Архив статей журнала
В статье анализируются проблемы межкультурных взаимодействий, предлагается инновационная методика подготовки иностранцев к полноценному меж-культурному диалогу, адекватному межличностному общению на неродном для них русском языке. Подчеркивается, что тексты устного народного творчества (былины и сказки), представляющие собой кладезь национальной мудрости, средоточие «духа народа», способны «погрузить» индивида в определенный фрагмент «картины русского мира». Однако без специальной лингвокультурологической адаптации под руководством преподавателя-русиста они не могут адекватно восприниматься, а тем более интерпретироваться инофоном.
В статье рассматривается вопрос об образовательной технологии ситуативного включения, которая является на сегодняшний день одним из гибких способов в обучении инофонов различным аспектам языка. Кроме того, в методике преподавания и обучения русскому языку как иностранному вопрос о речевой ситуации всегда актуален, поскольку использование точных и правильных единиц лексического и грамматического плана обеспечивает ту ситуацию, которая создается спонтанно, непредвиденно или опосредованно. Тренинговый способ выступает как самостоятельная учебно-дидактическая единица, научно обоснованная, подкрепленная эмпирическими данными и прошедшая апробацию в аудитории китайских студентов в МПГУ и РТУ МИРЭА. Проблемные ситуации, возникающие в процессе коммуникации, обусловлены необходимостью «включения» в них самопроизвольно, адекватно и, что немаловажно, сиюминутно. Синхронизация речи, ситуативность пребывания инофона определяют его реакцию на участие в той или иной сфере общения. Актуальность обозначенной авторами темы подтверждена экспериментально. Цель авторов статьи: ориентация на профессиональный тип речи, его обеспеченность моделями обучения русскому языку как иностранному. Инструментарий определен методами и приемами, которые рассмотрены в качестве педагогического способа обучения иностранцев русскому языку. Применение технологии ситуативного включения способствует повышению эффективности учебного процесса.