствование его когнитивных способностей, так и способностей к широкому спектру владения эмоциями. Особенно это важно в ходе подготовки выученной в исполнительском классе программы к сценическому выступлению. В статье излагается ретроспектива взглядов на дефиницию понятия «эмоциональный интеллект», выявляются сущностные характеристики рассматриваемого феномена. Подчеркивается значимость эмоционального интеллекта для гармонизации личностных и творческих взаимоотношений «учитель - ученик», для интенсификации учебного процесса. Повышение уровня развития эмоционального интеллекта в значительной степени способствует минимизации негативных состояний и стрессовых ситуаций, сопутствующих выступлению перед слушательской аудиторией, помогает трансформировать тревожность и страх во время сценического выступления в артистическую радость и вдохновение, дает возможность музыканту-исполнителю продемонстрировать публике свои лучшие профессиональные качества.
В статье представлены основы педагогической системы обучения детей, нуждающихся в длительном лечении. Описаны особенности предметной образовательной среды обучения физике в госпитальной школе. Сформулированы трудности, возникающие в процессе обучения физике. Актуализирована востребованность в разработке модели экспериментального учебно-методического комплекта по физике для госпитальных школ, основанного на модульной адаптации содержания и структуры курса физики. Описаны ключевые подходы к построению содержания учебно-методического комплекта. Предложена структура комплекта, включающая в себя два блока: блок учебных пособий для учащихся как средство усвоения учебного материала и блок методических рекомендаций в помощь учителю, реализующему учебный процесс непосредственно в условиях медицинского стационара.
Обучение профессионально значимым для юриста речевым жанрам, в том числе аргументативной речи юриста, является основой для развития аргументативных умений студентов. Автор особое внимание уделяет необходимости развития аргументативных умений, связанных с аналитическим слушанием. К числу умений, необходимых для аналитического слушания, отнесены: умение соотносить аргументы коммуниканта с выдвинутым им тезисом; умение выявлять подмену тезиса (полную или частичную) в речи коммуниканта; умение выявлять противоречия в аргументации коммуниканта; умение выявлять сильные, слабые, а также несостоятельные аргументы в аргументации коммуниканта. В ходе констатирующего эксперимента, состоящего в выполнении студентами аудитивного упражнения, были определены трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при анализе аргументативной речи. Автором сделаны выводы об эффективности использования аудитивного упражнения как с целью диагностики дефицитов сформированности, так и с целью развития аргументативных умений, необходимых для аналитического слушания.
В последние годы возрастает интерес к роли образования в содействии духовно-нравственному росту обучающихся. В связи с этим организация духовно-нравственного воспитания будущих граждан России невозможна без приобщения их к культуре, традициям, без формирования системы ценностей и уважительного отношения к окружающим людям. Данная статья посвящена анализу учебников русского языка для 2-4-го классов с точки зрения подхода к духовно-нравственному воспитанию обучающихся в этих материалах. В частности, исследуется, как учебники русского языка учебно-методического комплекса «Школа России» освещают темы, связанные с духовностью и нравственностью, определяются ключевые темы и сообщения, которые передаются младшим школьникам.
Современное ускорение технологической революции и промышленной трансформации задает темп ускорения инноваций в области знаний, искусственного интеллекта и цифровизации образования и других сфер деятельности. Важнейшая задача, стоящая перед Китаем, - использовать преимущества цифрового образования и способствовать комплексному развитию цифровых технологий и традиционного образования. В исследовании определена роль цифровизации образования в современном пространстве общемировой культуры; дана оценка состояния цифровизации образования в Китае и ее результаты; обозначен китайский план развития цифровизации образования. Китайская практика цифрового образования формирует условия для обеспечения доступности и равенства образования, повышения его качества и эффективности, осуществления реформ и инновационных преобразований в этой сфере.
В работе затрагивается вопрос истории взаимодействия КНР и России для демонстрации схожести в образовательной политике и широкомасштабном общем векторе развития в сфере образования. Это влияет на конструктивное педагогическое моделирование. Несмотря на актуальную геополитическую обстановку, КНР и Россия являются партнерами по многим вопросам образования. Схожие проблемы позволяют двум государствам их решать в кооперации - в формате двухстороннего взаимодействия и в рамках деятельности международных организаций. Отдельное внимание уделяется педагогическому образованию как образующему фактору появления педагогов «нового поколения». В работе на основе обзора специфики гуманитарного сотрудничества и подписанных документов между обеими странами определены документы и направления сотрудничества КНР и России в сфере образования. Отдельное внимание заслуживает именно характеристика специфики педагогического образования России и КНР в современных условиях. Это позволило рассмотреть вопрос совершенствования системы педагогического образования с учетом совершенствования международного сотрудничества в сфере образования. Делается акцент на подготовку кадров и педагогическое моделирование дистанционного образования в КНР и России. В заключение дается перспектива сотрудничества России и КНР в данном вопросе.
В статье анализируются актуальные проблемы в сфере художественного образования и культуры Китая. Исследование показывает, что многие китайские школьники демонстрируют низкий уровень понимания искусства, поскольку художественное образование не является приоритетным направлением в рамках современной китайской образовательной системы. Ключевой причиной этого является ориентация системы образования на подготовку к масштабным государственным экзаменам, что ведет к снижению внимания к развитию творческих способностей и критического мышления учащихся. Помимо этого, в статье рассматривается историко-культурный контекст, связанный с устойчивым влиянием государственной идеологии на художественное сообщество Китая. Несмотря на отказ от жестких репрессивных мер эпохи Культурной революции, власти продолжают ожидать от художников, чтобы их творчество в первую очередь служило интересам государства и партии, а не свободному самовыражению. Для преодоления выявленных проблем авторы предлагают реализацию комплексных реформ, направленных на повышение роли художественного образования в школах, усиление его связи с общекультурным развитием личности, а также расширение творческой свободы художников и их отдаление от прямого политического влияния.