В статье на основе архивных документов и материалов ретроспективных периодических изданий рассматривается художественная жизнь двух городов Дона: Нахичевани и Ростова в начале ХХ века. Научная новизна исследования состоит во введении в искусствоведение ранее неизвестных данных о функционировавших в начале ХХ столетия в Нахичевани и Ростове художественных объединениях, классах, школах, мастерских, художниках-педагогах. Предмет исследования – формы художественной жизни Ростова и Нахичевани-на-Дону. В ходе работы использованы диахронный, компаративный, биографический методы, а также метод реконструкции
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
- УДК
- 75. Живопись
К исследованию художественной жизни и изобразительного искусства Дона специалисты обратились только в 1980-е гг. Искусствовед Ю. Л. Рудницкая в своей монографии охватывает весь период развития изобразительного искусства на Дону [1]. Ю. А. Немиров в статье, размещенной в каталоге выставки, освещает период деятельности художников всего региона с XVIII века до конца 1930-х годов [2]. В монографии об истории Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова его директор Г. С. Скопцова знакомит с его преподавателями и известными учениками [3]. Искусствоведом, научным сотрудником РОМИИ В. В. Рязановым в начале нынешнего столетия опубликована монографии о нахичеванских художниках «От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону»
Список литературы
1. Рудницкая Ю.Л. Художники Дона. Л.: Художник РСФСР, 1987. 234 с.
2. Художники земли донской: (Художественная жизнь края с XVIII в. по 30-е гг. ХХ в.). Каталог выставки / ред. В.В. Рязанов. Ростов н/Д, 1980. 72 с.
3. Скопцова Г.С. Из века в век: история РХУ в лицах. Ростов н/Д, 2009. 489 с.
4. Рязанов В.В. От первого приюта до наших дней. Из истории изобразительного искусства Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д: Изд-во ООО “Ковчег”, 2011. 156 с. EDN: QSQMHF
5. Ростовский областной музей изобразительных искусств. Живопись: каталог / науч. ред. А.А. Нарыжная. Ростов н/Д, 2002. 238 с.
6. Махно Н.В. Выставки общества изящных искусств - одно из направлений художественной жизни Ростова-на-Дону и Нахичевани-на-Дону начала ХХ века // Культурное наследие народов Юга России: итоги и перспективы изучения: сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: КГИК, 2023. С. 90-97. EDN: TUYOCY
7. Устав Ростовского-на-Дону артистического общества. Ростов н/Д: Типография М.М. Фонштейн, 1905. 20 с.
8. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 789. Оп. 12. 1895. Д. 34.
9. Приазовский край. 1900. № 33. 05 февраля.
10. Ростовское-на-Дону артистическое общество. Каталог 1-й Выставки картин, составленных из частных коллекций. Ростов н/Д: Типография М.М. Фонштейн, 1904. 8 с.
11. Устав Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества изящных искусств. Ростов н/Д: Типография Алексанова, 1908. 7 с.
12. Каталог первой весенней выставки Ростовско-Нахичеванского-на-Дону общества изящных искусств. Ростов н/Д: Изд. о-ва, 1911. 22 с.
13. Лаврский Н. Выставка картин // Приазовский край. 1911. № 95. 13 апреля.
14. Пасынков Л. Впечатления. На выставке // Приазовский край. 1911. № 97. 15 апреля.
15. Глаголь С. Из впечатлений заезжего человека // Приазовский край. 1911. № 98. 16 апреля.
16. Лоэнгрин. На выставке картин // Приазовский край. 1915. № 88. 5 апреля.
17. Приазовский край. 1916. № 110. 27 апреля.
18. М.А. Лекция И.Я. Гинцбурга. Скульптура евреев // Приазовский край. 1916. № 114. 1 мая.
19. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 136. Оп. 1. Д. 27. Л. 11.
20. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 91. Оп. 1. Д. 834. Л.1, 1. Об. 2, 2. Об. 3.
21. Устав художественно-ремесленной учебной мастерской им. М.В. Попова в Нахичевани-на-Дону. СПб.: Типография А.В. Орлова, 1905. 16 с.
22. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 256. Оп. 1. Д. 1.
23. Приазовский край. 1911. № 94. 10 апреля.
24. Отчет о деятельности Художественно-ремесленной учебной мастерской имени М. В. Попова в Нахичевани-на-Дону, 1910-1911 учебный год. Ростов н/Д: Изд. “Южный телеграф”, 1911. 30 с.
25. Отчет о деятельности Художественно-ремесленной учебной мастерской имени М.В. Попова в Нахичевани-на-Дону, 1911-1912 учебный год. Ростов н/Д: Изд. “Южный телеграф”, 1912. 32 с.
26. Приазовский край. 1913. № 118. 07 мая.
27. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 256. Оп. 2. Д. 2. Л. 6.
