Статья: Ресурсы постнеклассической психологии для изучения цифровой коммуникации (2025)

Читать онлайн

Работа направлена на характеристику потенциала исследований в области дискурсивной и нарративной психологии для изучения цифрового социального пространства. С точки зрения методологии науки дискурсивную и нарративную психологию соотносят с социальным конструктивизмом. В исследованиях российских методологов науки социальный конструктивизм представляют в терминах постнеклассической психологии, связывают с идеями классиков российской психологии; следовательно, в процессе изучения цифрового социального пространства рекомендуется опираться на наследие российских психологов. В процессе выбора дискурсивного или нарративного подходов следует определить фокус потенциального исследования. Если психологический анализ ориентирован на изучение цифровой коммуникации, цифровых интеракций, наиболее ресурсным является дискурсивный подход. Подчеркивается, что для анализа цифровой социальности психологи используют традиционные методики изучения дискурса (интент-анализ, конверсационный анализ и т. д.). Поиск новых методов изучения цифровой эмпирики обусловлен использованием методов компьютерной лингвистики. Если же психологический анализ ориентирован на изучение «цифровой личности», идентичности, рекомендуется использовать нарративный подход.

Ключевые фразы: дискурсивная психология, нарративная психология, социальный конструкти- визм, постнеклассическая психология, цифровая коммуникация
Автор (ы): Радина Надежда Константиновна, Козлова Анастасия Владимировна
Журнал: КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
159.9. Психология
Для цитирования:
РАДИНА Н. К., КОЗЛОВА А. В. РЕСУРСЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЦИФРОВОЙ КОММУНИКАЦИИ // КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2025. № 1, ТОМ 21
Текстовый фрагмент статьи