Рассмотрена проблема выявления межпредметных связей между школьными курсами физики и астрономии путем вычисления мер семантической близости между разделами. Используется метод «мешок слов»: сравниваемые тексты (разделы учебников) заменяются списками ключевых понятий с указанием количества употреблений. С помощью специальной компьютерной программы для разделов учебников физики и астрономии вычисляют косинусную меру близости, а также меру Дайса, находят среднее значение. При этом учитывается, что некоторые понятия связаны парадигматической связью (например, свет - светимость). На основе получившейся матрицы семантической близости рисуют граф, вершины которого соответствуют разделам, а дуги - связям. Анализируют распределение разделов астрономии в шестимерном пространстве разделов физики, выявляют разделы, которые наиболее сильно связаны с курсом физики.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Школьные дисциплины «Физика» и «Астрономия» являются многомерными системами, состоящими из большого числа элементов (понятий, идей, формул, рисунков), между которыми существуют многочисленные смысловые связи. Их наличие вызвано объективными причинами: родственностью и взаимной обусловленностью изучаемых явлений и применяемых методов познания.
Список литературы
1. Дугашев В.В. О новых возможностях межпредметных связей физики и астрономии / В.В. Дугашев // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 6 (18). - С. 151-154. EDN: KZZWDT
2. Синяков А.П. Дидактические подходы к определению понятия “межпредметные связи” / А.П. Синяков // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 113. - С. 197-202. EDN: KVRRFJ
3. Матвеева О.М. Современные модели межпредметных связей / О.М. Матвеева, Л.А. Матвеева, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. № 9 (163). - С. 203-207. EDN: MAVYLB
4. Гнитецкая Т.Н. Основы теории внутрипредметных связей / Т.Н. Гнитецкая // Физическое образование в вузах. - 1999. - № 2. - С. 23-39. EDN: HTLKDT
5. Гурьев А.И. Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы: дис. … д-ра пед. наук. Челябинск, 2002. - 372 с. EDN: NMFGSZ
6. Сауров Ю.А. Методология познания как инструмент межпредметных связей физики и астрономии / Ю.А. Сауров, Д.В. Перевощиков // Сибирский учитель. - 2016. - № 3 (106). - С. 26-30. EDN: WWGSAB
7. Зимина Е.В. Реализация межпредметных связей физики и астрономии в проектной деятельности школьников / Е.В. Зимина, О.П. Мерзлякова // Обучение в современной школе. Сборник методических разработок по естественнонаучным, математическим и технологическим дисциплинам. - Екатеринбург, 2019. - С. 75-78. EDN: DWFMWN
8. Кошкина Н.И. Лабораторный практикум по оптике как средство реализации межпредметных связей физики и астрономии / Н.И. Кошкина // Физическое образование в вузах. - 1998. -Т. 4. № 4. - С. 71-74. EDN: IJWVEF
9. Баляйкина В.М. Межпредметные связи как принцип интеграции обучения / В.М. Баляйкина, Т.А. Маскаева, М.В. Лабутина, Н.Д. Чегодаева // Современные проблемы науки и образования. - 2019. № 6. - С. 26-34. EDN: NZYGWR
10. Андриевская Н.К. Гибридная интеллектуальная мера оценки семантической близости / Н.К. Андриевская // Проблемы искусственного интеллекта. - 2021. - № 1. - С. 4-17. EDN: ZDZKGK
11. Велихов П.Е. Меры семантической близости статей Википедии и их применение в обработке текстов / П.Е. Велихов // Информационные технологии и вычислительные системы. - 2009. - № 1. - С. 23-37. EDN: KWTRJH
12. Ванюшкин А.С. Методы и алгоритмы извлечения ключевых слов / А.С. Ванюшкин, Л.А. Гращенко // Новые информационные технологии в автоматизированных системах. - 2016. № 19. - С. 85-93. EDN: VTZOBJ
13. Шереметьева С.О. Методы и модели автоматического извлечения ключевых слов / С.О. Шереметьева, П.Г. Осминин // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. - 2015. - Т. 12. № 1. - С. 76-81.
14. Barker K. Using Noun Phrase Heads to Extract Document Keyphrases / K. Barker, N. Cornacchia // Advances in Artificial Intelligence. - 2000. - Vol. 1822. - p. 40-52.
