В статье рассматривается влияние основных общественных процессов, происходящих в обществе постмодерна на формирование повседневных поведенческих практик человека. В обществе, где распространена информатизация всех сфер жизни, плюрализм мнений и толерантность ко многим явлениям, выходящим за пределы нормы, относятся терпимо. В современном обществе, с одной стороны, феномен толерантности воспринимается как идеология миролюбия и свободы от предубеждений, тогда как с другой, все чаще под толерантностью общество пытается оправдать девиации и навязать большинству позицию меньшинства. Меняются формы досуга, социальных связей, в обществе формируется индивидуализм и как следствие происходит усиления неравенства, социальные нормы отвергаются, религия утрачивает свою значимость. На смену духовным ценностям приходят гедонистические ценности, а индустриальное общество эволюционирует в общество массового потребления.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Социология
По мнению философов, социологов и культурологов, с середины 20 столетия наше общество вступило в новую стадию своего развития. На смену модерна, основу которого составляла индустриализация, секуляризация, урбанизация, бюрократизация, научно-технический прогресс приходит общество постмодерна или постиндустриальное, посткапиталистическое общество, общество знаний, сервисное или информационное общество [1].
Список литературы
1. Трубицын О.К. Оценка сильной версии концепции постиндустриального общества / О.К. Трубицын // Философия и гуманитарные науки в информационном обществе. - 2020. - Т. 30, №4. - С. 83-103. EDN: UULCQE
2. Твенге Д. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым ко взрослой жизни / Д. Твенге [пер. с англ. А. Толмачева]. - М.: Группа Компаний “РИПОЛ классик”. 2019. - 406 с.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: Академия, 1999. - 783 с. EDN: QOCVVP
4. Асмолов А. О том, как лозунг “Хочешь жить - умей учиться” становится стержнем изменений в образовании URL: https://pedsovet.org/article/aleksandr-asmolov-o-tom-kak-lozung-hoces-zit-umej-ucitsa-stanovitsa-sterznem-izmenenij-v-obrazovanii (Дата доступа 23.08.2024).
5. Keynes J.M. Economic Possibilities for our Grandchildren / John Maynard Keynes // Nation and Athenaeum. - 1930. - Vol. 48, №. 2-3. - P. 96-98.
6. O’Reilly T. Managing the Bots That Are Managing the Business / T. O’Reilly // MIT Sloan Management Review. - 2016. - May 31. - P. 1-4.
7. Тихонова Н.Е. Профессиональная структура современной России: особенности и динамика / Н.Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2020. - № 3. - С. 18-34. EDN: NJHALT
8. Хохлова М.Г. Профессиональная мобильность рабочей силы в России / М.Г. Хохлова // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. - 2022. - №4. - С. 74-83. EDN: YBDPVM
9. Streitfeld D. Data-Crunching Is Coming to Help Your Boss Manage Your Time / D. Streitfeld // The New York Times. 2015. - URL: https://www.nytimes.com/2015/08/18/technology/data-crunching-is-coming-to-help-your-boss-manage-your-time.html (Дата обращения 23.08.2024).
10. James Downie. Japanese railway company scanning employees’ smiles / James Downie //Foreign Policy. - 2009. - URL: https://foreignpolicy.com/2009/07/07/japanese-railway-company-scanning-employees-smiles/ (Дата обращения 23.08.2024).
11. Hutton J. Mobile Phones Dominate in South Africa. / J. Hutton. - 2011. http://blog.nielsen.com/nielsenwire/global/mobile-phonesdominate-in-south-africa (Access date 23.09.24).
12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
13. Barlow J.P. A Declaration of the Independence of Cyberspace / J.P. Barlow URL: https://www.eff.org/cyberspace-independence (Access date 08.09.2024).
14. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр. - М.: Добросвет, 2000. - 258с.
15. Чухин, С. Г. Гражданское образование в условиях постмодерна: социокультурные вызовы / С. Г. Чухин // Общество и непрерывное благополучие человека: Сборник научных трудов Международного научного симпозиума “Общество и непрерывное благополучие человека”, Томск, 27-30 марта 2014 года / Под редакцией Г.А. Барышевой, Л.М. Борисовой; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2014. - С. 282-291. EDN: SBWOAT
16. Шабанова М.А. Этичное потребление как инновационная практика гражданского общества в России / М.А. Шабанова // Общественные науки и современность. - 2015. - № 5. С. 19-34. EDN: UTEWUJ
17. Митрошенков О.А. Пост постмодернизм как предчувствие / О.А. Митрошенков // Социальные и гуманитарные знания. - 2013 - №4. - С. 52-61.
18. Sharipov F.F. Transdisciplinary strategy of continuing engi-neering education / F.F. Sharipov, T.Y. Krotenko, M.A. Dyakonova // Engineering Economics: Decisions and Solutions from Eurasian Perspective. Engineering economics week - 2020. - vol. 139 - P. 480-488. EDN: CCSOSC
19. Павлов А.В. Философия культуры в постпостмодернизме: критический анализ: дис. доктор наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры / А.В. Павлов. - ФГБУН Институт философии Российской академии наук. - Москва, 2019. - 447с. EDN: IIJRYO
20. Guțu D. ‘Casuals’ culture. Bricolage and consumerism in football supporters’ culture. Case study-Dinamo Bucharest Ultras / D. Guțu // Soccer & Society. - 2017. - vol. 18, № 7. - p. 914-936.
21. Хельшер Б. Россия идет на запад? / Б. Хельшер, Р. Диттрих // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - Том II. №1. - С. 66-89. EDN: ONCELZ
22. Вермёлен Т. Заметки о метамодернизме. URL: http://metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism/ (Дата обращения: 28.07.2024).
23. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман. - Спб.: Питер, 2008. - 240 с. EDN: QOABEJ
24. Митрошенков О.А. Пост постмодернизм как предчувствие / О.А. Митрошенков // Социальные и гуманитарные знания. - 2013. - №4. - С. 52-61.
25. Baiman R. Deepening Democracy: Institutional Innovations in Empowered Participatory Governance.// R. Baiman // Science & Society. - 2006. - № 70(4). - P. 566-569.
26. Google, “Understanding Consumers’ Local Search Behavior”, May 2014, URL: think.stor-age.googleapis.com/docs/how-advertiserscan-extend-their-relevance-with-search.research-studies.pdf (Access date 25.08.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Разработаны простые в исполнении, короткие по времени, но эффектные демонстрационные эксперименты и лабораторные работы с применением безопасных химических реактивов по темам: «Непредельные углеводороды», «Ароматические углеводороды», «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры». Статья описывает опыт практической реализации данных лабораторных работ по курсу органической химии на довузовском этапе подготовки иностранных учащихся. По результатам апробации подготовлено к печати оригинальное учебно-методическое пособие «Лабораторный практикум по органической химии» для иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки. Полученные практические результаты позволяют сделать вывод о важности безопасных лабораторных работ на этапе довузовской подготовки иностранных учащихся и их положительном влиянии на успешное усвоение материала обучающимися.
В статье анализируется столетний исторический путь Международного детского центра «Артек». История становления этого уникального педагогического феномена неразрывно связана с философскими, идеологическими и психологическими основаниями, отражающими многообразные влияния со стороны трансформирующейся социально-экономической формации и соответствующих форм общественного сознания: идеологии, политики, права, морали, науки. Изначально Артек создавался как воспитательно-оздоровительное учреждение и экспериментальная площадка для формировании специальной педагогики Артека, как явления культурной жизни страны. Дети и подростки получали путевку в Артек как поощрение за свою успешную общественно-полезную деятельность, которая определяла суть прагматического педагогического подхода и приоритетную цель воспитания. В этом же направлении развивались и совершенствовались формы и методы идейно-политического, интернационального, физического и эстетического воспитания. В процессе становления Всесоюзного пионерского лагеря Артек это социальное пространство стало базой политической социализации, подготавливая тысячи пионеров-активистов для пионерской организации страны, а в период существования Международного пионерского лагеря активизировалась идеологическая и политпросветительская работа среди артековцев из многих стран. Ограничением системы воспитания являлись формализм и чрезмерная заорганизованность жизни пионеров, в результате чего снижалась роль самостоятельности ребенка и осознания собственной субъектности.
Настоящее исследование посвящено проблеме педагогической профилактики правонарушений у подростков, обучающихся в средних учебных заведениях. В исследовании выявлена сущность проблемы противоправного поведения несовершеннолетних и установлено, что оно признается социальной проблемой, требующей комплексного и всестороннего подхода. Существует множество причин проявления противоправного поведения несовершеннолетних, одни из которых являются видимыми и очевидными, другие - скрытыми. Выявление и профилактика девиантного поведения подростков, позволяет своевременно устранить указанные причины. Особая роль в профилактической работе отводится именно образовательным учреждениям, в рамках которых дети проводят значительное количество времени. Установлено, что педагогическая профилактика в рамках средних профессиональных организаций является комплексной и продуманной работой, направленной на выявление, предотвращение и устранение проявлений девиантного поведения подростков. На сегодняшний день применяется множество форм и методов работы с целью профилактики правонарушений, которые направлены на такие аспекты воспитания, как формирование правовой культуры, гражданской идентичности, правосознания, патриотизма и т. д. Кроме того, профилактическая работа включает в себя обязательный контроль за деятельностью отдельных студентов, наиболее склонных к проявлению девиантного поведения. Контроль осуществляется в процессе основных занятий, на классных часах, внеурочных мероприятиях и иной деятельности, в которой задействованы такие подростки. Характер и направленность педагогической профилактики зависят от уровня проявления девиантного поведения студентов и предполагают общую, групповую и индивидуальную профилактическую работу.
В статье анализируется состояние социологической культуры студентов, обучающихся по направлению «социология» БФУ им. И. Канта. В исследовании применялась методика изучения социологической культуры Проказиной Н. В., которая реализовывалась в онлайн-анкетировании методом основного массива с последующим корреляционным анализом полученных данных. В качестве объяснительной теории использовалась типология социологического мышления и воображения Кравченко С. А. В результате было выявлено, что будущие социологи считают опросы общественного мнения нужными, но не все убеждены в их способности отражать действительное мнение населения. Осведомленность о деятельности социологических центров сводится лишь к наиболее популярным из них: Социологическая лаборатория БФУ им. И. Канта, ВЦИОМ, Левада-центр (Левада-центр внесен Министерством юстиции РФ в реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента), ФОМ. Задача социологических исследований, в понимании студентов, состоит в помощи властным структурам при решении проблем граждан. Сами социологи по большей части видятся исследователями, которые самостоятельно не участвуют в преобразовании общества. Немногие будущие социологи узнают социологическую информацию из надежных источников - научных статей и сайтов социологических центров. Был сделан вывод, что социологическое мышление и воображение будущих социологов преимущественно относится к рефлексивной метапарадигме и интегральной метапарадигме модерна.
Обсуждается гипотеза: идёт ли процесс установления такого нового «гендерного порядка», при котором традиционно мужские роли («мужественные роли», «маскулинные роли») переходят в значительной мере от мужчин к женщинам, соответственно, весьма значительная часть мужчин перестаёт обладать (в той или иной мере) мужской идентичностью? Представления людей о своём поколении неизбежно преломляются через базовые ценности, распространённые в социуме и определяющие менталитет индивидов и общества, а вместе с этим - и реальное поведение людей. Эмпирической основой статьи являются материалы авторского социологического исследования, в рамках которого респондентам было предложено оценить, какие положительные и отрицательные (в большей или меньшей степени) черты-свойства присущи людям их поколения. Были также предложены вопросы, касающиеся проблемы патриотизма и готовности респондентов отстаивать интересы своего государства. Социологические картины «женского мира» и «мужского мира» в представлениях массы респондентов о положительных и отрицательных чертах своего поколения заметно различаются. Однако, общая направленность ответов - по сути, гражданственно-патриотических моральных установок - является однотипной, непротиворечивой у мужской и женской групп респондентов.
В статье рассматриваются методы и приемы манипуляции сознанием аудитории в медиатекстах на примере Телеграм-каналов. Было определено, что на сегодняшний день методы и приемы манипуляции значительно усовершенствовались, и к созданию медиатекстов привлекаются специалисты высокого уровня подготовки, причем не только представители медиа, но и психологи, социологи, PR-специалисты и маркетологи. В работе проанализировано около двух тысяч медиатекстов, на основе полученных данных описаны приемы манипуляции, которые используются в медиатекстах. Данный перечень является открытым и может дополняться другими.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru