Национальный проект «Экономика данных», направленный на цифровую трансформацию различных сфер, является следующей ступенью для обеспечения научно-технологического суверенитета в Российской Федерации, при этом ключевым моментом для реализации многочисленных направлений, федеральных проектов, мероприятий в рамках национального проекта является повышение качества как данных, так и их наборов, обеспечение роста доступных для использования различными субъектами данных. Вопросы качества данных и особенно управления таким качеством остаются за рамками нормативного обеспечения и регулирования. Между тем одним из способов обеспечения качества данных является индустрия аннотации данных. Многие страны обращают внимание на потенциал, заложенный в развитии данного направления, начинают принимать стратегические документы. В статье обосновывается необходимость нормативного обеспечения развития индустрии аннотации данных в Российской Федерации, рассматриваются зарубежные подходы, которые в настоящее время начинают формироваться в данной сфере, предлагаются направления, которые следует развивать для системного становления индустрии аннотации в России как способа обеспечения качества данных. Обращается внимание на многогранность потенциала аннотации данных, в том числе для обеспечения качества алгоритмов, развития узко специализированных моделей искусственного интеллекта.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Право
Большие данные являются уже не новым феноменом, его введение в научный оборотнасчитывает уже более 20 лет, и понимание потенциала ценности массивов данных признается как публичным, так и частным сектором.
Список литературы
1. Алейникова Д. В. Аннотирование данных как объект обучения студентов социальногуманитарной направленности // Вестник Моск. гос. лингв. ун-та. Образование и педагогические науки. 2022. Вып. 4 (845). С. 15-19.
2. Войниканис Е. А. Регулирование больших данных и право интеллектуальной собственности: общие подходы, проблемы и перспективы развития // Закон. 2020. № 7. С. 135-156. EDN: NHPNWN
3. Гилязев Р. А., Турдаков Д. Ю. Активное обучение и краудсорсинг: обзор методов оптимизации разметки данных // Труды ИСП РАН. 2018. Т. 30, вып. 2. С. 215-250.
4. Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС / Е. О. Васин, А. Д. Гвоздырева, А. П. Дейнека [и др.]; под ред.А. В. Незнамова. 3-е изд., перераб. и доп. Доступ из справ.- правовой системы “КонсультантПлюс”.
5. Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография / Н. С. Волкова, А. А. Ефремов, С. М. Зырянов [ и др.]; отв. ред. Л. К. Терещенко. М.: Инфотропик Медиа, 2024. 352 с. EDN: SPHRBH
6. Макафи Э., Бриньолфсон Э. Машина, платформа, толпа. Наше цифровое будущее. М., 2019, 368 с.
7. Назаров Н. А. Обеспечение качества данных при автоматизированном принятии решений в государственном управлении // Журнал российского права. 2024. № 5. С. 140-155. EDN: AFDYLP
8. Терещенко Л. К. Правовой режим информации. М.: Юриспруденция, 2007. 192 с. EDN: RSHCDR
9. Харитонова Ю. С., Савина В. С., Паньини Ф. Предвзятость алгоритмов искусственного интеллекта: вопросы этики и права // Вестник Перм. унта. Юридические науки. 2021. № 3. С. 488-515.
10. Чайка М. Практический подход к валидации рейтинговых моделей при реализации ПВР-подхода: методика 5*5 // Риск-менеджмент в кредитной организации. 2024. № 1. С. 19-34.
11. Braun D. I beg to difer: how disagreement is handled in the annotation of legal machine learning data sets // Artifcial Intelligence and Law. 2024. No. 32. Р. 839-862. DOI: 10.1007/s10506-023-09369-4
12. Gray M., Savelka J., Oliver W., Ashley K. Can GPT Alleviate the Burden of Annotation? // Legal Knowledge and Information Systems. 2013. URL: https://www.re-searchgate.net/publication/376422423_Can_GPT_Alleviate_the_Burden_of_Annotation.
13. Subinay A, Procheta S., Dwaipayan R., Kripabandhu Gh. A case study for automated attribute extraction from legal documents using large language models // Artificial Intelligence and Law. 2024. November.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Обосновывается целесообразность изменения наименования главы 31 Уголовного кодекса РФ «Преступления против правосудия» путем его дополнения. Дается характеристика объекта данных преступлений и отдельных его составляющих. Предлагаются изменения в ряд составов преступлений указанной категории.