15. Монахов С.И. Анализ терминологии в современных школьных учебниках методами компьютерной лингвистики // С.И. Монахов, В.В. Турчаненко, Е.А. Федюкова, Д.Н. Чердаков / Информатизация образования и методика электронного обучения. - Красноярск, 2021. - С. 209 - 215. EDN: JGETJU
16. White M.D. Content analysis: A flexible methodology / M.D. White, E.E. Marsh // Library trends. - 2006. Vol. 55. № 1. - pp. 22 - 45.
17. Ефимова Т.В. Анализ художественного текста с применением семантической сети / Т.В. Ефимова // Вестник ВГУ. Серия лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2003. № 1. - С. 57-67.
18. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - М.: Просвещение, 2016. - 416 с.
19. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб для общеобразоват. организаций: базовый и углубл. уровни / Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин. - М.: Просвещение, 2019. - 445 с.
20. Галузо И.В. Астрономия: учеб.пособие для 11-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. Яз. Обучения с 11-летним сроком обучения / И.В. Галузо, В.А. Голубев, А.А. Шимбаев. - Минск: Нар. асвета, 2009. - 216 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Разработаны простые в исполнении, короткие по времени, но эффектные демонстрационные эксперименты и лабораторные работы с применением безопасных химических реактивов по темам: «Непредельные углеводороды», «Ароматические углеводороды», «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры». Статья описывает опыт практической реализации данных лабораторных работ по курсу органической химии на довузовском этапе подготовки иностранных учащихся. По результатам апробации подготовлено к печати оригинальное учебно-методическое пособие «Лабораторный практикум по органической химии» для иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки. Полученные практические результаты позволяют сделать вывод о важности безопасных лабораторных работ на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся и их положительном влиянии на успешное усвоение материала обучающимися.
В статье анализируется столетний исторический путь Международного детского центра «Артек». История становления этого уникального педагогического феномена неразрывно связана с философскими, идеологическими и психологическими основаниями, отражающими многообразные влияния со стороны трансформирующейся социально-экономической формации и соответствующих форм общественного сознания: идеологии, политики, права, морали, науки. Изначально Артек создавался как воспитательно-оздоровительное учреждение и экспериментальная площадка для формировании специальной педагогики Артека, как явления культурной жизни страны. Дети и подростки получали путевку в Артек как поощрение за свою успешную общественно-полезную деятельность, которая определяла суть прагматического педагогического подхода и приоритетную цель воспитания. В этом же направлении развивались и совершенствовались формы и методы идейно-политического, интернационального, физического и эстетического воспитания. В процессе становления Всесоюзного пионерского лагеря Артек это социальное пространство стало базой политической социализации, подготавливая тысячи пионеров-активистов для пионерской организации страны, а в период существования Международного пионерского лагеря активизировалась идеологическая и политпросветительская работа среди артековцев из многих стран. Ограничением системы воспитания являлись формализм и чрезмерная заорганизованность жизни пионеров, в результате чего снижалась роль самостоятельности ребенка и осознания собственной субъектности.
Настоящее исследование посвящено проблеме педагогической профилактики правонарушений у подростков, обучающихся в средних учебных заведениях. В исследовании выявлена сущность проблемы противоправного поведения несовершеннолетних и установлено, что оно признается социальной проблемой, требующей комплексного и всестороннего подхода. Существует множество причин проявления противоправного поведения несовершеннолетних, одни из которых являются видимыми и очевидными, другие - скрытыми. Выявление и профилактика девиантного поведения подростков, позволяет своевременно устранить указанные причины. Особая роль в профилактической работе отводится именно образовательным учреждениям, в рамках которых дети проводят значительное количество времени. Установлено, что педагогическая профилактика в рамках средних профессиональных организаций является комплексной и продуманной работой, направленной на выявление, предотвращение и устранение проявлений девиантного поведения подростков. На сегодняшний день применяется множество форм и методов работы с целью профилактики правонарушений, которые направлены на такие аспекты воспитания, как формирование правовой культуры, гражданской идентичности, правосознания, патриотизма и т. д. Кроме того, профилактическая работа включает в себя обязательный контроль за деятельностью отдельных студентов, наиболее склонных к проявлению девиантного поведения. Контроль осуществляется в процессе основных занятий, на классных часах, внеурочных мероприятиях и иной деятельности, в которой задействованы такие подростки. Характер и направленность педагогической профилактики зависят от уровня проявления девиантного поведения студентов и предполагают общую, групповую и индивидуальную профилактическую работу.
В статье рассматривается влияние основных общественных процессов, происходящих в обществе постмодерна на формирование повседневных поведенческих практик человека. В обществе, где распространена информатизация всех сфер жизни, плюрализм мнений и толерантность ко многим явлениям, выходящим за пределы нормы, относятся терпимо. В современном обществе, с одной стороны, феномен толерантности воспринимается как идеология миролюбия и свободы от предубеждений, тогда как с другой, все чаще под толерантностью общество пытается оправдать девиации и навязать большинству позицию меньшинства. Меняются формы досуга, социальных связей, в обществе формируется индивидуализм и как следствие происходит усиления неравенства, социальные нормы отвергаются, религия утрачивает свою значимость. На смену духовным ценностям приходят гедонистические ценности, а индустриальное общество эволюционирует в общество массового потребления.
В статье анализируется состояние социологической культуры студентов, обучающихся по направлению «социология» БФУ им. И. Канта. В исследовании применялась методика изучения социологической культуры Проказиной Н. В., которая реализовывалась в онлайн-анкетировании методом основного массива с последующим корреляционным анализом полученных данных. В качестве объяснительной теории использовалась типология социологического мышления и воображения Кравченко С. А. В результате было выявлено, что будущие социологи считают опросы общественного мнения нужными, но не все убеждены в их способности отражать действительное мнение населения. Осведомленность о деятельности социологических центров сводится лишь к наиболее популярным из них: Социологическая лаборатория БФУ им. И. Канта, ВЦИОМ, Левада-центр (Левада-центр внесен Министерством юстиции РФ в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента), ФОМ. Задача социологических исследований, в понимании студентов, состоит в помощи властным структурам при решении проблем граждан. Сами социологи по большей части видятся исследователями, которые самостоятельно не участвуют в преобразовании общества. Немногие будущие социологи узнают социологическую информацию из надежных источников - научных статей и сайтов социологических центров. Был сделан вывод, что социологическое мышление и воображение будущих социологов преимущественно относится к рефлексивной метапарадигме и интегральной метапарадигме модерна.
Обсуждается гипотеза: идёт ли процесс установления такого нового «гендерного порядка», при котором традиционно мужские роли («мужественные роли», «маскулинные роли») переходят в значительной мере от мужчин к женщинам, соответственно, весьма значительная часть мужчин перестаёт обладать (в той или иной мере) мужской идентичностью? Представления людей о своём поколении неизбежно преломляются через базовые ценности, распространённые в социуме и определяющие менталитет индивидов и общества, а вместе с этим - и реальное поведение людей. Эмпирической основой статьи являются материалы авторского социологического исследования, в рамках которого респондентам было предложено оценить, какие положительные и отрицательные (в большей или меньшей степени) черты-свойства присущи людям их поколения. Были также предложены вопросы, касающиеся проблемы патриотизма и готовности респондентов отстаивать интересы своего государства. Социологические картины «женского мира» и «мужского мира» в представлениях массы респондентов о положительных и отрицательных чертах своего поколения заметно различаются. Однако, общая направленность ответов - по сути, гражданственно-патриотических моральных установок - является однотипной, непротиворечивой у мужской и женской групп респондентов.
В статье рассматриваются методы и приемы манипуляции сознанием аудитории в медиатекстах на примере Телеграм-каналов. Было определено, что на сегодняшний день методы и приемы манипуляции значительно усовершенствовались, и к созданию медиатекстов привлекаются специалисты высокого уровня подготовки, причем не только представители медиа, но и психологи, социологи, PR-специалисты и маркетологи. В работе проанализировано около двух тысяч медиатекстов, на основе полученных данных описаны приемы манипуляции, которые используются в медиатекстах. Данный перечень является открытым и может дополняться другими.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru