В статье рассматривается роль традиционной культуры в укреплении этнической идентичности в Китае и России. Отмечается, что в условиях глобализации и противоречивых международных и межцивилизационных отношений межкультурные коммуникации между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой из года в год становятся прочнее. Между странами динамично развивается многостороннее сотрудничество, а диалог культур выходит на самый высокий уровень. Анализ двухсторонних российско-китайских культурных отношений позволяет сделать вывод об укрепляющей государство роли традиционных культур как во внутренней политике стран, так и во внешних связях под мощным воздействием «мягкой силы» культуры.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
Актуальность темы исследования. Современный уровень российско-китайских отношений стремительно развивается, адекватно складывающейся ситуации в мировом геополитическом, геоэкономическом и геокультурном пространстве. Особо актуализируется межкультурная коммуникация в роли «мягкой» силы, уравновешивающей противоречия и проблемы в различных областях и особенно в социогуманитарной сфере. Центральное звено в данном дискурсе отводится традиционной культуре, отражающей сущностные черты самобытности, психологии, материального, духовного и бытового образа жизни народов России и Китая, формирующих их этническую идентичность как фундаментальную основу гражданской общности исследуемых стран
Список литературы
1. Зинцова А.С. Ценностно-функциональное содержание этнической культуры: автореф. дис…. канд. филос. наук. Саранск, 2011. 22 с. EDN: QHPAFB
2. Козлов В.И. Этнические и этно-социальные категории: свод этнографических понятий и терминов. М.: ИЭА РАН, 1995. Вып. 6. 216 с.
3. Митькина С.А. Традиционная система ценностей в современной китайской культуре // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 2. С. 100-106. EDN: YWTPRE
4. Монгуш М.В., Зайцева А.А., Бакшеев Е.С. “Этническая культура”: содержание и составляющие понятия // Культурологический журнал. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etnicheskaya-kultura-soderzhanie-i-sostavlyayuschie-ponyatiya/viewer (дата обращения: 05.05.2024). EDN: SFFQMD
5. Гао Лин, Пахмутова М.А. Культурные характеристики России и Китая с точки зрения Запада и Востока // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1. С. 45-48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-harakteristiki-rossii-i-kitaya-s-tochki-zreniya-zapada-i-vostoka (дата обращения: 04.03.2024). EDN: YKOGFF
6. В Китае учатся около 12 тысяч российских студентов. URL: https://ria.ru/20231228/kitay-1918637307.html (дата обращения: 13.05.2024).
7. Майер А., Кулагин В. В российских вузах обучается 37081 китайский студент. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/03/22/967543-v-rossiiskih-vuzah-obuchaetsya-37-081-kitaiskii-student (дата обращения: 13.05.2024).
8. Горобец Л.А. Взаимодействие культур России и Китая: проблема культурной совместимости // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Культурология. 2012. № 18. Вып. 25. С. 12-17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-kultur-rossii-i-kitaya-problema-kulturnoy-sovmestimosti (дата обращения: 04.03.2024). EDN: PHVSJJ
9. Сюе Лин. Китайская традиционная праздничная культура в контексте коммеморации // Человек в социокультурном измерении = Human in the socio-cultural dimension. 2022. № 2. С. 48-54.
10. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековая и Ренессанса. М.: ЭКСМО, 2015. 637 с. EDN: YXMDXO
11. Шан Бофэй Влияние западной праздничной культуры на традиционную культуру Китая: история и современность // Общество: философия, история, культура. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zapadnoy-prazdnichnoy-kultury-na-traditsionnuyu-kulturu-kitaya-istoriya-i-sovremennost/viewer (дата обращения: 05.05.2024).
12. Ли Лан. Анализ влияния западных праздников на студентов ун-тов: на примере студентов Цинхуанского ун-та // Исследования проблем китайской молодежи. 2005. № 5. С. 60-63. (На кит. яз.).
13. Хуан Хайянь. О влиянии западных праздников на мировоззрение молодежи // Вестник Аньхуэйского политехнического ун-та. 2015. Вып. 30. № 3. С. 27-31. (На кит. яз.).
14. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: АСТ, 2003. 632 с.
15. Чень Су. Характеристика культурного взаимодействия между Россией и Китаем в XXI веке. URL: https://na-journal.ru/6-2022-kultura-iskusstvo/3820-harakteristika-kulturnogo-vzaimodeistviya-mezhdu-rossiei-i-kitaem-v-xxi-veke (дата обращения: 13.05.2024).
16. Устьянцев В.Б. Универсалии как духовные основания межкультурного диалога России и Китая // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. 2014. Т. 14. Вып. 3. С. 49-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universalii-kak-duhovnye-osnovaniya-mezhkulturnogo-dialoga-rossii-i-kitaya (дата обращения: 04.03.2024). EDN: RHVAKW
17. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 “Об утверждении Основ государственной культурной политики” (с изменениями и дополнениями). URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201412250002 (дата обращения: 05.05.2024).
18. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 05.05.2024).
19. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей”. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 05.05.2024).
20. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 29.02.2024 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73585 (дата обращения: 05.05.2024).
21. Выступление министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова в ходе 42-го заседания Совета глав субъектов РФ при МИД России. Москва. 22.04.2024. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1945497/ (дата обращения: 05.05.2024).
22. Из доклада руководителя Коммунистической партии Китая Си Цзиньпина на XX Всекитайском съезде партии. URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/wshd/202210/t20221018_10785055.html (дата обращения: 05.05.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются функционально-смысловые аспекты музыкальной культуры. Систематизация теоретических и эмпирических материалов продемонстрировала возможности структурно-функционального подхода в вопросе анализа социального функционирования музыкальной культуры, а семиотического подхода – в выявлении ее смыслового наполнения. Взаимодействие структурно-функционального и семиотического подходов позволило исследовать содержательные аспекты музыкальной культуры в парадигме выполняемых ею функций, значимых для конкретной социальной группы
В статье рассматривается специфика воплощения героико-патриотической темы в китайской опере «Дочь партии». Акцентируется внимание на том, что этот жанр, считающийся высшей формой всеобъемлющего театрального искусства, в Китае сформировался благодаря интеграции элементов различных национальных культур, в числе которых – синтез принципов вокального звукоизвлечения belcanto и технологии исполнения, свойственные традиционному певческому искусству. Китайская опера – жанр, порожденный взаимодействием восточной и западной музыкальных культур XX века, в художественной концепции которого, как правило, отражаются важнейшие тенденции политической жизни страны.
В статье обобщены научные представления о музыкальной культуре региона. Автор акцентирует внимание на общих основаниях трактовки понятия данного социокультурного явления в научной литературе. На основе синтеза метакоммуникативного и структурно-функционального подходов автор трактует понятие музыкальной культуры региона как социокультурного фронтира и определяет фактор, при котором музыкальная культура является особой формой системной деятельности, в которой важнейшую роль играет композиторское творчество
Предметом исследования является художественный образ медведя в русской народной глиняной игрушке. Целью работы стало выявление основных локальных и универсальных черт в трактовке персонажа мастерами крупнейших центров народных промыслов. На сегодняшний день эти вопросы мало освещены, чем обусловлена актуальность и новизна обращения к данной теме. В результате исследования определена главная особенность образа медведя в глиняной пластике – дуализм семантики персонажа, который проявляется в сочетании зооморфных и антропоморфных характеристик
В статье на основе архивных документов и материалов ретроспективных периодических изданий рассматривается художественная жизнь двух городов Дона: Нахичевани и Ростова в начале ХХ века. Научная новизна исследования состоит во введении в искусствоведение ранее неизвестных данных о функционировавших в начале ХХ столетия в Нахичевани и Ростове художественных объединениях, классах, школах, мастерских, художниках-педагогах. Предмет исследования – формы художественной жизни Ростова и Нахичевани-на-Дону. В ходе работы использованы диахронный, компаративный, биографический методы, а также метод реконструкции
В XX веке хоровая аранжировка становится главным инструментом преобразования народной песни, предназначенной для сценического исполнения. В течение нескольких десятилетий были выработаны основные методы хоровой аранжировки фольклорного материала и апробированы в творчестве музыкантовхоровиков. В результате этого современное хоровое народно-певческое искусство отличает не только значительное жанровое и стилевое разнообразие, но и многообразие авторских стилей хоровой обработки народных песен. В статье анализируются авторские стили аранжировки (обработки) народных песен из репертуара Государственного академического Кубанского казачьего хора, принадлежащие разным хормейстерам, выявляются стилевые особенности аранжировок
В центре внимания статьи – камерно-вокальное и хоровое творчество Хуан Цзы – композитора, теоретика, стоящего у истоков профессионального музыкального образования в Китае. Предмет исследования – воплощение образа человека в музыке Хуан Цзы. Методы и подходы: историко-стилевой, системный; методы герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Новизна исследования состоит в изучения образно-художественного мира композитора как системы, отражающей исторические и культурные факторы изменяющейся реальности