28. Искусство: ежедневный журнал литературы, музыки, театра, живописи, скульптуры. Ростов н/Д. 1918. №1.
29. Каталог VIII весенней выставки Ростовско-Нахичеванского-на-Дону Общества изящных искусств и Ростово-Нахичеванского-на-Дону Союза художников. Ростов н/Д: Изд. О-ва, 1918. 24 с.
30. Аким Ованесов / отв. ред. Н.В. Мирзабекова. Ростов н/Д: ООО “Ковчег”, 2013. 53 с.
31. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. Р-1818. Оп. 1. Д. 223а. Л. 3-6.
32. Письмо П.О. Слиозберга И.М. Гегузину от 24.10.1980. Фонд Ростовского областного музея краеведения КП 23477/1.
33. Государственный архив Ростовской области (ГАРО). Ф. 136. Оп. 1. Д. 27. Л. 21-22 об.
34. Письмо канцелярии Императорской Академии художеств от 17.05.1914. Фонд Ростовского областного музея краеведения КП 27152.
35. Программа класса рисования и лепки учрежденного А.С. Чиненовым, г. Ростов-на-Дону. 1914. Фонд Ростовского областного музея краеведения КП 27156.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются функционально-смысловые аспекты музыкальной культуры. Систематизация теоретических и эмпирических материалов продемонстрировала возможности структурно-функционального подхода в вопросе анализа социального функционирования музыкальной культуры, а семиотического подхода – в выявлении ее смыслового наполнения. Взаимодействие структурно-функционального и семиотического подходов позволило исследовать содержательные аспекты музыкальной культуры в парадигме выполняемых ею функций, значимых для конкретной социальной группы
В статье рассматривается специфика воплощения героико-патриотической темы в китайской опере «Дочь партии». Акцентируется внимание на том, что этот жанр, считающийся высшей формой всеобъемлющего театрального искусства, в Китае сформировался благодаря интеграции элементов различных национальных культур, в числе которых – синтез принципов вокального звукоизвлечения belcanto и технологии исполнения, свойственные традиционному певческому искусству. Китайская опера – жанр, порожденный взаимодействием восточной и западной музыкальных культур XX века, в художественной концепции которого, как правило, отражаются важнейшие тенденции политической жизни страны.
В статье обобщены научные представления о музыкальной культуре региона. Автор акцентирует внимание на общих основаниях трактовки понятия данного социокультурного явления в научной литературе. На основе синтеза метакоммуникативного и структурно-функционального подходов автор трактует понятие музыкальной культуры региона как социокультурного фронтира и определяет фактор, при котором музыкальная культура является особой формой системной деятельности, в которой важнейшую роль играет композиторское творчество
Предметом исследования является художественный образ медведя в русской народной глиняной игрушке. Целью работы стало выявление основных локальных и универсальных черт в трактовке персонажа мастерами крупнейших центров народных промыслов. На сегодняшний день эти вопросы мало освещены, чем обусловлена актуальность и новизна обращения к данной теме. В результате исследования определена главная особенность образа медведя в глиняной пластике – дуализм семантики персонажа, который проявляется в сочетании зооморфных и антропоморфных характеристик
В XX веке хоровая аранжировка становится главным инструментом преобразования народной песни, предназначенной для сценического исполнения. В течение нескольких десятилетий были выработаны основные методы хоровой аранжировки фольклорного материала и апробированы в творчестве музыкантовхоровиков. В результате этого современное хоровое народно-певческое искусство отличает не только значительное жанровое и стилевое разнообразие, но и многообразие авторских стилей хоровой обработки народных песен. В статье анализируются авторские стили аранжировки (обработки) народных песен из репертуара Государственного академического Кубанского казачьего хора, принадлежащие разным хормейстерам, выявляются стилевые особенности аранжировок
В центре внимания статьи – камерно-вокальное и хоровое творчество Хуан Цзы – композитора, теоретика, стоящего у истоков профессионального музыкального образования в Китае. Предмет исследования – воплощение образа человека в музыке Хуан Цзы. Методы и подходы: историко-стилевой, системный; методы герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Новизна исследования состоит в изучения образно-художественного мира композитора как системы, отражающей исторические и культурные факторы изменяющейся реальности
Основные положения статьи относятся к области современного танца и восприятия его зрителем, которое становится полноценным при соответствующей танцевально-исполнительской культуре. Тема работы затрагивает эстетическую функцию хореографии, во многом связанную с репрезентацией современного танца в обществе. В данном проблемном поле вскрывается противоречие сторон исполнителя и зрителя в их недостаточной способности к коммуникации через искусство современного танца, отражающееся в его трактовке, системе сценических ценностей и, как итог, – в понимании друг друга в целом. Через постановку данной проблематики рассматривается роль телесности в раскрытии образа исполнителя и трансляции смыслов в искусстве современного танца, ее применение как подсознательного средства кинестетической коммуникации и воздействия на зрителя
В статье рассматриваются музыкальные характеристики главных героев зарубежных экранизаций романа Л. Толстого «Анна Каренина», впервые проводится сравнительный анализ музыкальной интерпретации образов и прослеживается их динамика. Основой для изучения стали киноинтерпретации, в которых присутствуют лейтмотивы указанных персонажей. В результате доказывается влияние музыки на создание образов персонажей, раскрытие их душевных качеств, скрытых чувств, помыслов
В статье рассматривается динамизирующая роль финальной фазы в драматургии программных вариаций Л. Ван Бетховена. В фокусе внимания – цикл на тему ариетты из зингшпиля К. Диттерсдорфа «Красная шапочка». Большое значение в решении проблемы финала имеет кода. Один из векторов усиления ее роли – влияние концертно-виртуозной практики пианистов. Другая тенденция связана с влиянием на вариационный процесс динамических свойств сонатности. В статье дается обзор программных вариационных циклов Л. ван Бетховена в ракурсе проблемы финала
Статья посвящена сравнительному анализу характерных особенностей скрипичного исполнительства на разных периодах его развития в России и в Китае. Цель данного исследования заключается в определении роли российской и западной скрипичных школ в развитии музыкальной культуры КНР. Автором статьи сделан вывод, что становление и развитие скрипичного искусства в России и в Китае совершалось в рамках формирования национальной музыкальной культуры каждой страны. Тем не менее, высокая квалификация педагогического состава и современных исполнителей Китая в значительной мере обусловлена влиянием российских и европейских музыкально-педагогических и исполнительских традиций
Статья содержит анализ биографии, истоков творческой деятельности и особенностей музыкального стиля китайского композитора Ду Минсиня. На основе историко-биографического и музыковедческого анализа были определены структурные и стилевые особенности современной китайской музыки. Охарактеризовав героико-патриотическую эстетику вокальной сюиты Ду Минсиня «Великая китайская стена», автор приходит к выводу об актуальности и необходимости углубленного исследования стилевых особенностей творчества композитора.
В статье на примере проектов из личного архива архитектора В. А. Сохина (1925–1995), через характеристику особенностей взаимодействия двух видов искусства – скульптуры и архитектуры, исследуется процесс увековечения образов героев Великой Отечественной войны в творчестве авторских коллективов из Ленинграда в 1960–1970-е гг. Проблема синтеза искусств в монументальной скульптуре раскрывается в статье с необычного ракурса, через творчество архитектора, который сотрудничал с различными скульпторами. Одной из задач статьи является введение в научный оборот сведений о биографии В. А. Сохина
В статье предпринят анализ концептуальных подходов к проблеме социокультурной идентичности российской цивилизации в современном отечественном научном дискурсе. По способу решения этой проблемы установлено пять основных подходов: моноредукционистский подход, модель диады, антиномично-дуальный подход, модель триады и полиэлементный подход. Дана характеристика эвристических возможностей и ограничений каждого из подходов на примере их отдельных представителей. Обосновано, что социкультурный код российской цивилизации включает в себя три интегральных инварианта: державность, духовность, соборность.
В статье рассмотрены социокультурные практики как повседневные действия, нормы и обычаи, которые, будучи частью культурной жизни общества, выступают ретранслятором базовых ценностей, формирующих архитектуру современных социокультурных отношений. Показано, что культурные практики не являются статичными образованиями. Они изменяются, эволюционируют и приобретают все новые и новые формы в соответствии с изменяющимися потребностями и условиями. Так, глобализация ведет к унификации и в какой-то степени к деконструкции ранее сформировавшейся ценностной системы, что актуализирует вопрос изучения современной специфики социокультурных практик.
Настоящая работа направлена на изучение обмена научными знаниями и технологическими достижениями между государствами в свете реализации глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Актуальность темы обусловлена растущим значением межкультурного взаимодействия и научной дипломатии в укреплении сотрудничества между странами-участницами этого глобального проекта. Основная цель исследования – выявить ключевые направления, механизмы и перспективы научно-технического сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Методологическую основу составляют сравнительно-исторический и системный подходы
В статье рассматривается роль традиционной культуры в укреплении этнической идентичности в Китае и России. Отмечается, что в условиях глобализации и противоречивых международных и межцивилизационных отношений межкультурные коммуникации между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой из года в год становятся прочнее. Между странами динамично развивается многостороннее сотрудничество, а диалог культур выходит на самый высокий уровень. Анализ двухсторонних российско-китайских культурных отношений позволяет сделать вывод об укрепляющей государство роли традиционных культур как во внутренней политике стран, так и во внешних связях под мощным воздействием «мягкой силы» культуры.
В современном мире культурное наследие России занимает особое место. Оно является тем фундаментом, основанием национальной идентичности, который позволяет сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации. Наследие является ключевым элементом формирования коллективной памяти народа, опорой, дающей возможность осознать свою историю и место в мире.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/