ИССЛЕДУЮТСЯ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ С КВАЛИФИЦИРУЮЩИМИ ПРИЗНАКАМИ ПОБЕГА. АНАЛИЗИРУЮТСЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СОСТАВЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ Ч. 2, 3 СТ. 313 УК РФ. РАССМАТРИВАЕТСЯ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ СОВЕРШЕНИЕ ПОБЕГА ГРУППОЙ ЛИЦ ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОМУ СГОВОРУ ИЛИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППОЙ И (ИЛИ) С ПРИМЕНЕНИЕМ НАСИЛИЯ, ОПАСНОГО ДЛЯ ЖИЗНИ ИЛИ ЗДОРОВЬЯ, ЛИБО С УГРОЗОЙ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКОГО НАСИЛИЯ, С ПРИМЕНЕНИЕМ ОРУЖИЯ ИЛИ ПРЕДМЕТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В КАЧЕСТВЕ ОРУЖИЯ, ОХВАТЫВАЕТСЯ КВАЛИФИКАЦИЕЙ ПО Ч. 2 И 3 СТ. 313 УК РФ, А В КАКИХ СЛУЧАЯХ ТРЕБУЕТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СТАТЬЕ ОСОБЕННОЙ ЧАСТИ УК РФ ПО ПРАВИЛАМ О СОВОКУПНОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. ИЗУЧАЮТСЯ ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ ДЕЙСТВИЙ СОУЧАСТНИКОВ ПОБЕГА, А ТАКЖЕ ВОПРОС О ТОМ, МОЖЕТ ЛИ В СОСТАВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ГРУППЫ (Ч. 2 СТ. 313 УК РФ) ВХОДИТЬ ЛИЦО, НЕ ОБЛАДАЮЩЕЕ ПРИЗНАКАМИ СПЕЦИАЛЬНОГО СУБЪЕКТА.
Представлены результаты исследования категории общественного порядка в раннефеодальном уголовном законодательстве с апеллированием к иным памятникам древнерусской письменности, в которых раскрыта содержательная сторона порядка в обществе того периода. Обосновывается вывод о влиянии христианско-нравственной морали на правила жития в сферах общественной жизни, включая брачно-семейные отношения, определяя отношения между сословиями и в сфере государственного управления в целях формирования нравственных отношений между членами общества.
Рассматриваются вопросы эволюции научных взглядов на правовую природу страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, начиная с 1990-х гг. до наших дней. Для этого периода характерны неоднократные принципиальные изменения подходов законодателя к регулированию в данной сфере: передача функций администрирования страховых взносов от государственных внебюджетных фондов налоговым органам и обратно; включение норм, регламентирующих этот вид обязательных платежей, то в Налоговый кодекс РФ, то в специальные федеральные законы. Научные дискуссии касались, в частности, вопросов о налоговом либо неналоговом характере страховых взносов, проявлениях такого признака страховых взносов, как индивидуальная возмездность, превалировании в правоотношениях по уплате страховых взносов публичного или частного интереса.
Рассматривается прогрессивное налогообложение в России в контексте расширения его применения; дается развернутая классификация видов прогрессивного налогообложения в России с использованием различных классификационных критериев. Автор разделяет прогрессивное налогообложение путем взимания одного налога с прогрессивной налоговой ставкой и нескольких налогов, применяемых к одному предмету налогообложения. Анализировано прогрессивное налогообложение, реализуемое посредством использования налоговых льгот и вычетов, имеющих определенные ограничения. Сделан вывод, что последствием расширения применения прогрессивного налогообложения в России будет увеличение попыток налогоплательщиков уклониться от применения повышенных налоговых ставок и иных средств прогрессивного налогообложения.
В связи с введением уголовной ответственности за преступления с административной преюдицией анализируется применение в рамках одного дела процессуальных норм, предусмотренных КоАП РФ и УПК РФ. Акцентируется внимание на пробелах в правовом регулировании данными кодексами вопроса, связанного с передачей материалов дела об административном правонарушении в следственный орган (орган дознания), предлагаются варианты устранения выявленных пробелов посредством внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты.
