Статья: Функционирование прагматических маркеров при создании речевой агрессии в драме (2025)

Читать онлайн

Представлены результаты анализа прагматических маркеров в текстах драматургических произведений. Материалом исследования послужили пьесы отечественных авторов (А. Чехов, А. Арбузов, Н. Садур), относящиеся к разным направлениям драматургии. Основная задача сводилась к тому, чтобы определить наиболее частотные типы прагматических маркеров, участвующие в вербальной репрезентации агрессии в драме. Исходным было положение о том, что речевая агрессия является элементом поэтики драмы, обусловливает развитие драматического конфликта. Также учитывалось, что прагматически нагруженными оказываются определенные типы лингвистических и паралингвистических единиц в репликах персонажей. Обратившись к списку частотных прагматических маркеров русского языка, разработанному Н. В. Богдановой-Бегларян, мы предприняли попытку выявить типы маркеров при продуцировании речевой агрессии, что предполагало использование количественных и качественных методов. Как показали результаты, прагматические маркеры в драме демонстрируют активность в зависимости от реализуемых функций. Наиболее активны разграничительные и метакоммуникативные прагматические маркеры. В случае речевой агрессии прагматические маркеры реализуют прежде всего функцию усиления. Вместе с тем их использование не частотно в репликах персонажей. Представляется, что для более точной оценки вклада прагматических маркеров в создание речевой агрессии в драме необходим расширенный корпус современных драматургических произведений на разных языках. Исследование также имеет перспективу в плане привлечения методов корпусного аннотирования.

Ключевые фразы: РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ, прагматический маркер, корпусное аннотирование, драма, ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРАГМАТИКА
Автор (ы): Логинова Елена Георгиевна
Журнал: КРИТИКА И СЕМИОТИКА

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Языкознание
УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Для цитирования:
ЛОГИНОВА Е. Г. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРАГМАТИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ ПРИ СОЗДАНИИ РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ДРАМЕ // КРИТИКА И СЕМИОТИКА. 2025. № 1
Текстовый фрагмент статьи