Архив статей журнала
Ведение. Отражена актуальность вопросов противодействия коррупции, в том числе путем установления имущества коррупционеров с целью последующего наложения ареста, взыскания штрафов или применения судом конфискационных санкций. Приведены статистические сведения, касающиеся размеров материального ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, и показателей его возмещения. Впервые в научной литературе исследуются проблемные вопросы, связанные с осуществлением деятельности по установлению имущества коррупционеров, даются авторские предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.
Методы. Согласно информации, предоставленной подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации, приводятся примеры по установлению имущества коррупционеров, оформленного на аффилированных лиц, в том числе из судебной практики. На основе изучения статистических показателей, а также положений нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру установления имущества коррупционеров, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, автором выявлены соответствующие проблемные вопросы. Результаты. На основе проведенного автором анализа эмпирических данных систематизированы предложения, определяющие развитие правового регулирования вопросов возмещения ущерба от коррупционных деяний, а также совершенствование оперативно-розыскной деятельности в данном направлении. Обсуждение и заключение. Предлагается внести изменения в антикоррупционное и оперативно-розыскное законодательство и принимать меры к установлению имущества коррупционеров с использованием возможностей оперативно-розыскной деятельности.
Введение. Лесные пожары являются одной из серьезных проблем, угрожающих экологической и экономической безопасности нашей страны. Ущерб от лесных пожаров ежегодно исчисляется миллиардами рублей. Основной причиной лесных пожаров является антропологическое воздействие противоправного характера в виде неосторожного обращения с огнем, нарушения правил пожарной безопасности или умышленного поджога.
Рассматриваются следственные ситуации на теоретическом и практическом уровнe на основе изучения диссертационных, монографических исследований ученых-криминалистов, а также материалов уголовных дел и судебной практики, позволяющих определить типовые следственные ситуации на первоначальном этапе расследования преступлений, связанных с уничтожением или повреждением лесных насаждений и иных насаждений путем поджога.
Целью данного исследования является совершенствование деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений рассматриваемого вида.
Методологическую основу статьи составляет общий диалектический метод научного познания, описательно-аналитический метод, обобщения, сравнения, статистический метод анализа. Автором проведен анализ взглядов ученых в области наук уголовно-правового цикла на предмет содержания криминалистической категории «Следственная ситуация». Изучены статистические данные Федерального агентства лесного хозяйства «Об ущербе от лесных пожаров за 2023 год», «О числе случаев лесных пожаров за 2023 год», данные ГИАЦ МВД России «О сведениях о преступлениях, связанных с пожарами, за 2023 год» и данные судебной и следственной практики.
Результаты. Определены типичные следственные ситуации, возникающие на первоначальном этапе расследования преступлений, связанных с уничтожением или повреждением лесных и иных насаждений путем поджога, и представлен алгоритм совершенствования организации, планирования и проведения следственных и иных действий, направленных на раскрытие и расследование рассматриваемого вида преступлений, через определение и изучение следственных ситуаций на первоначальном этапе расследования.
ФИКТИВНАЯ КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ЦЕЛЬ И СХЕМЫ СОЗДАНИЯ
Введение. Обоснован комплексный подход к анализу факторов, способствующих контрабанде драгоценных металлов, проанализировано состояние преступности в данной сфере.
Методы. В ходе анализа результатов правоохранительной деятельности в сфере противодействия контрабанде драгоценных металлов подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и таможенных органов, а также изучения научных трудов соответствующей тематики был выявлен ряд факторов, способствующих контрабанде драгоценных металлов.
Результаты. Систематизированы и проанализированы факторы, способствующие контрабанде драгоценных металлов, с целью выработки научно обоснованных подходов к ее предупреждению. Сделаны выводы о необходимости комплексного подхода к анализу факторов, влияющих на состояние контрабанды драгоценных металлов. Установлены причинно-следственные связи между внешнеэкономическими и внутриэкономическими факторами, способствующими контрабанде драгоценных металлов. Проанализировано действующее законодательство и выявлены проблемы правового регулирования порядка вывоза драгоценных металлов. Установлены психолого-мотивационные свойства личности преступников, совершающих контрабанду драгоценных металлов. Сформулированы предложения по совершенствованию мер тарифного и нетарифного регулирования вывоза драгоценных металлов за рубеж.
Введение. На современном этапе развития информационных технологий виртуальное пространство стало устойчивой формой коммуникативных связей, охватившей широкий круг использующих ее детей и подростков - индивидов, чье сознание находится еще на стадии формирования, становления фундамента личности, на котором будут основываться формы их поведения, определяться дальнейшая роль в обществе.
Целью исследования является проведение анализа категории «деструктивный контент», в частности рассмотрение понятия и сущности деструктивного контента, его классификации и тенденций влияния на сознание несовершеннолетних в контексте научно-технического прогресса, а также выявление на основе результатов анализа имеющихся проблемных аспектов в данной области, представление механизмов их решения.
Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что меры, направленные на профилактику преступлений несовершеннолетних, совершаемых под влиянием деструктивного контента в сети Интернет, должны применяться комплексно посредством слаженной работы представителей социальных и правовых институтов. Также в данном исследовании разработаны конкретные профилактические меры, систематизированные по признаку субъекта их реализации. Внедрение представленных предложений в практику обеспечит большую вероятность предотвращения преступных деяний, совершаемых несовершеннолетними.
Введение. Криминогенная ситуация была и остается под самым пристальным вниманием правоохранительных органов. При этом неверно считать, что деятельность правоохранительных органов в большинстве своем сосредоточена на раскрытии уже совершенных правонарушений и преступлений, то есть основные усилия правоохранительных органов направлены на борьбу с последствиями противоправного поведения, а не с его причинами и условиями. Думается, что предупреждение по своей значимости должно находиться на одном уровне с пресечением преступных деяний. В настоящее время жизнь несовершеннолетних тесно связана с Интернетом. В современных реалиях глобальная сеть рассматривается ими как платформа для общения, образования, развития. Но такая вовлеченность молодого поколения в виртуальную реальность значительно повышает уровень их виктимности и увеличивает риски развития девиантного поведения. В предлагаемой статье рассматриваются проблемы, возникающие у правоохранительных органов в процессе деятельности по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в оказание сексуальных услуг, а также меры общесоциальной и специально-криминологической профилактики данных деяний. Цель исследования состоит в анализе проблем предупреждения вовлечения несовершеннолетних в оказание сексуальных услуг, а также разработке общесоциальных и специально-криминологических мер противодействия данным противоправным деяниям. Методологической основой исследования выступает ряд общенаучных и специальных методов, в том числе логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический. Использование контентанализа теоретических научных исследований позволило не только глубоко проанализировать возникающие проблемы при выявлении случаев вовлечения несовершеннолетних в оказание сексуальных услуг, но также предложить комплекс мер, направленных на противодействие указанной криминальной угрозе.
Выводы. Проведенное исследование позволило выделить наиболее значимые проблемы, возникающие у правоохранительных органов в деятельности по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в оказание сексуальных услуг, а также на их основе предложить меры предупреждения данной угрозы.
Автором изложены результаты своих многолетних психологических научных исследований мотивации убийств, осуществленных не только по материалам уголовных дел, но и путем клинических бесед и психологического тестирования осужденных за такие преступления в местах лишения свободы. В общей сложности было изучено около 300 убийц, в том числе приговоренных к пожизненному лишению свободы. Значительный эмпирический материал был получен за время работы автора в Государственном научном центре специальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского (по совместительству) в течение более 15 лет. Названный материал включал в себя не только психологическую, но и психиатрическую информацию относительно мотивации и мотивов убийств.
На основании общей теории мотивов рассмотрены в качестве мотивов убийств хулиганство, месть, корысть, ревность, сексуальные влечения, зависть, садизм и некрофилия. Впервые в криминологической науке исследованы такие мотивы преступного поведения, как фанатическая одержимость идеей и жажда власти. Особое внимание уделено тревожности как отличительной психологической особенности убийц, оказывающей подчас решающее воздействие на мотивы преступного поведения
Введение. На основе анализа научной литературы, нормативных правовых актов и право-применительной практики рассматриваются вопросы осуществления заказчиком контроля за выполнением строительных работ посредством делегирования контрольного правомочия иным участникам гражданского оборота, обладающим профессиональными знаниями и навыками в данной сфере. Исследуется возможность заключения договора на оказание услуг по осуществлению опосредованного строительного контроля с подрядчиком.
Цель исследования заключается в выявлении существующих противоречий и формулировании практических предложений по процедуре согласования сторонами договора строительного подряда объема контрольных правомочий, передаваемых профессиональному участнику рынка, конкретизации функций инженера, установления пределов осуществления опосредованного контроля.
Делается вывод о несоблюдении условия о целевом расходовании бюджета при передаче функций строительного контроля подрядчику. Отмечается особая значимость для целей осуществления надлежащего строительного контроля качества обратной связи подрядчика с лицом, осуществляющим непосредственно проверочную деятельность, и заказчиком.
Введение. Правовое регулирование отношений, связанных с институтом пособий, субсидий, компенсаторных выплат и иных видов социальной помощи, в Российской Федерации в силу своей многоуровневости и сложности требует упорядочивания и консолидации. Отсутствие системы в нормативной правовой основе социального обеспечения в Российской Федерации является одним из факторов, снижающих успешность противодействия мошенничеству при получении выплат. Постепенный переход социальных выплат на цифровые платформы и меняющееся законодательство в социальной сфере ставят перед фактом серьезного пересмотра организации оперативно-розыскной деятельности по выявлению и раскрытию соответствующих преступлений.
Методы. Контент-анализ исторических источников, анализ статистических показателей по преступлениям, предусмотренным статьей 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, нормативных правовых актов, регламентирующих социальную поддержку отдельных категорий граждан, научных исследований в сфере противодействия мошенничествам при получении выплат и социального обеспечения граждан.
Выводы. Необходимо продолжать работу по консолидации норм о выплатах, а также расширять успешный опыт кодификации социального законодательства на региональном уровне, что позволит сделать социальную сферу более прозрачной и управляемой. Преимущества дифференциации норм уголовной ответственности за мошенничество при получении выплат необходимо использовать при совершенствовании тактики и методики выявления, раскрытия и расследования соответствующих преступлений, что особенно актуально в условиях перехода социальных выплат на цифровые платформы.
Актуальность. Подготовлена по итогам проведения в 2023 году научно-исследовательских работ в области изучения общественного мнения о деятельности полиции, осуществляемого на ежегодной основе на федеральном и региональном уровнях. Цели и задачи. С учетом задач мониторинга общественного мнения о деятельности полиции в 2023 году цель публикации заключается в представлении информации по итогам эмпирического социологического анализа результатов опроса населения в части оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации (социологические индикаторы за пятилетний период измерения с 2019 по 2023 год, тренды изменения показателей оценки, анализ рейтинговых значений субъектов Российской Федерации и характер их изменения). Выводы и предложения. По итогам анализа практики изучения общественного мнения в 2023 году на региональном уровне в статье изложены особенности организации и проблемные вопросы изучения мнения граждан по актуальным вопросам деятельности полиции на районном уровне, сформулированы предложения по совершенствованию его информационного и организационного сопровождения, в том числе при организации и проведении проблемно-ориентированных исследований в интересах территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации в части изучения тематической информации о работе полиции, размещаемой в средствах массовой информации и в социальных сетях.
Введение. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел выступает в качестве мощного фактора развития правовой основы общества, так как, наряду с профессиональными компетенциями, вмещает в себя и общие черты правовой культуры личности, обусловленные социальным, духовным, политическим и экономическим строем государства. В свою очередь, от состояния правовой сферы во многом зависят возможности правовой социализации данной категории лиц, степень усвоения и использования ими правовых начал государственной и социальной жизни, Конституции Российской Федерации и иных законов. При этом важное место в их профессиональной культуре занимает не только знание и понимание права, но и проводимая работа по укреплению законности и правопорядка.
Цель исследования. Осуществить анализ состояния правовой культуры сотрудников органов внутренних дел на данном этапе развития современного общества, а также определить возможные пути ее формирования в процессе эволюции общественной морали, права и правовой системы. Наряду с общей оценкой состояния правовой культуры сотрудников органов внутренних дел, представляется важным недопущение возможных причин возникновения нравственно-правовых девиаций в профессиональной деятельности.
Методология. Наряду с традиционными общетеоретическими методами, используется метод дифференциации должного и сущего, позволяющий выявить уровни взаимодействия морально-правового должного как «чистого идеала» и отличного от него сущего как области реальных морально-правовых ориентиров.
Выводы. Уровень правовой культуры сотрудников органов внутренних дел может быть выработан и поддерживаться на необходимом уровне при соблюдении следующих условий: высокой степени подготовки, постоянного повышения профессиональной квалификации и мировоззренческой культуры в целом. Приемлемое состояние их правовой культуры напрямую зависит от возможности сохранения и творческого осмысления положительного правового опыта на фоне эволюционирующей социально-правовой системы.
Введение. Представлены результаты экспертного исследования уровня влияния реформирования законодательства в сфере контрольно-надзорной деятельности на эффективность реализации органами Госавтоинспекции административных полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, предложены возможные пути решения актуальных проблем, реализация которых позволит повысить эффективность осуществления органами Госавтоинспекции контрольно-надзорных полномочий в сфере безопасности дорожного движения. Цель исследования: определить степень влияния актуальных изменений законодательства Российской Федерации, регулирующего сферу контрольно-надзорной деятельности, на уровень эффективности осуществления органами Госавтоинспекции полномочий по контролю за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог. Предложить пути возможного разрешения проблем реализации контрольно-надзорных механизмов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Выводы. Существующие механизмы контроля Госавтоинспекции за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не являются эффективными. Перечень механизмов, применяемых Госавтоинспекцией в рамках государственного контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, имеет ограниченный характер. Повышению уровня эффективного осуществления полномочий Госавтоинспекции по контролю за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог местного значения будет способствовать реализация предложенных автором проектных изменений некоторых положений действующего законодательства Российской Федерации.