Проводится исследование исполнительных действий, связанных с проведением проверок в отношении лиц, участвующих в исполнительном производстве. В процессе принудительного исполнения исполнительных документов судебный пристав-исполнитель осуществляет контроль и отдельные исполнительные действия по проверке исполнения исполнительных документов, которые по своей правовой природе близки к надзору. Автором обосновывается вывод, что в рамках исполнительного производства должностное лицо службы судебных приставов осуществляет «исполнительный надзор», позволяющий должностным лицам службы судебных приставов проверить законность действий (бездействия) лиц, участвующих в исполнительном производстве, в целях своевременного и полного исполнения требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц.
Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью совершенствования государственного управления в условиях стремительно трансформирующегося общества. На сегодняшний день ряд проблем теоретико-правового института административных процедур так и остается нерешенным, в частности отсутствует универсальное определение административной процедуры. В статье приводятся результаты анализа основных подходов к юридической природе административных процедур, рассматриваются их достоинства и недостатки. Автором были выделены пять основных подходов к понимаю административных процедур, один из которых - универсальный - отмечен в качестве наиболее соответствующего современной правовой действительности.
1. Братченко С. А. К вопросу о понятии качества государственного управления // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2019. № 1. С. 57-72. EDN: YXTSNN 2. Галаган И. А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1970. 251 с. 3. Галаган И. А. О природе правового регулирования. Политические аспекты. Проблемы. Возможные решения // Правовая наука и реформа юридического образования: сб. науч. трудов. Вып. 4: Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. С. 21-43. 4. Гриценко В. В. Научные идеи Ивана Александровича Галагана об административной ответственности в контексте современных российских реформ // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия Право.2022. № 4 (51). С. 230-242. 5. Емельянов А. С. Механизм административно-правового регулирования // Журнал российского права. 2024. Т. 8. № 8. С. 127-145. EDN: OXXCIK 6. Зырянов С. М. Модернизация механизма административно-правового регулирования // Формирование и развитие отраслей права в исторической и современной правовой реальности России: в 12 т. Т. VIII: Административное право в системе современного российского права: монография / под ред. Р. Л. Хачатурова, А. П. Шергина. М.: Юрлитинформ,2022. 736 с. 7. Инициативный проект закона об обеспечении качества государственного управления / В. Н. Южаков, Э. В. Талапина, Е. И. Добролюбова, Ю. А. Тихомиров. М.: Дело (РАНХиГС), 2020. 150 с. EDN: AARLRM 8. Качество российского государственного управления: проблемы и приоритеты: монография /B. Н. Южаков, Е. И. Добролюбова, Ю. А. Тихомиров, А. Н. Старостина. М.: Дело (РАНХиГС), 2022. 444 с. 9. Корепина А. В. Качество экспертной деятельности в сфере государственного управления // Административное право и процесс. 2024. № 4. C. 60-63. EDN: QAZCOZ 10. Лаутс Е. Б. Антисанкционное регулирование рынка банковских услуг и антикризисный правовой режим банковской деятельности // Вестник Ун-та имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2023. № 1 (101). С. 70-79. 11. Негодаева Е. Г., Суховенко А. В., Поляков В. А. Цифровые технологии в нотариальной деятельности // Философия права. 2024. № 4. С. 21-26. 12. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. 13. Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. 7-е изд., пересм. М.: Норма: ИНФРА-М. 2025. 840 с. 14. Россинский Б. В. О системе публичного управления // Административное право и процесс. 2024. № 6. С. 3 - 6. EDN: HXHZJZ 15. Старилов Ю. Н. Иван Александрович Галаган -выдающийся ученый-юрист и талантливый педагог с душой поэта // Иван Александрович Галаган и его научное наследие / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010. С. 67-92. EDN: RYDTZV 16. Сырых В. М. Механизм правового регулирования. Теория государства и права: учеб. для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2012. 704 с. 17. Тихомиров Ю. А. Правовое регулирование: теория и практика. М.: Формула права, 2019. 400 с. 18. Шергин А. П. Об ученом-административисте Галагане Иване Александровиче // Иван Александрович Галаган и его научное наследие / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2010.544 с. 19. Шомесов Д. В. К вопросу правового регулирования ответственности при инвестировании в условиях развития искусственного интеллекта // Право и экономика. 2024. № 12. С. 5-10. EDN: AKBBVZ
Исследуются вопросы публично-правового регулирования порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Анализируются различные подходы к определению базовых дефиниций в исследуемой области. Рассматриваются современные научные взгляды на протекание миграционных процессов, предлагается их авторское определение. Обосновывается вывод о необходимости эффективного государственного управления указанными процессами для достижения баланса с национальными интересами и минимизации негативных последствий миграции.
Проведен анализ текущей ситуации с изменением нормативного правового регулирования и его инструментов, в том числе экспериментальных правовых режимов, под воздействием развития технологий. Обосновано, что в основе адаптации правового регулирования к технологическим и геополитическим вызовам должен быть антропоцентричный консервативный подход, а само целеполагание в сфере технологического развития, в том числе цифровых технологий и цифровой трансформации, должно быть основано на традиционных правовых ценностях. Разработаны элементы публично-правового механизма обеспечения достижения национальных целей развития России, включая согласование целей нормотворческих планов, целей иных нормативных правовых актов, а также ориентации на оценку достижения национальных целей традиционных процедур мониторинга правоприменения и оценки фактического воздействия. На основе данных элементов сформулирован комплекс предложений по совершенствованию действующего правового регулирования и практики применения экспериментальных правовых режимов для обеспечения достижения национальных целей развития России.
Рассматривается основное назначение документов стратегического планирования в сфере миграции в современных условиях. В ходе рассуждений анализируются взаимосвязи между различными типами документов стратегического планирования, исследующих миграционные вопросы в комплексе планирования общегосударственного развития. Изложенное позволяет утверждать об отсутствии необходимых законодательных актов, регулирующих порядок взаимодействия между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти. Сформулирован вывод о необходимости принятия нового документа стратегического планирования в сфере миграции для решения вопросов по реализации государственной миграционной политики на долгосрочный период.
В условиях реформирования отечественной системы государственного контроля (надзора) вопросы категориального обеспечения контрольно-надзорной деятельности приобретают особое значение. Обновленное законодательство в данной сфере требует теоретико-правового обоснования, призванного систематизировать использование традиционных и новых терминов в законодательстве и доктрине. Одним из таких терминов является понятие обязательных требований. На основе анализа использования данного понятия в таможенном регулировании сделан вывод о возможности его использования в децентрализованной сфере контрольно-надзорных отношений с учетом специфики этой сферы.
Больше 11 лет действует очередной «громкий» закон о страховых пенсиях, который кардинально изменил основания и порядок установления страховых пенсий. Акцент граждан и ученых был направлен на рассмотрение вопроса об увеличении пенсионного возраста. Вместе с тем в тени остался без должного внимания совершенно новый слагаемый при определении права на пенсию - индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Именно невыполнение этого условия не позволит гражданину получать страховую пенсию при наличии требуемого стажа и достижения пенсионного возраста. В статье рассматривается отдельный случай очевидного пробела пенсионного законодательства, при котором трансформация накопительного элемента пенсионного законодательства привела к тому, что учет ИПК идет только за счет уплаты страховых взносов на страховую пенсию без учета страховых взносов на накопительную пенсию, что не соответствует социальной справедливости и приводит к ущемлению пенсионных прав граждан.
Одной из главных задач социального государства является забота государства о нетрудоспособных и пожилых членах нашего общества. Прописанные как международными, так и внутренними нормативными актами меры социальной защиты указанной категории граждан носят комплексный разносторонний характер, охватывающий медицинское обслуживание, культурно-просветительскую деятельность и т. д. Отдельно предусмотрена материально-денежная помощь в виде прямых единовременных, ежемесячных выплат: пенсии, социальные выплаты и т. д. Малоизученным в юридической литературе и требующим детального изучения является вопрос о правовом статусе компенсационных выплат. Особенно актуальным этот вопрос стал в связи с недавним «переводом» надбавки на уход за нетрудоспособными гражданами с компенсационной выплаты на часть пенсии (повышение фиксированного размера). Актуализировались также вопросы мизерного размера этой выплаты, отмены права на эту выплату лицам, которые по медицинским показаниям нуждаются в постоянном постороннем уходе, технические вопросы подтверждения страхового стажа лицам, осуществляющим уход, и т. д. В статье рассматриваются практические и теоретические вопросы реализации социальных прав граждан в части получения компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособными: реалии, проблемы и перспективы.
Доказывается, что ответственность родителей за вред, причиненный детьми, будучи гражданско-правовой, тем не менее, основана на имеющейся семейно-правовой связи родителей с причинителем вреда (ребенком). Обосновывается тезис, что родители несут ответственность за собственное правонарушение семейно-правового характера. Анализируются элементы данного правонарушения. Доказывается, что вина родителей должна характеризоваться как психологическая категория; критикуются поведенческие подходы к определению их вины. По вопросу о долевом или солидарном характере ответственности родителей за вред, причиненный детьми, предлагается установить солидарность их ответственности в случае их совместного проживания друг с другом и ребенком. В остальных случаях целесообразнее использовать принцип долевой ответственности, исходя из степени вины каждого родителя в неосуществлении или ненадлежащем осуществлении их обязанностей по воспитанию детей и надзору за ними. Вносятся предложения по совершенствованию семейного законодательства, а также некоторых положений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1.
В Российской Федерации споры о восстановлении гражданина в родительских правах и отмене ограничения родительских прав являются редкими в практике судов общей юрисдикции. Как правило, с таким иском обращается гражданин лично, без привлечения профессионального представителя, поэтому у него возникают сложности в понимании, какими доказательствами следует подтверждать свою правоту. Основная цель исследования состоит в определении предмета и средств доказывания по таким спорам. При исследовании автор применял общенаучные и специальные методы: аналитический и индуктивный, сравнительно-правовой, формально-юридический, методы описания, сравнения и исследования случаев. Путем системного толкования правовых норм семейного и гражданско-процессуального законодательства России, исходя из собственного профессионального опыта как судьи, автор определил предмет и средства доказывания по спорам о восстановлении гражданина в родительских правах и отмене ограничения родительских прав.
Аналитично описаны этапы конвертации ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении акций международной компании. Рассмотрены правовые особенности и практические нюансы реализации этапов конвертации. Выявлены проблемы правового регулирования конвертации в рамках редомициляции, предложены варианты их разрешения, а также проанализирована релевантная судебная практика.
Анализируются проблемы теоретического и практического плана, связанные с особенностями реализации положений Гражданского процессуального кодекса и ограничением дееспособности гражданина. Отмечается, что существует ряд законодательных пробелов и несогласованность норм ГК РФ и ГПК РФ. Отдельное внимание уделяется терминологическому аспекту в рамках рассматриваемой темы, предлагаются изменения в законодательство, связанные с конкретизацией отдельных терминов.
Предметом исследования являются положения ст. 51 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», закрепляющие возможность привлечения арбитра к имущественной ответственности только в рамках гражданского иска по уголовному делу. Авторы оценивают обоснованность избранного законодателем подхода с позиций существа гражданского иска как способа защиты прав и законных интересов жертв преступления, а также осуществляют его сравнение с порядком привлечения к имущественной ответственности за нарушения, допущенные судьями. Исследователями обосновывается отсутствие политико-правовых и формально-юридических оснований для ограничения процессуальных форм возмещения вреда, причиненного арбитром, только гражданским иском в уголовном деле, формулируются предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Анализируются дефекты изложения гражданских процессуальных норм, регулирующих особое производство. Исследуются такие недостатки, как неопределенность правового статуса участвующих в деле лиц, небрежность в формулировании правовой нормы, непоследовательность в обозначении правовых институтов, оценочность некоторых категорий. Предлагаются варианты замены некорректно сформулированных норм.
НОТАРИУС, ПРАВОВОЙ СТАТУС НОТАРИУСА, ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА НОТАРИУСА, НОТАРИАТ
Автор приходит к выводу о том, данные порядки прекращения взаимных обязательств, несмотря на использование термина «зачет», представляют собой сущностно разные правовые конструкции. В отличие от встречного иска, который может быть использован для прекращения потенциально любых взаимных обязательств, использование для этих целей возражения имеет два критерия допустимости: 1) материально-правовой критерий, заключающийся в возможности прекращения обязательств тем способом, на который ссылается ответчик; 2) процессуально-правовой критерий, предполагающий бесспорность взаимного обязательства истца.
Рассматриваются целесообразность и возможность юридического закрепления нравственных императивов в правовых актах, анализируются роль и последствия усиления политического воздействия на формирование мировоззрения граждан. Констатируется, что государство всегда поддерживает и поощряет примат политики над правом, позволяющий ему обеспечивать реализацию своих интересов. Юридическое вмешательство в соответствующую расстановку нравственных акцентов дает возможность государству своевременно реагировать на нежелательные колебания в лояльности населения по отношению к власти.
Актуализируется проблема воплощения типов правопонимания в правовой действительности. Правопонимание в качестве творческой деятельности по выработке теоретических представлений о сущности права полностью достигает своей цели лишь в случае объективации, т. е. приобретения «идеей права» внешней, объективной формы существования. Диалектика правопонимания раскрывается в следующей последовательности: от мыслительной деятельности по выработке понятия, выражающего сущность права, к его результату - созданию целостной концепции правопонимания, затем - воплощению данной концепции в правовой действительности. Сделан вывод, согласно которому диалектика правопонимания обнаруживает все новые объемы знания, что не исключает обратного, т. е. его (знания) деградации. Закономерны продуцирование новых типов правопонимания, трансформация или элиминация, наполнение их вновь открывшимися смыслами. В этом бесконечном обновлении объективация «идеи права» в правовой действительности является необходимым этапом верификации жизнеспособности представлений о сущности права.
Рассмотрены различные позиции ученых-правоведов по вопросу истории саморегулирования в России. Выявлены и проанализированы дискуссионные моменты, которые заключаются в изучении истории российского саморегулирования через призму современной модели саморегулирования, без учета контекста времени исторического периода, без разделения саморегулирования на социальное, экономическое и правовое явление, с установлением равенства между саморегулированием и саморегулируемыми организациями. В частности, на примере Иванской общины и иных артелей купцов XII-XV вв. продемонстрировано, что описанный выше подход приводит к спорной квалификации организаций в качестве прообразов современных саморегулируемых организаций, различному пониманию правовой природы и сущности саморегулирования и, как следствие, противоречивым заключениям об истории саморегулирования в России.
Анализируются проблемы, связанные с реформой территориальной организации местного самоуправления в России, и положения нового федерального законодательства, закрепляющие условия перехода на одноуровневую систему муниципальных образований; рассматриваются различные точки зрения ученых о возможных перспективах данного перехода, отмечаются спорные ситуации в субъектах РФ, в которых игнорируется мнение населения при принятии соответствующих решений; формулируются предложения по совершенствованию российского законодательства по данному вопросу.
В статье анализируется соотношение традиционных семейных ценностей и репродуктивных прав. Фокус внимания исследователей сосредоточен на поиске баланса между указанными категориями и формулировании предложений по его достижению. В ходе исследования были рассмотрены вопросы правового закрепления традиционных семейных ценностей и репродуктивных прав, а также выявлены современные подходы по регулированию названных прав с учетом традиционных семейных ценностей. Авторы констатируют, что между традиционными семейными ценностями и репродуктивными правами существует ряд противоречий, которые приводят к непропорциональному ограничению последних. Данная ситуация может быть нивелирована путем предоставления полноценной возможности по реализации права каждого на репродуктивное самоопределение.
В марте 2020 г. в Конституцию РФ были внесены давно ожидавшиеся юристами изменения, реабилитировавшие на конституционном уровне публичное право России после его политического запрета в СССР и практически 100-летнего официального «забвения» в отечественном правоведении (за исключением разве что международного публичного права). С учетом ставших общедоступными с 1990-х гг. научных и законодательных источников по истории и теории европейского и отечественного публичного права в статье на основе методологии диалектического, ретроспективного, системного, логического, формально-юридического и сравнительно-правового анализа исследуются и рассматриваются генезис, различные концепции и итоговая доктринальная модель публичного права и публично-правовой науки в Российской империи. При этом формулируется авторская научная гипотеза и обосновывается вывод о выборе и начале реализации отечественным правоведением к концу XIX в. собственной статутной многоотраслевой доктрины дореволюционного публичного права.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/