Основные положения статьи относятся к области современного танца и восприятия его зрителем, которое становится полноценным при соответствующей танцевально-исполнительской культуре. Тема работы затрагивает эстетическую функцию хореографии, во многом связанную с репрезентацией современного танца в обществе. В данном проблемном поле вскрывается противоречие сторон исполнителя и зрителя в их недостаточной способности к коммуникации через искусство современного танца, отражающееся в его трактовке, системе сценических ценностей и, как итог, – в понимании друг друга в целом. Через постановку данной проблематики рассматривается роль телесности в раскрытии образа исполнителя и трансляции смыслов в искусстве современного танца, ее применение как подсознательного средства кинестетической коммуникации и воздействия на зрителя
В статье рассматриваются музыкальные характеристики главных героев зарубежных экранизаций романа Л. Толстого «Анна Каренина», впервые проводится сравнительный анализ музыкальной интерпретации образов и прослеживается их динамика. Основой для изучения стали киноинтерпретации, в которых присутствуют лейтмотивы указанных персонажей. В результате доказывается влияние музыки на создание образов персонажей, раскрытие их душевных качеств, скрытых чувств, помыслов
В статье рассматривается динамизирующая роль финальной фазы в драматургии программных вариаций Л. Ван Бетховена. В фокусе внимания – цикл на тему ариетты из зингшпиля К. Диттерсдорфа «Красная шапочка». Большое значение в решении проблемы финала имеет кода. Один из векторов усиления ее роли – влияние концертно-виртуозной практики пианистов. Другая тенденция связана с влиянием на вариационный процесс динамических свойств сонатности. В статье дается обзор программных вариационных циклов Л. ван Бетховена в ракурсе проблемы финала
Статья посвящена сравнительному анализу характерных особенностей скрипичного исполнительства на разных периодах его развития в России и в Китае. Цель данного исследования заключается в определении роли российской и западной скрипичных школ в развитии музыкальной культуры КНР. Автором статьи сделан вывод, что становление и развитие скрипичного искусства в России и в Китае совершалось в рамках формирования национальной музыкальной культуры каждой страны. Тем не менее, высокая квалификация педагогического состава и современных исполнителей Китая в значительной мере обусловлена влиянием российских и европейских музыкально-педагогических и исполнительских традиций
Статья содержит анализ биографии, истоков творческой деятельности и особенностей музыкального стиля китайского композитора Ду Минсиня. На основе историко-биографического и музыковедческого анализа были определены структурные и стилевые особенности современной китайской музыки. Охарактеризовав героико-патриотическую эстетику вокальной сюиты Ду Минсиня «Великая китайская стена», автор приходит к выводу об актуальности и необходимости углубленного исследования стилевых особенностей творчества композитора.
В статье на примере проектов из личного архива архитектора В. А. Сохина (1925–1995), через характеристику особенностей взаимодействия двух видов искусства – скульптуры и архитектуры, исследуется процесс увековечения образов героев Великой Отечественной войны в творчестве авторских коллективов из Ленинграда в 1960–1970-е гг. Проблема синтеза искусств в монументальной скульптуре раскрывается в статье с необычного ракурса, через творчество архитектора, который сотрудничал с различными скульпторами. Одной из задач статьи является введение в научный оборот сведений о биографии В. А. Сохина
В статье предпринят анализ концептуальных подходов к проблеме социокультурной идентичности российской цивилизации в современном отечественном научном дискурсе. По способу решения этой проблемы установлено пять основных подходов: моноредукционистский подход, модель диады, антиномично-дуальный подход, модель триады и полиэлементный подход. Дана характеристика эвристических возможностей и ограничений каждого из подходов на примере их отдельных представителей. Обосновано, что социкультурный код российской цивилизации включает в себя три интегральных инварианта: державность, духовность, соборность.
В статье рассмотрены социокультурные практики как повседневные действия, нормы и обычаи, которые, будучи частью культурной жизни общества, выступают ретранслятором базовых ценностей, формирующих архитектуру современных социокультурных отношений. Показано, что культурные практики не являются статичными образованиями. Они изменяются, эволюционируют и приобретают все новые и новые формы в соответствии с изменяющимися потребностями и условиями. Так, глобализация ведет к унификации и в какой-то степени к деконструкции ранее сформировавшейся ценностной системы, что актуализирует вопрос изучения современной специфики социокультурных практик.
Настоящая работа направлена на изучение обмена научными знаниями и технологическими достижениями между государствами в свете реализации глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Актуальность темы обусловлена растущим значением межкультурного взаимодействия и научной дипломатии в укреплении сотрудничества между странами-участницами этого глобального проекта. Основная цель исследования – выявить ключевые направления, механизмы и перспективы научно-технического сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Методологическую основу составляют сравнительно-исторический и системный подходы
В современном мире культурное наследие России занимает особое место. Оно является тем фундаментом, основанием национальной идентичности, который позволяет сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации. Наследие является ключевым элементом формирования коллективной памяти народа, опорой, дающей возможность осознать свою историю и место в мире.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/