Статья: Диагностика СДВГ с позиций культурно-исторической нейропсихологии (2025)

Читать онлайн

Диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) был предметом постоянных дискуссий, при этом многочисленные дискуссии оспаривали его обоснованность и ставили под сомнение доказательства, подтверждающие его существование. Эта статья тщательно исследует дебаты о СДВГ, используя призму культурно-исторической нейропсихологии. Эта конкретная концепция глубоко укоренена в культурно-исторической теории, разработанной такими выдающимися учеными, как Выготский, Лурия и Леонтьев. В статье кратко излагаются теоретические основы культурноисторической нейропсихологии и продолжается обсуждение вопросов развития внимания с позиций культурно-исторической теории. Критически обсуждаются симптомы СДВГ и иллюстрируются сравнительные преимущества культурно-исторической нейропсихологии. Авторы решительно выступют за смену парадигмы от традиционного диагностического подхода к подходу, основанному на культурно-исторических нейропсихологических принципах. Утверждается, что этот подход обеспечивает более персонализированную, объяснительную и целостную перспективу, которая лучше подходит для решения и понимания трудностей, связанных с СДВГ. Эта система учитывает уникальные потребности каждого ребенка, предлагая комплексный и индивидуальный подход к его конкретным обстоятельствам.

The diagnosis of Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD) has been a subject of enduring debates, with numerous discussions challenging its validity and questioning the evidence that supports its existence. This paper thoroughly examines the ADHD debate by utilizing the lens of cultural-historical neuropsychology. This particular framework is deeply rooted in the cultural-historical theory developed by prominent scholars such as Vygotsky, Luria, and Leontiev. The paper briefly presents the theoretical principles of cultural-historical neuropsychology and continues with a discussion of the development of attention from the perspective of cultural-historical theory. It critically discusses the symptoms of ADHD and illustrates the comparative advantages of cultural-historical neuropsychology. It strongly advocates for a paradigm shift from the traditional diagnostic approach to one based on culturalhistorical neuropsychological principles. This shift is said to offer a more personalized, explanatory, and holistic perspective that is better equipped to address and understand the challenges associated with ADHD. This framework considers the unique needs of each child, providing a comprehensive and tailored approach to their specific circumstances.

Ключевые фразы: attention-deficithyperactivity disorder, adhd, diagnosis, cultural-historical theory, cultural-historical neuropsychology, синдром дефицита внимания и гиперактивности, сдвг, диагноз, культурно- историческая теория, культурно-историческая нейропсихология
Автор (ы): Афанасиос Куцокленис, Соловьева Юлия, Рохас Луис Кинтанар
Журнал: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
АФАНАСИОС К., СОЛОВЬЕВА Ю., РОХАС Л. К. ДИАГНОСТИКА СДВГ С ПОЗИЦИЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ // КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2025. № 1, ТОМ 21
Текстовый фрагмент статьи